Тема «Соли их состав, свойства и названия »
(8 класс)
Цель урока: Изучить состав, строение и номенклатуру солей.
Задачи урока:
образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Оснащение урока:
презентация "Соли", компьютер, проектор; оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками, раздаточный материал с планом и заданиями урока (тематическая карта).
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационно - ориентировочный этап.
Ребята я рада вас видеть, у нас с вами хорошее настроение, поэтому на уроке мы узнаем много нового и полезного.
Эпиграф урока (Слайд 1)
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь"
А. Дистервег (немецкий педагог)
Как вы понимаете эти слова?
Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир. С некоторыми классами веществ вы уже знакомы.
Сегодня на уроке мы будем оценивать свою работу заполняя оценочную таблицу. За каждый этап работы ставите себе оценку. В конце урока вы выставите оценку за урок.
Какие классы неорганических соединений нам знакомы?
Дать определение оксидов, кислот, оснований.
На доске «Игра крестики –нолики», два ученика один заполняет кислоты другой основания.
Работа в парах. Составить игру, передать другой паре для нахождения выигрышного пути.
Игра «Крестики-нолики!
1 ряд Выигрышный путь «Оксиды»
2 ряд Выигрышный путь «Кислоты»
На доске написан ряд химических формул:
Al2O3, NaCl, Fe(OH)3, NaOH, Cr2O3, Ba(OH)2, CaCO3, Cu(OH)2, HCl, HNO3, SO3, Са3(РО4)2 , H2CO3, FeO, H2SO4, CaO, H2S.
Задание:1.Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы оксидов: Al2O3, Cr2O3, SO3, FeO, CaO.
Задание:
2. Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы оснований: Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2 , Cu(OH)2.
Задание:
3. Из приведенного списка химических формул выбрать и стереть только формулы кислот: HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4, H2S.
У нас остались три формулы: NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2
II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.
Чтобы узнать, к какому классу веществ они принадлежат, давайте попробуем отгадать вещество в чёрном ящике.
Творческое задание учащихся:
"Угадайте вещество" (Cлайд 2)
В чёрном ящике -
вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;
это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;
в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;
это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;
говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
Это- поваренная соль (соль).
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня?
3.За 5 плиток этого вещества в Эфиопии можно было купить раба.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса .Итак, какая тема урока сегодня?
Тема урока: Соли их состав, свойства и названия»
Целеполагание. Что мы должны изучить на уроке?
Что такое соли?
Каков состав солей?
Какими свойствами обладают соли?
Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.
1.Что такое соли?
Игра «Чтение в кружок»
Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
2. Работа с учебником Стр.126 Прочитать составить алгоритм составления формул солей. Стр.133 зад.2 Записать формулы солей.
3.Работа с учебником. Стр. 127 Прочитать название солей рассмотреть таблицу 5
Назвать соли написанные на доске.
4.Лабораторная работа №12 Ознакомление с коллекцией солей. Стр.129
5.Интеллектуальная разминка. Установите соответствие между названием класса и его представителями
6.Подведение итогов урока.
Составить синквейн
Соль
Белая, кристаллическая
Фосфориты.апатиты, мрамор, коралл
Компонент жизни
7.Домашнее задание: п.21 стр.126-129, зад.1,3
8. Рефлексия собственной деятельности
Ответить на утверждение знаком «+» или « - «
1. На уроке было над чем подумать.
2. Я понял новую тему.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.
5. На уроке я поработал добросовестно.
4