Шимон Т. Ю. МКОУ«Тарминская СОШ»
учитель истории и обществознания, I кв. категория
Тема урока: «Торговля в Средние века»
Цели урока:
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять сравнивать термины: торговля, гильдия, ярмарки, меняла, ростовщики, банки. Получат возможность научиться: понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: беседа
Организационный момент
Актуализация знаний
Учитель: Мы продолжаем знакомиться со Средневековым городом и его обитателями. Для начала давайте повторим, то о чём говорили на прошлом уроке.
По ОК составить предложения, рассказ по теме прошлого урока.
XI в. С|Х 2 1 1 2 3 трёхполье
С|Х Феодал город
ремесло
новые земли, тяжелый плуг, тягловые силы лошадей
Натуральное хозяйство
излишки торговля
Продолжите фразу: Союзы мастеров одной специальности- Цех.
Какое значение имело появление цехов для жизни города? Отвечает Тимур.
В первые столетия Средневековья происходит множество изменений в хозяйстве, с которыми связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов. Мы уже изучили, какие произошли изменения в технике, хозяйстве и как это сказалось на развитии хозяйства в средневековой Европе.
- К чему привело развитие хозяйства в средневековой Европе?
Развитие хозяйства привело к отделению ремесла от сельского хозяйства
Орудия труда в сельском хозяйстве и введение трехполья
Технические изобретения
Повышение урожая
Улучшение условий труда
Появление излишков продуктов сельского хозяйства
Отделение ремесла от сельского хозяйства
- Где ремесленники и крестьяне могли бы произвести обмен своими товарами?
(И крестьяне, и ремесленники могли обменять свои товары на нужные им только в городе на ярмарке).
- И так, рынок в городе был единственным местом, где можно было приобрести необходимый товар, как для крестьянина, так и для ремесленника. Все это привело к развитию торговли в Европе.
III. Постановка проблемы.
- Как вы думаете, к чему привело развитие торговли?
(Ответ на этот вопрос мы и будем искать сегодня на уроке).
- Открываем тетради, записываем число и тему урока: «Торговля в Средние века».
Предположите цель нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить на уроке:
- причины оживлённой торговли в Средние века;
- в чём состояли трудности и опасности деятельности купца в Средневековье ;
- как расширялись торговые связи;
- как и зачем устраивались ярмарки и появлялись банкиры;
- объясним значение новых слов: торговля, гильдия, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир.
IV. Изучение нового материала
1.Роль торговли в Средние века.
Учитель: Как вы понимаете слово торговля, дайте определение? (ответы учащихся)
Запись в тетрадь: Торговля - это процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами.
Учитель: Торговлей в Средние века, как и сейчас, заниматься было выгодно, она приносила не плохой доход человеку.
Посмотрите на купца, что у него в руке? (меч)
Для чего он ему нужен? (для продажи, для защиты)
Занятие торговлей было не только выгодным, но и опасным делом.
Что могло случиться? С 111 найдите в тексте. (ответы учащихся)
для защиты от грабителей и помощи друг другу купцы объединялись в торговые союзы – гильдии.
Запись в тетрадь: Гильдия – союз купцов
Что общего было между Гильдиями и цехами? (защита)
2.Торговые связи.
Учитель: Город был центром торгового обмена не только с окружавшей его местностью, но и с другими городами, отдельными земляи, с другими странами.
Что необходимо для оживленной торговли? (дороги)
Поэтому с XIII в. в Европе начинают прокладывать новые дороги, чинить старые.
Выгодные торговые пути проходили через Восток. Что могли привозить оттуда купцы? (предметы роскоши, шёлк, пряности, драгоценные камни и т.д.)
Работа картой с.114 учебник
Важные торговые пути шли по Северному и Балтийскому морям. Что могли привозить купцы с этих мест? (соль, мех, шерсть, лес и многое другое)
3. Ярмарки и банкиры. (работа в группах: найти новую информацию в пункте)
Для торговли отводились специальные места: лавки
- Какие? (ювелирная, булочная, лавка сапожника и т.д.).
Но самым оживлённым местом для торговли являлись ярмарки, в которых принимали участие сотни крупных купцов из разных стран.
Запись в тетрадь: Ярмарка - установленное место, где можно было приобрести разнообразный товар, от продуктов питания до всевозможных ремесленных изделий.
Найдите на карте самые известные ярмарки (ответы учащихся).
- К чему привело развитие торговли и появление ярмарок? И - Чем начинают интересоваться банкиры, ростовщики?
Давайте составим предложение из слов
(Развитие торговли и ярмарок привели к развитию денежного дела, к накоплению богатств в руках менял, ростовщиков, банкиров).
(Накоплением богатств, возможности увеличить прибыль).
Чтобы развивать дальше торговлю нужно увеличить количество продаваемого товара
- Натуральное хозяйство может с этим справиться?
(Нет. Так как при натуральном хозяйстве товары производятся не для продажи, а для внутреннего потребления).
- Какое хозяйство приходит на смену натуральному хозяйству?
(Товарное хозяйство). С 112
- Какое хозяйство называют товарным?
(Товарное хозяйство - это хозяйство, при котором товары производятся для обмена посредством денег).
Обменивались на ярмарках не только товаром, но и деньгами. Поскольку покупатели были из разных стран расплачивались разными монетами, поэтому здесь всегда можно было встретить менял, которые занимались обменом денег. Запись в тетрадь: Меняла – человек, который занимался обменом денег.
Конечно, делали они это дело с пользой для себя, поэтому у них накапливались определенные суммы, которые они могли дать в долг под проценты (в рост) купцам. Менялы, пускавшие деньги в рост, назывались ростовщиками, постепенно превращающие в банкиров, в богатых людей, которые давали крупные деньги на торговые экспедиции, в долг королю и феодалам.
Запись в тетрадь:
Ростовщик – человек, пускавший деньги в рост, под проценты.
Банкир – собственник крупных денежных размеров, богатый человек.
V. Закрепление новых знаний
Итак, мы с вами познакомились с торговлей в Средние века, сделайте вывод: "К чему привело развитие хозяйства и торговли в Европе?"
Объясните связь
Строительство дорог
Гильдии
Торговля Товарное хозяйство
Менялы, ростов
Банки
Вывод: На смену натуральному хозяйству проходит новое ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Это хозяйство, при котором продукция производилась для продажи на рынке.
1.Ростовщик | А. Собственник банка |
2.Ярмарка | Б. Экономическое учреждение, где хранятся свободные деньги |
3.Товар | В. Ежегодный большой торг |
4. Банк | Г. Вещь, изготовленная для продажи |
5.Банкир | Д. Человек, который меняет деньги на ярмарке |
6. Меняла | Е. Человек, который дает деньги в долг под проценты |
1-е ,2-в,3-г,4-б,5-а,6-д
VI. Итоги урока. Рефлексия
- что узнал нового,
- что научился делать,
Д/з: Параграф 14, термины стр. 117, подумайте и ответьте на вопросы №3, № 5
Литература:
1.Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-М.: Просвещение, 2012.-288с.
2. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразовательных учреждений. А.В. Игнатов.-М.: Просвещение, 2016