Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Молодёжное»
Конспект урока русского языка
в 7 классе по теме
«Причастие как часть речи»
Составила : Срибная В.В.
с.. Молодёжное
2016
Тема: Причастие как часть речи.
Цель: познакомиться с новой частью речи - причастием
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
-- формировать умение отличать причастие от других частей речи
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
получение новых знаний об особой форме глагола - причастии;
работа с текстом.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
листочки с заданиями;
листочки с кроссвордом
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. - Мы будем сегодня работать по группам. Одна группа называется Глагол, другая Прилагательное. | Приветствие | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
| - Что такое глагол и прилагательное?
- В каком разделе науки о языке изучаются части речи?
-Морфология, части речи. Кто определит, о чём будем говорить на уроке? Что будем изучать?
-На доске записаны слова: красный, краснеющий, краснеть. Выберите каждая группа свою часть речи
- Докажите правильность своего выбора.
Работа со словами красный и краснеющий. Доказываем, что краснеющий не прилагательное.
-Какой частью речи является слово краснеющий?
- Какая проблема встала перед нами? Как её решить?
- А какую именно будем изучать, мы узнаем, решив кроссворд.
| -Части речи.
- Морфология.
Ответы учащихся.
Ответы учеников. - Глагол- краснеть, прилагательное- красный и краснеющий.
Ответы учеников. Глагол отвечает на вопросы что делать? и обозначает действие предмета. Прилагательное отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета.
- Прилагательное образовано от существительного, а слово краснеющий от глагола.
Ребята затрудняются ответить, потому что мы её ещё не изучали.
- Не знаем часть речи. Должны её узнать и изучить.
Решают кроссворд. - Часть речи называется причастие. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
|
3.Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.
| -Правильно. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
-Какие задачи будем решать на уроке? | Записывают число и тему.
- Узнать, что такое причастие. -На какие вопросы отвечает. -Что обозначает. -Будем учиться отличать причастие от других частей речи. -Будем учиться находить причастие. -Правильно образовывать. -Правильно употреблять. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4.Открытие нового. | Каждая команда подбирает слова на тему осенний лист той части речи, которой названа команда.
-Образуйте слова, отвечающие на вопрос прилагательного, но образованные от глагола.
-Как вы думаете, какая часть речи у нас получилась?
-Кто скажет, так что же такое причастие?
- Запишите признаки причастия в тетрадь.
- От глаголов темнеть, посветлеть, ночевать, околдован, взволновать, рассеять, распускаться образовать причасти (устно). Слайд
-Сделать вывод.
-Образуйте и запишите словосочетания с причастиями . 1)девочка, которая читает 2) воин, который сражался 3)делегация, которую встретили 4)задача, которую решают 5) земля, которую покрыл снег
- Определение третьего признака причастия
- Определить, что обозначает, вспомнив признаки глагола и прилагательного.
-Распределить слова в три столбика: глагол, прилагательное и причастие: тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный, горящий, смеющийся, люблю, пришил. | Глагол: желтеет, падает, кружится, опадает. Прилагательное: желтый, красный, осенний, сухой.
-Падающие, кружащиеся, опавшие и т.д.
-Причастие.
- Причастие – это часть речи, которая отвечает на вопросы прилагательного и образовано от глагола.
Работа в тетради: запись признаков причастия.
-Темнеющий, посветлевший, ночующий, околдованный, взволнованный, рассеянный, распустившийся.
-Причастия образуются от глаголов и отвечают на вопросы прилагательного.
Читающая девочка Сражающийся воин Встреченная делегация Решённая задача Заснеженная земля
-Можно заменить словосочетанием который + глагол
- Обозначает признак по действию
- Глагол: выполнил, бежит, бережёт, люблю, пришил; прилагательное: тихий, громкий, умный, бережливый, изящный; причастия: читающий, умеющий, летящий, горящий, смеющийся. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
Регулятивные: ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания; пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации; проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности. Познавательные: умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом).
|
5. Физ.минутка. |
| Выполняют упражнения |
|
6. Открытие нового (продолжение) | Игра «Свой кошелёк»: на доске висят в разных местах листочки, на которых написаны причастия и прилагательные. Нужно по одному подбежать и сорвать листочек со своей частью речи. Одни собирают причастия, другие прилагательные. Теплый дождь, чернеющая пропасть, горячая печь, черная ночь, мелкий брод, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, стоящий мальчик, собранные грибы, синее небо, выкрашенный пол, красные ягоды,последний лист
-Учимся составлять словосочетания с причастиями: В …. море, на… к(о,а)рабле, …. листья, …… всадник, …… здание.
-Буквенный диктант. Распределить под цифрами буквы ПГ- прилагательное, ПР- причастие, Г- глагол. Обменяться и проверить, а один ученик читает ответы. Гудящий шум, талантливый ученик, моет пол, седые волосы, чернеющая смородина, колосистая рожь, убирается в комнате, скачущий всадник, жёлтый лист, встревоженные птицы.
- Работа с текстом: выписать по два словосочетания с причастиями. Шумел прилив. Набегали грохочущие волны о подножие тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, продавленные тяжкой грудой льда. Ледяные края придвинулись к берегу. Пошел гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб.
-Проверка. Вывод. | Выбегают, срывают листочки. Причастия: чернеющая пропасть, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, стоящий мальчик, собранные грибы, выкрашенный пол,
Прилагательное: Теплый дождь, горячая печь, черная ночь, мелкий брод, синее небо,красные ягоды, последний лист
- В чернеющем море, на тонущем корабле, раскиданные листья, скачущий всадник, строящееся здание.
1-ПР 2-ПГ 3-Г 4-ПГ 5-ПР 6-ПГ 7-Г 8-ПР 9-ПГ 10-ПР
Грохочущие волны, успокоившиеся волны, продавленные грудой, волны продавленные, бормочущее шипение,ломающихся глыб.
-Ответы учеников. |
|
7.Подведение итогов. Рефлексия. | - Что нового узнали на уроке? -Кому было легко, а кому трудно на уроке? -Чем вызваны трудности? -Чем остались довольны?
| Ответы учеников | УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества)
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
|
8. Домашнее задание | Пар.9 правило, упр.56 ; объяснение домашней работы |
|
|