11 класс. Урок по теме "Гидролиз в неорганической и органической химии"
Цели урока: Обучающие: сформировать понятие о реакциях гидролиза;– раскрыть сущность процесса гидролиза;
Развивающие: формировать умения записывать уравнения реакций гидролиза (1 ступень) и умение предвидеть реакцию среды гидролиза, если соль образована слабым основанием и сильной кислотой, сильным основанием и слабой кислотой;
Воспитательные: сформировать представление о реакциях гидролиза – как важном процессе необходимом в природе, промышленности, живых организмах;
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Словесные – рассказ учителя.
Наглядные – демонстрационный опыт, использование таблицы
Практические – лабораторные опыты.
Форма урока: Урок – практикум.
Основные понятия: гидролиз, соль образованная сильным основанием и слабой кислотой, соль образованная слабым основанием и сильной кислотой.
Оборудование, реактивы и приборы:растворы КCl, К2СО3, Рb(NO3)2, лакмус, пробирки,
таблица “Гидролиз в органической химии”
раствор CH3COONa (ацетат натрия)
раствор NaCl (хлорид натрия)
раствор Al2(SO4)3 (сульфат алюминия)
раствор Na2CO3 (карбонат натрия)
пробирки, инструкция к лабораторным опытам,
таблица “Окраска индикаторов в различных средах”.
Ход урока
I. Организационный момент.(Подготовка класса к уроку, сообщение темы урока и целей урока.)
II. Актуализация знаний учащихся.. Фронтальная беседа
* Дайте определение реакции ионного обмена.
В каких видах уравнений записываются все реакции.
Проверка выполнения задания №3
Переход к изучению новой темы.В природе, в живых организмах протекает много различных процессов. Одним из них является гидролиз. Разрушение горных пород происходит в результате гидролиза минералов.
Очистку воды и уменьшение ее жесткости – проводят гидролизом солей.
Из непищевого сырья (древесины, соломы, кукурузной кочерыжки, подсолнечной лузги) вырабатывают ряд ценных продуктов: этиловый спирт технический, белковые дрожжи, глюкозу, метиловый спирт и другие, расширяя тем самым гидролизную промышленность.
В живых организмах протекает гидролиз полисахаридов, белков и других органических соединений.
И урок мы посвятим теме “Гидролиз в неорганической и органической химии”.
III. Изучение нового материала.Слово гидролиз образовано от греческих слов “гидро” – вода и “лизис” – разложение.
Вопрос. Как вы понимаете что такое гидролиз веществ?
Давайте ребята проверим, все ли соли имеют одинаковую реакцию среды в водных растворах?Демонстрация опытов.
Задание: по изменению окраски индикатора определить реакцию среды.
Опыт 1.В раствор хлорида калия капнуть 2–3 капли лакмуса.
Наблюдения: окраска раствора стала фиолетовой.
Вывод. Реакция среды – нейтральная.
Опыт 2.В раствор карбоната калия капнуть 2–3 капли лакмуса.
Наблюдения: окраска раствора стала синей.
Вывод. Реакция среды – щелочная.
Опыт 3.В раствор нитрата свинца капнуть 201503 капли лакмуса.
Наблюдения: окраска раствора стала красной.
Вывод. Реакция среды – кислотная.
Опыты показывают, что растворы средних солей имеют щелочную, кислую или нейтральную реакцию, хотя они и не содержат ни водородных, ни гидроксильных ионов.
Рассмотрим, что же происходит?
1. При растворении в воде соли распадаются на ионы
К2СО3 = 2К+ + СО32-
Вода хоть и незначительно, но диссоциирует на ионы и устанавливается равновесие:
НОН = Н+ + ОН-
Таким образом в растворе соли имеется смесь катионов К+, Н+ и анионов СО22-, ОН-.
Между разноименно заряженными ионами возможно взаимодействие.
Но ионы К+ не могут связать ионы ОН– в молекулы, так как КОН является сильным электролитом и существует в растворе только в виде ионов. В то же время карбонат-ионы связывают ионы Н+ с образованием молекул слабого электролита угольной кислоты, в результате чего новые молекулы воды диссоциируют на ионы Н+ и ОН-. Эти процессы протекают до тех пор, пока не установится равновесие
СО32– + Н+ = НСО3– + ОН-
[Н+ ] -]
2. Нитрат свинца – соль образована слабым основанием и сильной кислотой.
Pb2+ + Н2О = PbОН+ + Н+
В итоге образуется слабый электролит Pb(ОН)2, ионы Н+ остаются в избытке, следовательно, в результате гидролиза нитрата свинца раствор этой соли приобретает кислую среду.
[Н+ ] [ОН-]
3.Хлорид калия – соль образована сильным основанием и сильной кислотой.
Реакция среды нейтральная.
Вопрос. Будет ли эта соль вступать в реакцию гидролиза? Почему?
[Н+ ] = [ОН-]
Вывод: Гидролиз соли – это взаимодействие ионов соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита.
Таблица “Гидролиз органических соединений”.
Названия классов органических веществ | Уравнение гидролиза | Продукты гидролиза |
Галогенопроизводные органических соединений |
| Спирт |
Жиры |
| Глицерин Органические кислоты |
Углеводы | С12Н22О11+ Н2О → С6Н12О6 + С6Н12О6 (С6Н10О5)+ nН2О → nС6Н12О6 | Глюкоза |
Белки | -R1-CO-NH-R2 + Н2О →… | Аминокислоты |
Вывод: гидролиз органических веществ происходит в присутствии катализаторов (ферментов) по одному принципу: в молекуле органического вещества разрывается определенная связь и освободившиеся валентности используются для присоединения групп Н+ и ОН– из молекул воды. Реакция среды в отличие от гидролиза многих солей не изменяется.
Гидролиз – реакция обменного разложения между различными веществами и водой.
IV. Закрепление. (Учащиеся делают на местах и заполняют таблицу на доске и в тетради.)
Цель: определить реакцию среды в растворах ацетата натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия. Выполнение упр 4 стр 74. 5, 6.
V. Подведение итогов.
Домашнее задание: § 18, упр. 7-11. ЕГЭ задание №23 вариант 1-7
Выставление оценок.