Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

В данной методической разработке содержится подробный конспект урока литературы в 6 классе по теме "Стихи русских поэтов о ВОв.Слово о поэтах - фронтовиках"

Содержимое разработки



Тема урока: Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: познакомить учащихся с историей создания песен, дать биографические сведения о поэтах К.М.Симонове, Д.С.Самойлове; развивать навыки выразительного чтения, умения анализа стихотворного произведения; интерес к прошлому нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.


Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

С каждым годом все дальше уходит от нас героическое время Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия.  Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

Война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране как призыв зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”. Вы слышали фрагмент песни в ролике.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идет война народная,

Священная война!

- Почему война названа "священной"? (Эта война за правое дело, за свою родину, не захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)

Родился Константин 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Но первые годы жизни Симонов прожил в Саратове, Рязани. Родителями был назван Кириллом, но затем изменил свое имя и взял псевдоним – Константин Симонов. Воспитывался отчимом, который был военным специалистом и преподавал в военных училищах.

Если рассматривать краткую биографию Симонова, важно отметить, что после окончания семи лет школы писатель обучался специальности токаря. Затем же в жизни Константина Симонова в 1931 году произошел переезд в Москву, после чего он работал на заводе до 1935 года.

Примерно в то же время были написаны первые стихотворения Симонова, а напечатали его произведения впервые в 1936 году.

После получения высшего образования в Литературном институте имени Горького (1938) и окончания аспирантуры, оправился на фронт в Монголию.

В 1940 году была написана первая пьеса Симонова «История одной любви», а в 1941 году – вторая – «Парень из нашего города».

Обучался Константин Симонов на курсах военных корреспондентов, затем, с началом войны, писал для газет «Боевое знамя», «Красная звезда».

За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны.

Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы.

Умер писатель 28 августа 1979 года в Москве, а прах его был развеян, согласно завещанию, над Буйничским полем (Белоруссия). Его именем названы улицы в Москве и Могилеве, Волгограде, Казани, Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, названы его именем теплоход и астероид.

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться).

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,


Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,


Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.


«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

1. История создания. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» создано осенью 1941 г. и обращено к военному товарищу Симонова – А. Суркову.

2. Жанр стихотворения – послание к другу. Автор обращается к нему со своими размышлениями о войне. Лирический герой не требует ответа на свои риторические вопросы.

3. Основная идея стихотворения. Проходя по многочисленным русским дорогам, Симонов видит, что люди с пониманием и сочувствием относятся к отступающим войскам. Женщины благословляют их на продолжение борьбы. «Мы вас подождем» - фраза, которую произносит старуха, повторяется затем всей природой. Центральный образ произведения – русские дороги. Только испытав на себе их бесконечность, Симонов осознает величие страны. Он понимает, что именно в простой деревенской местности находятся национальные корни.

4. Композиция. В первой части стихотворения автор вспоминает все то, что довелось увидеть при отступлении. Вторая начинается с прощального обращения к солдатам «мы вас подождем!». После этого автор рассуждает о своей неразрывной связи с русским народом и многовековыми национальными традициями.

5. Размер произведения – амфибрахий с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Автор применяет эпитеты: «бесконечные», «плачущий», «горькую». Усиливают эмоциональность олицетворения: «пажити» и «леса» говорят бойцам «мы вас подождем!», «следом… идут голоса». Повтор «деревни, деревни, деревни» подчеркивает необъятность Родины.

Сравнения – “прижав кринки как детей”, “как на смерть одетый”.

7. Главная мысль стихотворения – величие русской земли, нерушимая связь всех живущих и живших на ней людей. Не случайно автор упоминает в стихотворении древнюю Русь и Бога, которого не признает советская власть. За сохранение России молятся не только женщины и старики, но и все поколения, покоящиеся на разбросанных по дорогам погостах. В этом сила русского народа и залог его победы.

Словарная работа (УСТАРЕВШИЕ СЛОВА)

кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт — большая проезжая дорога;

погост — кладбище;

салопчик — женская одежда.

2. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.

— Сколько частей в стихотворении?

(В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”)

— К кому обращается К.Симонов?

(Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.)

Учитель. Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка»

  1. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?

– Какие стихи взволновали вас?

- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой, она связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

- В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.)

– Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

Выставление оценок.

Домашнее задание: стихотворение наизусть стихотворение о войне (по выбору).





Сохранить у себя:
Конспект урока литературы в 6 классе по теме "Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки