Конспект урока химии в 11 классе по ФГОС СОО

Конспект урока химии для 11 класса по теме "Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева " выполнен по требованиям ФГОС СОО

Содержимое разработки

ХИМИЯ 11 класс ФГОС СОО БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Раздел. Теоретические основы общей химии Урок № 3 Дата:____________

Тема урока: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева »

Тип урока: урок повторения знаний

Цель урока: организовать деятельность учащихся по повторению периодического закона и ПСХЭ Д. И. Менделеева с позиции атомно-молекулярного учения

Планируемый результат: углубление знаний о составе и строении ПСХЭ, о периодическом законе как основополагающем законе химии, о правилах работы с табличными величинами и использовании их для проведения расчетов, знать алгоритм характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ и уметь составлять характеристики ХЭ, сформировать познавательные интересы и мотивацию на обобщение и повторение представлений об основных законах химии, их графическом выражении, уметь анализировать и делать выводы, видеть проблему; объяснять увиденное, делать выводы; давать определение понятиям, применять полученную информацию в различных жизненных ситуациях, делать умозаключения на основе полученных сведений о химических процессах с веществами, уметь работать с книгой, добывать и перерабатывать информацию.

Задачи урока:

Воспитывающая: формировать химическую грамотность, установить необходимость естественнонаучных знаний и умений для использования в различных жизненных ситуациях.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представления о химическом языке, о химических процессах и явлениях, понимать их суть и указывать их значение.

Обучающая: знать формулировку ПЗ и суть закона для выявления свойств ХЭ, знать устройство ПСХЭ, уметь пользоваться табличными величинами для проведения расчетов по формулам и уравнениям, знать состав и строение атомов ХЭ, уметь составлять электронные формулы строения атомов ХЭ, уметь делать выводы о роли химических знаний в жизни человека.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы, цели, учебных задач урока), рефлексировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- находить причинно-следственные связи, выявить закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению, самоопределение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- знать состав и строение ПСХЭ, уметь использовать ПСХЭ для выполнения заданий;

- уметь применять ПЗ для составления электронных формул атомов ХЭ на основе их положения в ПСХЭ;

- знать и уметь применять знания о ПЗ и ПСХЭ для выполнения заданий на сравнение;

- формулировать основные термины по теме, применять химические понятия .


Оборудование : доска, учебник, ПСХЭ, компьютер, презентация, экран, проектор

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УЭ1

Актуализация знаний

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

самоконтроль сформированности знаний и умений по теме

видеть ошибки и устанавливать причины ошибок

Познавательные УУД:

- отработка навыков работы по известному плану и алгоритму

Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль правильности выполнения заданий и формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Цель: выявить уровень сформированности умений по теме: классификация химических элементов

Задание 1. Ответьте на вопросы:

Что такое ХЭ? Что такое атом? Что такое нуклон?

Чем современные представления о строении атома отличаются от представлений 18 и 19 столетий?

  1. Каков состав ядра атома?

  2. Как определить число протонов и нейтронов в ядре?

  3. Как определить количество энергетических уровней в электронной оболочке атома?

  4. Как рассчитать максимально возможное количество электронов на данном энергетическом уровне?

  5. Каково количество подуровней на энергетическом уровне?

  6. Как обозначаются подуровни?

  7. На каком энергетическом уровне энергия электрона больше на первом или на четвертом?

  8. Что называется орбиталью?

  9. Какую форму имеют орбитали?

  10. Каково возможное количество орбиталей на подуровнях?

  11. Перечислите, атомы каких элементов имеют 4 электрона на наружном энергетическом уровне электронной оболочки?

  12. Что обозначает термин “спин”?

  13. При каком условии на одной орбитали могут находиться два электрона?

  14. Аr = 20.

  15. Элемент 3-го периода II группы.

  16. Элемент 5 группы, в его атоме 3 энергетических уровня.

  17. В ядре атома 24 протона.

  18. Электронная формула элемента 1s22s22p63s23p63d74s2.

  19. Электронная формула элемента…3s13p33d2.

Задание 2. Самостоятельная работа по вариантам в парах






Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы,





































Выполняют задания

УЭ 2

Создание проблемной ситуации












Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Познавательные УУД: основы активного слушания, анализирование информации

Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 . Создание проблемной ситуации и формулировка темы урока.

Цель: мотивирование, включение в тему, формулирование темы


Потрясающий пример возможностей периодической системы продемонстрировал ее создатель Д.И.Менделеев. Он предсказал существование девяти химических элементов, которые вскоре были открыты. Для трех элементов – галлия, германия и скандия - Д.И.Менделеев указал атомную массу, плотность, удельный объем, температуру плавления, отношение к воде и кислороду, формулы важнейших соединений и наиболее надежный метод открытия. Эти предсказания полностью подтвердились).

Перечислите, какие свойства химического элемента можно предсказать по его положению в периодической системе.







Сформулируйте тему урока.

 Запишите тему урока в тетрадь

Слушают, анализируют, высказывают предположения, аргументируют их.

По положению элемента в периодической системе можно предсказать его металлические и неметаллические свойства: металлы расположены в левой преимущественно нижней части системы, а неметаллы – в ее правой преимущественно верхней части. Можно определить значения максимальной валентности элемента и степени окисления и определить его тип: кислотный, основный или амфотерный. Можно установить формулу основания, если это металл, и определить, к какому типу оно относится: типичное (если оксид обладает только основными свойствами) или амфотерное (если оксид амфотерный). Для неметаллов по формуле кислотного оксида можно написать формулы кислоты и ее солей.

Предлагают формулировку темы урока, записывают тему урока в тетрадь

УЭ 3

Постановка учебных задач



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Цель: целеполагание, планирование этапов урока


Можно ли строение атома использовать для пояснения механизма образования связей? Для объяснения сути понятия валентность?

Докажите это на примерах? Какие химические свойства характерны для оксида элемента 2-го периода, главной подгруппы I группы Периодической системы?

Составьте электронную формулу элемента с порядковым номером 31 в Периодической системе. Сделайте вывод о принадлежности этого элемента к металлам или неметаллам. Запишите формулы его высшего оксида и гидроксида, укажите их характер

В чем сложность заданий?

Сформулируйте цель урока и задачи на каждый этап урока?



Слушают вопросы , отвечают, анализируют , аргументируют свои ответы

Выполняют задания, констатируют факт затруднения выполнения задания и отмечают недостаточность имеющихся знаний и умений,

высказывают предположения о цели и задачах урока


УЭ4

Осмысление, запоминание

Метапредметные результаты:



Познавательные УУД:

- давать характеристику процессов , называть их значимость , используя личный опыт

- осуществлять анализ ситуаций, применять знания в новой ситуации

- работать с текстом, рисунками и таблицами , трансформировать информацию из одной формы в другую,

- в ходе работы создавать заданный продукт ( таблицу, схему, уравнение реакции, рисунок)

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в паре — устанавливать рабочие отношения,

- работать в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

- уметь слушать ответы и выделять главное, находить неточности и исправлять их,

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

. знать состав и строение атома, уметь находить числовые выражения протонов, электронов, нейтронов;

- уметь применять знания об атоме для составления электронных формул атомов ХЭ на основе их положения в ПСХЭ;

- знать и уметь рассказать об истории становления знаний о строении атома;

- формулировать основные термины по теме, применять химические понятия .


Цель: изучение, осмысление, запоминание новых знаний через смысловое чтение, работу в группах по заданиям

Задание 1. Когда был открыт периодический закон? Как сформулировал открытый им закон Д.И.Менделеев?

Год создания ПСХЭ?

Формулировка ПЗ , данная Менделеевым?

Современная формулировка ПЗ?

Строение и состав таблицы?

План характеристики ХЭ по его положению в ПСХЭ?

Составьте характеристику ХЭ по его положению в ПСХЭ по вариантам

1 вариант – серебро 2 вариант - мышьяк

Подумайте

Как изменяются свойства ХЭ по периоду, приведите конкретные примеры.

Как изменяются свойства ХЭ по группе, приведите примеры.

Как узнать ЭО ХЭ по таблице? Формулу оксида? Валентность?


(Периодический закон был открыт 1 марта, по некоторым данным 2 марта,1869 г. Читается так: “Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов”).

Есть ли в периодической системе отклонения от порядка возрастания атомных масс? (Есть, например, аргон – калий, кобальт – никель, теллур – йод).

В чем же причина отклонения? (У элементов с большим зарядом ядра преобладают легкие изотопы, а у элементов с меньшим зарядом ядра преобладают тяжелые изотопы).

Дайте современную формулировку. (Свойства химических элементов и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов).

Почему формулировка немного изменена? (В то время неизвестно было строение атома).

Как определить заряд ядра атома? (По порядковому номеру элемента).


Задание 2 Еще какую информацию о химическом элементе мы можем получить по положению в периодической системе? (По номеру периода узнать число энергетических уровней, по номеру группы – число валентных электронов).

Какая зависимость между энергией электрона и удаленностью от ядра? (Чем дальше электрон от ядра, тем слабее связан с ядром, тем большей энергией обладает).

4) Сколько электронов может находиться в каждом направлении? (Не больше двух).

5) Как на одной орбитали могут находиться 2 электрона, ведь они имеют оба отрицательный заряд и должны отталкиваться друг от друга? (Электроны с противоположными спинами, т.е. вращаются вокруг своей оси по разные стороны).

6. Электроны в атомах обладают различным запасом энергии, которую они поглощают или излучают определенными порциями – так называемыми квантами. Значение энергии электрона в атомах задается главным квантовым числом n. Переход электрона из одного квантового состояния в другое связан со скачкообразным изменением энергии. При этом электроны могут переходить на второй и более удаленные энергетические уровни. Максимальное число электронов на энергетическом уровне определяется по формуле N = 2n2, n – главное квантовое число (номер энергетического уровня).

Разберем размещение электронов по орбиталям К, Са, Sc, Ti, V, Cr.

Вопросы:

На каком слое помещаются очередные электроны? (У элементов главных подгрупп - на последнем, у элементов побочных подгрупп – на предпоследнем).

Какими элементами являются? (S, d).

Почему заполняются электронами 4s, а затем 3р орбитали? (Сначала электронами заполняются орбитали с меньшей энергией).

Для ясности запишем ряд возрастания энергии электронов –

1s

Для облегчения усвоения такой вариант (по горизонтали слева направо) –




1s




2s



2p

3s



3p

4s


3d

4p

5s


4d

5p

6s

4f

5d

6p

7s

На свойства элементов влияют электроны последнего энергетического уровня. Что можно сказать о свойствах d-элементов?

(Так как на последнем энергетическом уровне одинаковое число электронов, то и свойства элементов похожи. D-элементы – это амфотерные элементы. Они находятся в побочных подгруппах больших периодов).

 Сравнить размещение электронов по энергетическим уровням атомов V и Cr. Провал электрона или перескок с 4s на 3d орбиталь. Почему? (Конфигурации d5, d10 наиболее устойчивы).

Сравнить +28Ni и +29Cu.


Физминутка







Работают с учебником























УЭ 5

Входная контрольная работа































УЭ6

Рефлексия Подведение итогов

Оценивание



УЭ7

Домашнее задание

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- применять полученные знания для выполнения заданий,

- использовать информацию в нестандартных ситуациях

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера

Предметные УУД:

- применять химические термины, символы и понятия.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Личностные УУД:

- приобретать личностно-значимый опыт



Коммуникативные:

- анализирование своей работы и работы класса

- самодиагностика

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: - рефлексия.

Личностные УУД:

- самоопределение





Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- выбирать задания в соответствии с желаниями и возможностями

-применять полученные знания для выполнения заданий,

Коммуникативные УУД:

- самооценка

Предметные УУД:

- применять полученную информацию для выполнения заданий, решений задач.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Личностные УУД:

- приобретать личностно-значимый опыт

Цель: контроль остаточных знаний по химии за курс 10 класса

Самостоятельное применение знаний.


















Цель: самодиагностика, самоанализ

Сегодня на уроке я научилась . (ся)...

Сегодня на уроке я узнал (а)...

Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания...

Оценки за работу , комментирование оценок


Домашнее задание. Комментирование домашнего задания

Обязательный уровень: § 4 упр. 3

Дополнительный уровень :

Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: Li, F, C, N, O.

Расположите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: Ba, Sr, Mg, Ca, Be.

Определите положение элементов в периодической системе (период, группа, подгруппа) по электронным формулам:

а) 1s22s22p63s23p4; б) 1s22s22p1; в) 1s22s22p63s1; г) 1s22s2; д) 1s22s22p63s23p63d104s24p5.



Выполняют задания



































Обобщают, отмечают свое отношение к уроку, к проблеме урока, выделяют положительные и негативные моменты.

Оценивают свою работу на уроке.


Слушают комментарии и пояснения к выполнению домашнего задания, предполагают выбор заданий, проводят соизмерение своих возможностей и желаний, задают уточняющие вопросы.


Сохранить у себя:
Конспект урока химии в 11 классе по ФГОС СОО

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки