Тема "Освоение Сибири"
Цель урока: создать условия для формирования представления о развитии Сибири в XVI веке, значении ее присоединения к России.
Задачи урока:
Образовательные: выявить причины освоения Сибири; создать представление о народах, населяющих Сибирь; формировать понятия «ясак», «острог».
Развивающие: развивать умение самостоятельной работы учащихся с текстом параграфа, дополнительной литературой, контурными картами, таблицами; обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов, проживающих на территории нашей страны.
Коррекционные: развивать слуховое восприятие, внимание; обогащать словарный запас.
Планируемые результаты
Предметные: знать значения основных понятий темы; уметь характеризовать природные условия, образ жизни народов Сибири, показывать на исторической карте места расселения народов Сибири, раскрывать значение присоединённых сибирских земель к России.
Личностные: ответственное отношение к учению.
Познавательный интерес к истории России. Понимание значения открытий русских землепроходцев XVI в. Знание основных норм морали, культурных традиций народов России.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение давать определения понятий, работать с различными источниками информации, анализировать текст, делать выводы, готовить презентации и сообщения.
Регулятивные УУД: владение основами целеполагания, самоконтроля и самоанализа; умение планировать свою деятельность, представлять её результаты.
Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конкретное содержание в устной форме, вступать в диалог, строить позитивные отношения в процессе учебной деятельности
Основные понятия: ясак, острог.
Важнейшие даты: 1581 год – поход Ермака Тимофеевича в Сибирь
Оборудование и материалы
Мультимедийная презентация по теме «Освоение Сибири », карта России в XVIв., интерактивная доска, дидактический материал (карточки, атлас и контурные карты).
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
Вводная часть.
Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в деловой ритм урока.
Вы пришли сегодня в класс,
Очень рада видеть вас.
Пусть в дневник летят пятерки,
И немножечко четверки,
Тройки, двойки не друзья,
Их в дневнике иметь нельзя.
В классе так заведено,
Все мы вместе заодно,
Все мы дружная семья,
Хоть отдельно каждый – я. (слайд 2)
Актуализация знаний
Задача: вспомнить материал предыдущего урока и ответить на следующие вопросы.
1 Задание: объясните, что обозначают термины. (слайд 3)
2. Задание: установите соответствие портретов и имен. (слайд 4)
3. Контроль домашнего задания: вставить пропущенные слова. (слайд 5)
1. Важное направление внешней политики Ивана Грозного – восточное.
2. Это стало причиной овладения Казанского ханства.
3. После присоединения Астраханского ханства Волга стала русской рекой.
4. Причина Ливонской войны – выход в Балтийское море.
Историческая разминка (работа с датами – на доске прикреплены цветные листы, ученик выбирает лист, переворачивает, зачитывает дату и называет событие)
1547г. – коронация Ивана IV
1549 г. – созван первый Собор
1550 г. – принят Судебник
1552 г. – присоединение Казанского ханства
1556 г. – присоединение Астраханского ханства
1558-1583 гг. – Ливонская война
Целеполагание и мотивация
Вступительное слово учителя
Для нас, жителей Дальнего Востока, эта тема очень близка, для вас она не новая, некоторые вопросы были рассмотрены в 6 классе.
Прочитайте высказывание русского ученого М.В.Ломоносова, выберите из предложенных тем по истории ту, которая вам незнакома и попытайтесь сформулировать новую тему урока. (слайд 7)
Тема урока «Освоение Сибири» (слайд 8)
Что мы узнаем сегодня на уроке? Обучающиеся формулируют цель урока.
Сегодня мы будем говорить об истории освоения Сибири русскими первопроходцами.
Задачи урока:
выяснить какие народы населяли Сибирь (работа с контурной картой);
узнать, как шло освоение Сибири:
каково значение присоединения Сибири. (слайд 9)
Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России? (слайд 10)
II Основная часть. Изучение нового материала
Сибирь и ее народы. (слайды 11-16)
Учитель. Просторы Сибири раскинулись от Урала до Тихого океана. Суровые климатические условия мешали освоению этого края. Здесь была непроходимая тайга, а к северу – тундра. Сильные морозы, топкие болота, леса делали жизнь людей трудной.
В Сибири проживали люди разных национальностей.
Работа с учебником и контурной картой. (слайды 17-19)
Какие народы жили в Сибири в XVII веке? стр.29
На контурной карте отметить места расселения народов Сибири.
Физкультминутка (слайды 20-21)
Освоение русскими Сибири.
Когда началось проникновение русских в Сибирь?
Что вы знаете о Сибирском ханстве и Кучуме?
Сообщение убучающихся (слайды 22-23)
Батракова Е.
Булах С. Ермак Тимофеевич - русский казачий атаман, покоритель Сибири для Российского государства.
1сентября 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход в Сибирь. Он разбил Сибирское ханство. Казаки стали править именем русского царя. Сибирские жители должны были платить ясак. Ермак начал присоединение Сибири к русским владениям.
Рассказ учителя (слайды 24-26)
XVI век – казак Ермак Тимофеевич открыл для русских путь в Сибирь.
служилые люди, казаки, охотники, торговцы продолжали осваивать Сибирь.
Этих людей привлекали здесь богатые природные ископаемые: золото и серебро, дорогая пушнина – мягкая рухлядь, свободные земли.
На пути землепроходцы строили городки, остроги. Местные сибирские племена входили в состав Российского государства. Происходило это чаще мирным путем.
Сибирские жители должны были платить в казну ясак, то есть налог мехами.
Первые русские города в XVII веке: Томск, Красноярск, Братск, Якутск, Иркутск.
Хозяйственное развитие. В Сибири у переселенцев распространяется хлебопашенное земледелие. Таким образом, Сибирь училась обеспечивать себя хлебом самостоятельно.
Работа со словарем. (слайд 27)
Острог – небольшая деревянная крепость.
Ясак – налог на местное население. Сдавался пушниной.
Работа с источником (отрывок из повести «Сибирь….» стр.
Какие народы жили в Сибири? стр.29
Самоеды – общее название коренных малочисленных народов России
Условия жизни
Занятия:
III. Обобщающая часть. Закрепление пройденного материала
Тест (слайды 36-39).
Заполни пропуски в тексте
3. Задание на урок: Какое значение имело присоединение Сибири к России? (слайды 40-42)
Присоединение Сибири к России имело историческое значение.
Обучающиеся дополняют
Расширение … (территории, увеличение количества плательщиков ясака).
Здесь появились: … (земледелие, города, торговля).
Россия приобрела … (природную кладовую с лесами, реками и озёрами, полезными ископаемыми, драгоценными металлами).
IV. Заключительная часть. Итоги урока
Оценки за урок
Рефлексия (слайд43-44)
- Урок мне понравился (не понравился).
На уроке я узнал(а), что…
На уроке мне было интересно?
Домашнее задание: § 13. Заполнить таблицу стр.89. Выучить словарь. (слайд 45)