Конспект урока по предмету технология (5-й класс) по теме: Рукоделие. Лоскутное шитье.
Изготовление куклы - оберега"
Цель урока
Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны. Научить изготавливать куклу - оберег по показу учителя.
Задачи урока
1. Развивающая - продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
2. Обучающая - формирование умений и навыков учащихся при использовании лоскутов ткани. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью. Отработка навыков и умений при работе с тканью.
3. Воспитательная - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, цветотерапия, музыкальная терапия, физкультминутка.
Материалы для работы:
1. Кусочек белой ткани. 1 деталь - размер 5х5 см (голова)
2. Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали - размер 7х7 см (грудь-блузка)
3. Кусочек белой ткани (можно взять ткань с рисунком, подходящим для рубахи русского костюма) 2 детали - размер 5х12см (руки (рукава) - блузка)
4. Кусочек красной ткани для сарафана (юбки) 2 детали – размер 20х8см. (одну можно белой, т. к. она будет нижней юбкой)
5. Кусочек ткани для фартука (в клетку, можно украсить тесьмой, вышивкой, кружевом и т.п.) размер 5х6 см.
6. Кусочек ткани для косынки (красную) 1 деталь размер треугольник со стороной 8 см.
Задачи урока:
Научить изготавливать куклу - берегиню по показу учителя.
Повторить правила охраны труда при работе с колющими и режущими инструментами
Закрепить выполнение прямого шва
Материалы к уроку: Учителя-Образец куклы, мультимедийная презентация
Учащихся- лоскуты ткани, вата, ножницы, нитки, лента.
Ход урока
Девочки, отгадайте мою загадку. Отгадка подскажет нам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
“Вот весёлая девчонка:
Нос в веснушках, вьётся чёлка,
И играть мне не лень
С той игрушкой целый день”
Правильно, это кукла! Мы сегодня на уроке поговорим о быте и нравах деревенских жителей древней Руси и о куклах - оберегах. Сегодня на уроке каждая из вас, девочки, изготовит самостоятельно куклу-оберег. Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. Куклы делались из лоскутов ткани. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: “Отвернись злом, повернись добром”. В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учится жить. В русских деревнях девочек учили мастерить кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани. Лицо кукле не прорисовывалось. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым.
В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже.
Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
Для изготовления куклы нам понадобятся некоторые части нашего тела. Отгадайте какие:
“Мы проворные сестрицы,
Две сестрицы – мастерицы,
Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем”.
Мы будем изготавливать с вами вот такие куклы:
Для изготовления куклы - оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится-
Посмотрите на заставку
Нам понадобятся следующие инструменты и материалы для изготовления куклы: вата, ручная игла, ткань белая, цветные лоскуты, ножницы, катушка белых ниток. Разложите на своих столах необходимые материалы и инструменты для изготовления куклы – оберега. Всё необходимое лежит у вас на парте. До начала работы давайте вспомним опасности при работе с ножницами (ответы учащихся - повторение).
Приступим к первому этапу.
возьмите нитку и туго замотайте ее на расстоянии 4-х см, так у нас получится голова. Затем в получившееся отверстие для головы, положите немного ваты, чтобы голова получилась круглой. Посмотрите на заставку.
Затем возьмите лоскуток белой ткани размером 30 на 30 см, согните его треугольником, внутрь подставьте заготовку во внутреннюю часть центра сложенного треугольника, так чтобы в центре согнутого треугольника получилась голова. Посмотрите на заставку
Затем возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы. Посмотрите на заставку
Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. Давайте с помощью нитки отметим на заготовке кулачки. Для этого отступим от кончиков 0,5см и скрутим это место ниткой. Посмотрите на заставку
Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмём цветной лоскуток прямоугольной формы и обернем им нашу куклу. Закроем ее с головой, ткань изнаночной стороной наружу. Завяжем ниткой и вывернем юбку. Посмотрите на заставку.
Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежем фартук и приложим его к передней части юбки. Закрепим юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжем на бантик с задней стороны куклы. Посмотрите на заставку
Завяжем кукле косынку, которую мы сделаем из цветной треугольной ткани. Посмотрите на заставку
Вот такая кукла – оберег у нас получилась! Давайте устроим выставку ваших кукол. Вот какие красивые куклы у вас получились. Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.
Итог:
- Девочки, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом?
- Как воспитывали деревенские жители своих детей?
- Из чего изготавливается кукла – оберег?
- Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы? Девочки, а теперь уберите за собой свои рабочие места.
Молодцы, девочки! А сейчас мы устроим с вами деревенские посиделки. Будем пить чай с ватрушками. (Затем девочки делятся мнениями о ходе урока) Конец урока.
Выставка получившихся кукол – оберегов.