Конспект урока химии 11 класс "Гидролиз в органической и неорганической химии"

Цели урока: Обучающие: сформировать понятие о реакциях гидролиза;– раскрыть сущность процесса гидролиза;

Развивающие: формировать умения записывать уравнения реакций гидролиза (1 ступень) и умение предвидеть реакцию среды гидролиза, если соль образована слабым основанием и сильной кислотой, сильным основанием и слабой кислотой;

Воспитательные: сформировать представление о реакциях гидролиза – как важном процессе необходимом в природе, промышленности, живых организмах;

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Словесные – рассказ учителя.
  • Наглядные – демонстрационный опыт, использование таблицы
  • Практические – лабораторные опыты.

Форма урока: Урок – практикум.

Содержимое разработки

11 класс. Урок по теме "Гидролиз в неорганической и органической химии"

Цели урока: Обучающие: сформировать понятие о реакциях гидролиза;– раскрыть сущность процесса гидролиза;

Развивающие: формировать умения записывать уравнения реакций гидролиза (1 ступень) и умение предвидеть реакцию среды гидролиза, если соль образована слабым основанием и сильной кислотой, сильным основанием и слабой кислотой;

Воспитательные: сформировать представление о реакциях гидролиза – как важном процессе необходимом в природе, промышленности, живых организмах;

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Словесные – рассказ учителя.

  • Наглядные – демонстрационный опыт, использование таблицы

  • Практические – лабораторные опыты.

Форма урока: Урок – практикум.

Основные понятия: гидролиз, соль образованная сильным основанием и слабой кислотой, соль образованная слабым основанием и сильной кислотой.

Оборудование, реактивы и приборы:растворы КCl, К2СО3, Рb(NO3)2, лакмус, пробирки,
таблица “Гидролиз в органической химии”
раствор CH3COONa (ацетат натрия)
раствор NaCl (хлорид натрия)
раствор Al2(SO4)(сульфат алюминия)
раствор Na2CO(карбонат натрия)
пробирки, инструкция к лабораторным опытам, 
таблица “Окраска индикаторов в различных средах”.

Ход урока

I. Организационный момент.(Подготовка класса к уроку, сообщение темы урока и целей урока.)

II. Актуализация знаний учащихся.. Фронтальная беседа

* Дайте определение реакции ионного обмена.

В каких видах уравнений записываются все реакции.

Проверка выполнения задания №3

Переход к изучению новой темы.В природе, в живых организмах протекает много различных процессов. Одним из них является гидролиз. Разрушение горных пород происходит в результате гидролиза минералов.

Очистку воды и уменьшение ее жесткости – проводят гидролизом солей.

Из непищевого сырья (древесины, соломы, кукурузной кочерыжки, подсолнечной лузги) вырабатывают ряд ценных продуктов: этиловый спирт технический, белковые дрожжи, глюкозу, метиловый спирт и другие, расширяя тем самым гидролизную промышленность.

В живых организмах протекает гидролиз полисахаридов, белков и других органических соединений.

И урок мы посвятим теме “Гидролиз в неорганической и органической химии”.

III. Изучение нового материала.Слово гидролиз образовано от греческих слов “гидро” – вода и “лизис” – разложение.

Вопрос. Как вы понимаете что такое гидролиз веществ?

Давайте ребята проверим, все ли соли имеют одинаковую реакцию среды в водных растворах?Демонстрация опытов.

Задание: по изменению окраски индикатора определить реакцию среды.

Опыт 1.В раствор хлорида калия капнуть 2–3 капли лакмуса. 
Наблюдения: окраска раствора стала фиолетовой.
Вывод. Реакция среды – нейтральная.

Опыт 2.В раствор карбоната калия капнуть 2–3 капли лакмуса. 
Наблюдения: окраска раствора стала синей.
Вывод. Реакция среды – щелочная.

Опыт 3.В раствор нитрата свинца капнуть 201503 капли лакмуса.
Наблюдения: окраска раствора стала красной.
Вывод. Реакция среды – кислотная.

Опыты показывают, что растворы средних солей имеют щелочную, кислую или нейтральную реакцию, хотя они и не содержат ни водородных, ни гидроксильных ионов.

Рассмотрим, что же происходит?

1. При растворении в воде соли распадаются на ионы

К2СО3 = 2К+ + СО32-

Вода хоть и незначительно, но диссоциирует на ионы и устанавливается равновесие:

НОН = Н+ + ОН-

Таким образом в растворе соли имеется смесь катионов К+, Н+ и анионов СО22-, ОН-.

Между разноименно заряженными ионами возможно взаимодействие.

Но ионы К+ не могут связать ионы ОН– в молекулы, так как КОН является сильным электролитом и существует в растворе только в виде ионов. В то же время карбонат-ионы связывают ионы Н+ с образованием молекул слабого электролита угольной кислоты, в результате чего новые молекулы воды диссоциируют на ионы Н+ и ОН-. Эти процессы протекают до тех пор, пока не установится равновесие

СО32– + Н+ = НСО3– ОН-
+ ] -]

2. Нитрат свинца – соль образована слабым основанием и сильной кислотой.

Pb2+ + Н2О = PbОН+ + Н+

В итоге образуется слабый электролит Pb(ОН)2, ионы Н+ остаются в избытке, следовательно, в результате гидролиза нитрата свинца раствор этой соли приобретает кислую среду.

+ ] [ОН-]

3.Хлорид калия – соль образована сильным основанием и сильной кислотой.

Реакция среды нейтральная.

Вопрос. Будет ли эта соль вступать в реакцию гидролиза? Почему?

+ ] = [ОН-]

Вывод: Гидролиз соли – это взаимодействие ионов соли с водой, приводящее к образованию слабого электролита.

Таблица “Гидролиз органических соединений”.

Названия классов органических веществ

Уравнение гидролиза

Продукты гидролиза

Галогенопроизводные органических соединений


Спирт
Галогеноводород

Жиры


Глицерин

Органические кислоты

Углеводы

С12Н22О11+ Н2О → С6Н12О+ С6Н12О6

6Н10О5)+ nН2О → nС6Н12О6

Глюкоза
Фруктоза

Белки

-R1-CO-NH-R+ Н2О →…

Аминокислоты

Вывод: гидролиз органических веществ происходит в присутствии катализаторов (ферментов) по одному принципу: в молекуле органического вещества разрывается определенная связь и освободившиеся валентности используются для присоединения групп Н+ и ОН– из молекул воды. Реакция среды в отличие от гидролиза многих солей не изменяется.

Гидролиз – реакция обменного разложения между различными веществами и водой.

IV. Закрепление. (Учащиеся делают на местах и заполняют таблицу на доске и в тетради.)

Цель: определить реакцию среды в растворах ацетата натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия. Выполнение упр 4 стр 74. 5, 6.

V. Подведение итогов.

Домашнее задание: § 18, упр. 7-11. ЕГЭ задание №23 вариант 1-7

Выставление оценок.


Сохранить у себя:
Конспект урока химии 11 класс "Гидролиз в органической и неорганической химии"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки