Конспект урока "Митоз"

Урок способствует формированию знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли

Содержимое разработки

Тема урока: «Митоз»

Цель: сформировать знания  о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли, раскрыть  особенности  протекания каждой фазы митоза.

Планируемые образовательные  результаты:

    1. Предметные: способствовать формированию знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли; раскрытию особенностей протекания каждой фазы митоза

    2. Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, с демонстрационным материалом

    Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация видео, смысловое чтение, работа с рисунками.


Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся и проверка готовности к уроку

Приветствует обучающихся,

-проверяет готовность к уроку

Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2

Мотивация к деятельности.


Ситуативное задание

Задание 1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает  - от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет. 
2.  Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов?

 -  Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) 

Задание 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия, например: хромосомы, ядро, рост, размножение и т.д.).

Задание 3. Как вы думаете, какое отношение к теме нашего урока имеет стихотворение:

23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.

Какова, на ваш взгляд цель нашего урока?

Итак, в ходе работы над заданиями появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы


-мотивирует учащихся к изучению темы «Митоз»;

-стимулирует эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи;

- проявляет позитивное отношение к процессу;


-помогает осознать необходимость приобретения новых знаний о делении клетки


Формулирование темы урока



































Обсуждение целей урока



Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, Формирование мыслительных операций.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи.

Регулятивные УУД: самоопределение, смыслообразование

3

Актуализация знаний

Задание 1. Посмотреть видефрагменты 1-3. 1. Рост клеточных и многоклеточных организмов. 2. Жизненный цикл клетки. 3.Схема митоза. Прочесть текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр. 124 и ответить на вопросы:

1 группа: Почему говорят: Береги себя! Нервные клетки не восстанавливаются?

2 группа: Почему после заживления у человека тяжёлых рваных ран образуются глубокие рубцы, уродующие тело человека?

3 группа: Лист растения состоит из основной ткани, клетки которой не делятся, тем не менее листья растут. За счёт чего происходит рост листовой пластинки?


Деление класса на группы;

-актуализирует знания обучающихся о делении клеток, о видах животных и растительных тканей, о дифференцировки клеток.



Поиск ответа на поставленный вопрос в группах, формулирование вывода.



Познавательные умения:

поиск и выделение необходимой информации; умение устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные умения: знаний сущности процесса деления клеток и процесса дифференцировки клеток в многоклеточном организме

4

Изучение нового материала

Задание 1.

Послушать объяснение учителем материала о ходе митоза, посмотреть видефрагменты 4.5. Редупликация. Митоз.

Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы:

1.Расположение хромосом по экватору(М)

2.Растворение ядерной оболочки(П)

3. Формирование ядерной оболочки(Т)

4. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам(М)

5. Исчезновение нитей веретена деления(Т)

6. Расхождение хромосом к полюсам клетки(А)

7. Спирализация хромосом(П)

8. Расхождение центриолей к полюсам(П)

9. Появление в цитоплазме перетяжки(Т)

10. Образование хроматина(Т)

Задание 2

Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы


1 группа: задание «Нарушение митоза»
Составить логические пары: тип воздействия – последствия.

«Правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются. Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления. Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом »

2 группа: задание «Различие митоза у растений и животных». 

Проанализировав текст, найдите отличия в протекании митоза у растений и животных. Заполните таблицу.

 

Вопросы для сравнения

Митоз в растительной клетке

Митоз в животной клетке

Наличие центриолей



Особенности цитокенеза



Место протекания




Самое главное событие, происходящее во время митоза – это равномерное распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Митоз в клетках растений и животных протекает почти одинаково, но отличия всё- таки имеются. Так, например, в растительных клетках нет центриолей. В конце телофазы в растительных клетках из нитей веретена деления в экваториальной части формируется фрагмопласт, в эту же область перемещаются рибосомы, митохондрии, ЭПС. Всё это приводит к формированию клеточной пластинки, которая в последствии разделит клетку надвое. Этого процесса не наблюдается у животных. Есть и различия в цитокинезе, например, только у животных образуется перетяжка. Митозы у животных происходят в различных тканях и участках организма, чего не скажешь о растениях. Там митоз происходит в строго определённых местах, где расположена образовательная ткань, то есть в меристемах. Например, на кончиках корня (зона роста), в почке (конус нарастания), камбии.


3 группа: задание «Амитоз»
Выделите из текста «опорные» точки, т.е. в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза.

«Митоз – наиболее распространённый, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников. Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании, после него клетки не способны к митотическому делению ».
Задание 3

Посмотреть видефрагмент 6. Значение митоза. Ответить на вопрос: Как с позиций знаний, полученных на уроке, вы оцените ситуацию?

Их нечаянно подслушанного разговора двух девушек, сидящих в очереди в парикмахерской, следует, что одна из девушек жалуется другой, что ей часто приходится посещать мастера, тратить время и деньги на стрижки и маникюр. Обращается она к мастеру примерно в два раза чаще, чем подруга, так как у неё быстрее растут волосы и ногти, и этим она крайне недовольна и находится в недоумении, почему так происходит. Что могла ответить ей подруга?




Объясняет материал о ходе митоза;

актуализирует знания о строении клетки;

вводит понятия:

интерфаза, редупликация (удвоение ДНК), профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления, хроматиды, центромера






С помощью смыслового чтения учит учащихся определять нужную и второстепенную информацию, выполнять логическое свёртывание фактов, связанных с митозом

































































































Показать биологическое значение митоза

Показать практическое использование процесса деления клеток в жизни человека





Фронтальная беседа
























Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы








































































































Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы, делают выводы










Познавательные умения: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного

Регулятивные умения: осознание учащимся качества и уровня усвоения

Коммуникативные умения: умение слушать учителя, эффективно взаимодействовать со сверстниками при выполнении заданий

Предметные умения: знание сущности митотического цикла: интерфазы, редупликации ДНК, митоза, фаз митотического деления и преобразования хромосом


Познавательные умения: умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений, достраивать недостающие компоненты, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные умения: контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выра­
ботке общей (групповой) позиции;
умение устанавливать и сравнивать разные точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор


Предметные умения: умения применять знания о митозе для объяснения сущности биологических процессов




















































































Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные умения: умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно

Коммуникативные умения: умение находить общее решение

Предметные умения: понимание биологического смысла и значения митоза , умение использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста


5

Закрепление изученного материала

Задание 1.Возвращаемся к числу 23, о котором говорилось в начале урока.)
23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.

Ребята, о чём идёт речь? (23 пары хромосом в соматических клетках и процессы деления клеток)
Задание 2. Я прочту стихотворение, которое помогает запомнить последовательность фаз митоза. Соотнесите знания, полученные вами сегодня на уроке с текстом. Помогут ли вам ключевые слова стиха: папа, мама, Аня, Толя усвоить материал урока? Нет ли биологических ошибок в стихотворении?

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),
И первая фаза митоза - профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления - 
Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта. 
Метафаза – вторая фаза митоза всегда. 
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.
Анафаза – третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам - 
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу 
Четвертая фаза митоза – телофаза.
Хромосомы раскручиваются, у них выход один - 
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки,
Появляются две прелестные, чудные детки.
Имеют диплоидный набор дочерние клетки и в точности похожи
На материнскую клетку.

Задание 3. Вернёмся к кластеру, который мы составляли в начале урока. Какими новыми понятиями, освоенными на уроке, вы его дополните?

Задание 4

Каждая группа получает конверт в котором находится информация об одной из фаз митоза и иллюстративный материал. Рассматривая рисунки , обучающиеся должны определить фазу митоза, из фрагментов сложить определенный текст, наклеить схему и текст на лист бумаги и подготовиться к защите работы.


Обобщают знания учащихся о митозе;

установливают степень усвоения учащимися темы используя 4 типа заданий.


Отвечают на вопросы;

соотносят знания с текстом




















































Дополняют кластер




У доски обучающиеся защищают выполненные работы и выстраивают общую схему процесса


Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном

Коммуникативные умения:

умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и

диалогической формами речи


Предметные умения:

умение пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения органоидов клетки с процессом непрямого деления


































Предметные УУД: формирование знаний о механизмах митотического цикла, фаз митоза и преобразование хромосом


Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать свое время, управлять им

Коммуникативные УУД:

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение сравнивать разные точки зрения

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи


6

Первичная проверка понимания изученного

Применение нового знания

Задание 1. Ответить на вопросы теста (выбрать один ответ из четырёх)

 1.Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток с


1) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке
2) уменьшенным вдвое набором хромосом
3) увеличенным вдвое набором хромосом
4) различающимся между собой набором хромосом

2. При делении клетки происходит формирование веретена деления в


1) профазе
2) телофазе
3) метафазе
4) анафазе

3.Редупликация ДНК в клетке происходит в


1) профазе
2) метафазе
3) интерфазе
4) анафазе

4.Профазу митоза можно определить по


1) спирализации хромосом, их беспорядочному расположению в цитоплазме
2) расположению хромосом в экваториальной плоскости клетки
3) расхождению хроматид к противоположным полюсам клетки
4) наличию двух ядер и перетяжки в клетке

5.Значение митоза состоит в увеличении числа


1) хромосом в половых клетках
2) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
3) молекул ДНК по сравнению с материнской клеткой
4) хромосом в соматических клетках

6.По каким признакам можно узнать анафазу митоза?


1) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме
2) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки
3) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки
4) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер

7.Раны и царапины на коже заживают благодаря


1) митозу
2) мейозу
3) амитозу
4) простому делению

8. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают


1) рибосомы
2) хромосомы
3) митохондрии
4) лизосомы


Задание 2 Установить правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза.  Ответ записать буквами без пробелов. 

А) распад ядерной оболочки 
Б) утолщение и укорочение хромосом 
В) выстраивание хромосом в центральной части клетки 
Г) начало движения хромосом к центру 
Д) расхождение хроматид к полюсам клетки 
Е) формирование новых ядерных оболочек


Задание 3. Написать синквейн на тему «Митоз»


научить школьников:

- применять полученные знания;

- оценивать результат учебной деятельности;

-развивать критическое мышление

Отвечают на вопросы;

Установают правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза;

составляют синквейн.

Познавательные умения: умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные умения: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные умения: умения работать индивидуально


Предметные умения:

умение пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения органоидов клетки с процессом непрямого деления

7

Рефлексия

Самоанализ

I. Задание на самоанализ. 1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»


Самооценка

II. Задание на самооценку. И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Особенно хорошо я усвоил …

- Свой результат могу оценить так…



Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности

Анализируют формы деятельности на уроке, дают самооценку.

Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки

Предметные умения: умение пользоваться терминологией

Коммуникативные умения:

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей

8

Домашнее задание

  1. уровень – п. 21

  2. уровень – п. 21, задача

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6*10-9мг. Чему будет равна масса молекул ДНК в: а) метафазе; б) телофазе митоза?


задает д/з

.



Сохранить у себя:
Конспект урока "Митоз"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки