Тема: Образ Дождя (акварель)
Главные задачи: Холодная гамма. Передача пасмурного настроения природы.
Сопутствующие задачи: обучение навыкам в работе с акварелью, преодоление страха перед чистым листом бумаги; понятие о живописности в акварели: красота подтеков, случайных разводов и пятен.
Оборудование: акварельные краски, палитра, баночка для воды, кисточки, альбомы, рисунки детей.
Ход урока:
Введение в тему.
- Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну рисования.
- Давайте отгадаем загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В туче прячется во мгле,
Только ноги на земле.
- Правильно. В этих загадках говорится про дождик. Сегодня мы научимся изображать дождик с помощью акварели.
- А что такое дождик? Из чего он состоит? (Из маленьких капелек воды).
- Продолжим беседу дальше. Какое настроение вызывает летний дождик?
- А что можете сказать про осенний дождик?
- Говорим, что осень желтого цвета. Но она еще бывает хмурой, дождливой и холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно и тучи огромные, черные.
Скучная картина!
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца… (А Плещеев).
Работа над темой.
- Возьмите синюю и желтую акварель и смешайте на палитре. Какой цвет у вас получился?
- Что он вам напоминает?
- Теперь попробуйте к каждому из этих цветов добавить немного черного. Как меняются цвета после смешения с черным?
- Они становятся более мрачными, пасмурными, вызывают в памяти настроение хмурого дождливого дня. Вот мы получили краски дождя. Можем приступить к работе. Но сначала давайте позовем дождик.
Дождик, лей, лей, лей,
На меня и на людей.
На людей по ложке,
На меня по плошке,
А на бабкин дом
Поливай ведром!
- А где же живет дождик? (В облаках, в тучах)
- Правильно. А над тучами голубое небо. Давайте нарисуем небо. Я тоже буду рисовать вместе с вами. Получилось? Тогда работаем дальше.
- В небе есть и солнышко. Кое-где проскальзывают его лучики. Каким цветом покажем?
- А вот дождевые тучи находятся ближе к земле. Под голубым небом нарисуем дождевую тучку. Получать цвета дождика вы уже можете. Покажите на рисунках, как сыпется дождик из этой тучки на землю.
Посмотрите как ребята рисовали разное состояние после и во время дождя
Самостоятельная работа учащихся.
- Ребята, дождь идет не все время. Он перестает. Ответьте, пожалуйста, что можно делать после летнего теплого дождика? Нарисуйте и подберите цвета так, чтобы вы могли передать настроение во время дождя и после.
Поделитесь своими впечатлениями на рисунках.
Рефлексия.
- Какое сегодня утро?
Сегодня хмурое утро,
Сегодня скучное утро
И, кажется, будет дождь.
Почему же плохое утро?
Сегодня доброе утро,
Сегодня веселое утро
И тучи уходят прочь.
- Какие слова использует автор стихотворения для описания пасмурного утра?
- Какими словами говорит о солнечном утре?
- Расскажите, каким получился ваш дождик?
- Как получили цвета дождика?
-Какое настроение вызывает ваш рисунок?
Итог урока.
- Друзья мои, я очень довольна вашими работами. Спасибо за урок!