Конспект урока математики 2 класс. Тема "Час. Минута"

Математика. Конспект урока, 2 класс. Тема: "Час. Минута"

Содержимое разработки

Конспект урока

Иванова Мария Валерьевна

Предмет: Математика

Дата проведения: 04.10.2020

Класс: 2 «В»

Тема: «Час. Минута»

Тип урока: открытие новых знаний

Создать условия для реализации целей:

  • познакомиться с новой величиной;

  • формировать представления о единице измерения времени: часе, минуте;

  • совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

Формирование универсальных учебных действий:

Метапредметные:

Регулятивные (Р): контролировать и оценивать свою деятельность, принимать и сохранять учебную задачу; формулировать тему и цели урока, планировать собственную деятельность, осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.

Познавательные (П): поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений; умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы; оформлять мысли в устной форме; формирование двигательных умений.

Коммуникативные (К): умение слушать и слышать учителя; умение использовать речь для регуляции своих действий; умение формулировать собственное мнение; умение понимать задаваемые вопросы; умение выражать и обосновывать свою точку зрения; умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Личностные (Л): Иметь желание учиться, проявлять интерес к предмету (учебному материалу); уметь слышать и слушать собеседника; обосновывать свою позицию, понимать значение знаний для человека; формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников; умение организовать себя и свое учебное место; развитие логического мышления, повышение уровня интеллекта.

Методы: словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), практические (упражнения, работа у доски).

Средства обучения:

- для учителя: учебник математики М.И. Моро и др., 2 класс, 1 часть, компьютер, проектор, презентация, доска, раздаточный материал, модель часов, секундомер.

- для учащихся: учебник математики М.И. Моро и др., 2 класс, 1 часть, тетрадь, пенал.







ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (Р)

Осуществляемые действия

Формируемые умения

  1. Организационно - мотивационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

5 мин.

Приветствие:

–Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво возле своих парт.

Меня зовут Мария Валерьевна. Сегодня мы с вами проведем урок математики.


Проверка готовности к уроку:

– Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

- Тихо садитесь.


Эмоциональный настрой:


Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – всё для вас.

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!


Каллиграфическая минутка:


- Откройте свои тетради, запишите число 4 октября. Отступите одну клетку вниз и запишите показ, так же как у меня на доске, через клетку.

- Написание, каких чисел вы видите? (5 и 50)

- Подчеркните аккуратно карандашом одну цифру 5 и одну цифру 50, которая получилась лучше всего.


Приветствуют учителя.





Проверяют готовность к уроку.



Настраиваются на дальнейшую работу.

Умение слушать и слышать учителя (К.)





Умение организовать себя и свое учебное место. (Л.)




Осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов, формирование своей жизненной позиции в отношении самого себя и своего будущего (Л.)



  1. Актуализация знаний.

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

5 мин.

(РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ)

  1. Индивидуальная работа по карточкам:


Задание № 1: Вставь пропущенные числа.


5 + 8 = 7 + 17 – 9


1 2 – 7 = – 3 + 8 +


1 7 – 8 = 13 – и 7 + 7 = +


Задание № 2: Заполни схему, реши задачу.

В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось ещё 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?


- (Имена), вам даны индивидуальные карточки для работы. Рассмотрите задания.

- Есть вопросы по заданиям? На работу вам отводится пять минут. Приступаем к работе.

- Остальные работают вместе со мной.

  1. Устный счёт:

- Ребята, сейчас мы выполним задание на устный счёт. Я буду говорить задание, а вы по поднятой руке называете ответ.

- Своё согласие с ответом вы будете показывать большим пальцем вверх, несогласие большим пальцем вниз.

- Слушайте внимательно задания!

  1. Сумму чисел 5 и 6 уменьшили на 8. (Имя), сколько получилось? (3)

- Ребята, вы согласны с ответом (Имя)? Сигнализируем.

  1. К разности чисел 13 и 5 прибавили 4. (Имя), ответ. (12)

- Согласны с ответом?

  1. Из 12 вычли разность чисел 14 и 7. (Имя), сколько получиться? (5)

  2. К 20 прибавили разность чисел 11 и 6. (Имя), какой будет ответ? (25)

- Ребята, вы согласны с (Имя)? Сигнализируем.

  1. Найдите сумму чисел 13, 6, 4, и 7? Кто уже посчитал, какой получиться результат? Отвечай. (30)

  2. Из 48 вычли сумму чисел 20 и 20. (Имя), каков будет результат? (8)

  3. Сколько нужно вычесть из суммы чисел 13 и 7, чтобы осталось 8?

- (Имя), сколько нужно вычесть? (вычесть 12)

- Молодцы, ребята! Вы успешно справились с этим заданием!

- Закончили работу по карточкам. Передайте их мне. На перемене я проверяю, как вы выполнили свою работу.



Работают в карточках самостоятельно.



















Отвечают на вопросы учителя, решают в уме.










Умение понимать задаваемые вопросы (К.)








Развитие логического мышления, повышение уровня интеллекта (Л.)


  1. Постановка темы и целей урока.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

4 мин.

- Ребята, какие величины вы уже знаете? (длинна, масса, температура) (на слайд выводиться таблица)

- Посмотрите на слайд. Сопоставьте величины с их единицами измерения.


Величины

Единицы измерения


Длина


Масса

Сантиметр

Час

Дециметр

Килограмм

Минута

Миллиметр


- Какие единицы измерения остались? (Час, минута)

- Что они измеряют? (Время)

- Сформулируйте тему урока (Час. Минута)

- Что вам было бы интересно узнать про час и минуту? (узнать, что измеряется минутами и часами; сколько в часе минут; какие бывают часы). (Либо)

- Ребята, я назову, что мне бы было интересно, а вы выберите, что из этого вам больше всего понравилось.


Отвечают на вопросы учителя.


Сопоставляют величины с единицами измерения.










Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему урока.

Ставят цели на урок.






Умение слушать и слышать учителя (К.)














Формулировать тему и цели урока (Р.)

  1. Открытие нового знания.

Цель этапа:знакомство с новыми понятиями, включение их в активный словарь.

10 мин.

  1. Знакомство с единицами времени

- Ребята, посмотрите Математик снова у нас в гостях. Что это он нам принёс? (будильник)

- И ещё какой-то листок с записью. Давайте прочтём, что здесь написано.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.


- О чём здесь идёт речь? (о стрелках часов)

- Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка)

- Почему её сестрица, что повыше, бегает быстрее? (минутная стрелка)

(Демонстрирую на часах, одновременно задаю вопросы)

- Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой чёрточки до другой большой чёрточки)

- Что происходит с минутной стрелкой? Как она движется? (От одной маленькой черточки до другой маленькой чёрточки)

- Сколько таких чёрточек на циферблате? Сосчитайте. (60)

- Как называют расстояние от одной маленькой чёрточки до другой маленькой черточки? (минута)

- А весь кругу, который она проходит? (час)

- Так сколько в часе минут? (60 мин.)


(Вывешиваю на доску карточку 1 ч = 60 мин)


- Посмотрите внимательно на слова. Как вы видите, они сокращены (час и минута). В общепринятых нормах точка при сокращении не ставится.

- В тетради отступите одну клетку вниз от показа и запишите соотношение между единицами (указываю указкой на карточку) Подчеркните это соотношение простым карандашом.


- Откройте учебник на стр. 31. Проверьте, правильно ли мы ответили на вопросы Математика.

- Сколько в 1 ч. минут? (60)

- Как движется часовая стрелка? (От одной цифры до другой.От одной большой чёрточки до другой большой чёрточки)

- Как движется минутная стрелка? (От одной маленькой черточки до другой маленькой чёрточки)

  1. Практическая работа, знакомство с разновидностями часов

- Ребята, часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сейчас.

- Кто знает, какие часы существовали раньше? (солнечные, песочные, водяные) (показ на слайдах)

Солнечные часы

Первый простейший прибор измерения времени – солнечные часы – был изобретен вавилонянами примерно 3,5 тысячи лет назад.

- Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 мин. Давайте проверим, что можно успеть сделать за это время.


- Предлагаю вам посчитать про себя числа от 1 по порядку, пока будет пересыпаться песок. (Начали! Стоп!)

- На каком числе вы остановились? (ответы учащихся)


- Измерять время с помощью песочных часов было очень неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но песочные часы используют и сейчас.

- Где вы встречались с песочными часами? (в медицине: в кабинете физиотерапии; в интерьере комнаты; в домохозяйстве (засекать время приготовления еды).

- Ещё существуют электронные часы. Они сами показывают время цифрами, а мы с вами работали по механическим часам.


Водяные часы

Наряду с солнечными часами уже во 2-м и 1-м тыс. до н.э. в Индии, Египте, Китае и Греции строились водяные часы, которые показывали время и днём, и ночью. В Вавилоне такие часы были в ходу еще 2050 лет тому назад.

Песочные часы

Песочные часы – один из самых древних приборов для определения времени. Они состоят из двух грушевидных емкостей, соединенных между собой узкими концами.

Цветочные часы

В наше время являются объектом искусства.

- Кто знает, где находятся самые знаменитые механические часы? (на одной из башен Кремля – на Спасской башне).

(Работа с моделью часов)

- Покажите на модели часов часовую стрелку. (Маленькая)

- Покажите минутную стрелку. (Большая)

- Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 1. - Какое время показывают часы? (1 ч.)

- Обойдите минутной стрелкой один круг. Сколько времени прошло? (1 ч.)

- Тогда, часовая стрелка, на какую цифру встанет? (2 ч.)

- Поставьте минутную стрелку на цифру 1. Сколько времени прошло? (5 мин.)

- Назовите полученное время. (2ч. 5 мин.)

- Минутная стрелка стоит на цифре 2.Сколько это минут? (10 мин.)

- Передвиньте минутную стрелку ещё на 5 мин. На какую цифру поставили стрелку? (на цифру 3)

- Хорошо, молодцы!

  1. Работа по учебнику.

- В учебнике, на стр. 31 рассмотрите задание под № 2.

- Что нужно выполнить в этом задание? (определить, какое время показывают часы; определить, на сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч. 25 мин.?)

- Выполним это задание устно.

- Какое время показывают первые (вторые, третьи) часы? (7 ч 30 мин; 7 ч 45 мин; 7 ч 55 мин)

- На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 ч. 25 мин.? (1 часы спешат на 5 мин; 2 часы спешат на 20 мин.; 3 часы спешат на 30 мин.)


Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.































Работают в учебнике.







Выполняют практическую работу вместе с учителем.






Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, рассуждают.



























Работаю с моделью часов.















Работают по учебнику.

Умение использовать речь для регуляции своих действий (К.)



Иметь желание учиться, проявлять интерес к предмету (учебному материалу) (Л.)





Знакомство с новой величиной (Пр.)








Формирования представления о единице измерения времени: часе, минуте (Пр.)







Уметь слышать и слушать собеседника (Л.)






Развития умений наблюдать, сравнивать и делать выводы (Пр.)















Обосновывать свою позицию, понимать значение знаний для человека (Л.)

















Умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию (К.)










Умение выражать и обосновывать свою точку зрения (К.)


  1. Физминутка

1 мин.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Выполняют задание.

Формирование двигательных умений (П.)

  1. Закрепление изученного материала

Цель этапа:

Закрепить первичные умения и навыки.

10 мин.


  1. Работа над задачей.

- Рассмотрите в учебники задание под № 3. (Имя), прочитай вслух эту задачу, остальные внимательно слушают и следят.

Задача:«Мальчики играли в шахматы. Первая партия заняла у них 30 мин, а на вторую они затратили на 10 мин меньше. Сколько времени заняла вторая партия?»

1 этап: Восприятие и анализ содержания задачи.

- Ребята, о чём эта задача? (О том, как мальчики играли в шахматы).

– Что в задаче известно? (известно, что первая партия заняла у мальчиков 30 мин).

- Что неизвестно? (неизвестно количество времени, которое заняла вторая партия).

- Как вы понимаете второе условие задачи? (на вторую партию затратили на 10 мин меньше)

- Что нам нужно найти в задаче? (найти количество времени, которое заняла вторая партия).

Составим краткую запись, я на доске, вы у себя в тетради.

- Какие слова выделим для краткой записи? (1 партия и 2 партия)

- Записываем сокращённо, как у меня на доске. (1-я п. 2-я п.)

- Сколько минут заняла у мальчиков первая партия? (30 мин.)

- Ставим тире напротив 1 партии и записываем 30 мин. Слово «минута» сокращаем до «мин».

- Нам известно, сколько затратили времени на вторую партию? (Нет)

- Тогда какой знак мы должны записать? (Знак вопроса)

- Ставим знак вопроса.

- Но что нам сказано по задаче? (что на вторую партию затратили на 10 минут меньше)

- Ставим запятую после вопросительно знака. Пишем «на 10 мин» и ставим знак меньше и проводим стрелку к 1-ой партии.

На доске запись с комментированием:


1 -я п. – 30 мин


2-я п. – ?, на 10 мин


- Назовите решение задачи:

30 – 10 = 20 (мин) – затратили мальчики, на вторую партию.

Ответ: 20 минут.

- Записываем решение в тетрадь. Обратите внимание как я записываю слово «минута» в скобках. Так же сокращаю его до «мин» и ставлю точку, а в краткой записи точек мы не ставим.

- Теперь, изменить вопрос так, чтобы задача решала в два действия. (Сколько времени заняли обе партии?)

- Верно! Тогда как изменится краткая запись? Что нам нужно добавить? (Добавить фигурную скобку со знаком вопроса)

- Для чего мы это сделаем? (для того, чтобы показать какой вопрос задачи главный)

Дополняю запись на доске:


1

?

-я п. – 30 мин


2-я п. – ?, на 10 мин


- Решите эту задачу самостоятельно.

- (Имя), читай решение задачи, остальные внимательно слушают и проверяют.

- Ребята, вы согласны с решением (Имя)? (большой палец вверх или вниз).

Решают задачу из учебника.





Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.










Составляют краткую запись задачи.















Решают задачу. Записывают её решение в тетрадь.







Изменяют вопрос задачи.











Решают задачу самостоятельно.




Совершенствования вычислительных навыков и умений решать задачи (Пр.)






Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений (П.)













Умение выражать и обосновывать свою точку зрения (К.)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

5 мин.

- Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы сегодня работали? (Час. Минута)

- Какие цели мы ставили на уроке? (познакомиться с единицами времени: час, минута; узнать ….; научиться решать задачи с единицами времени).

- Мы достигли их? (да)

- Хорошо, продолжите фразы:

  • сегодня я познакомилась с…

  • узнала о …

  • я выполнял задания,… я понял, что…

  • было трудно…

  • у меня получилось …


- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, вы поняли тему, вам всё легко давалось, и понравился урок. Жёлтый, если вы смогли разобраться в теме, но с трудом. Красный, если вы не поняли тему и вам не понравился урок.

- Сегодня на уроке я ставлю оценку пять (Имена), за ваши правильные и полные ответы, за грамотное объяснение у доски.

- Спасибо за урок, до свидания!


Подводят итог урока.



Рассуждают.













Получают оценки.


Умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (П.)



Формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников (Л.)








Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника (Р).



















Индивидуальная карточка


Задание № 1: Вставь пропущенные числа.


5 + 8 = 7 + 17 – 9


1 2 – 7 = – 3 + 8 +


1 7 – 8 = 13 – 7 + 7 = +


Задание № 2: Заполни схему, реши задачу.


В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось ещё 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?




Решение:



Ответ:




Задание № 1: Вставь пропущенные числа.


5 + 8 = 7 + 17 – 9


1 2 – 7 = – 3 + 8 +


1 7 – 8 = 13 – 7 + 7 = +


Задание № 2: Заполни схему, реши задачу.


В вазе лежали яблоки. После того как 4 яблока взяли, там осталось ещё 2 яблока. Сколько яблок было в вазе?


Решение:



Ответ:

Сохранить у себя:
Конспект урока математики 2 класс. Тема "Час. Минута"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки