Технологическая карта урока по Информатике в 9 классе по теме «Кодирование и обработка звуковой информации. Решение задач.»
Аннотация к уроку:
Предмет: информатика и ИКТ
Учебная программа: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8-11классы: методическое пособие /Н.Д. Угринович. – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. -187с.: ил. Учебно-методическое обеспечение урока: учебник (Угринович Н,Д.. Информатика и ИКТ, 9 класс, «БИНОМ, Лаборатория знаний»,2012:
Тип урока – урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Цель урока: Изучение кодирования звуковой информации.
Задачи урока: Сформировать у обучающихся понятие «кодирование звуковой информации» и способов нахождения объема звукового файла
Планируемые результаты:
предметный результат: формирование представления о способах представления в памяти компьютера звуковой информации, умение анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями
метапредметный результат: развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления;
- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- учение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
личностный результат: формирование умений управлять своей учебной деятельностью
Этап урока | Основное содержание этапа урока | Время работы | Цели и задачи этапа урока |
Организационный. Мотивации к деятельности. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Ставится проблемный вопрос. Учитель предлагает решить задачу, которая входит в КИМ ОГЭ по информатике А8. Производится одноканальная (моно) звукозапись с частотой дискретизации 16 кГц и 24-битным разрешением. Запись длится 1 минуту, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Какое из приведенных ниже чисел наиболее близко к размеру полученного файла, выраженному в мегабайтах?
1) 0.2
2) 2
3) 3
4) 4 Обучающиеся пытаются решить задачи с помощью имеющихся формул.
| 3 мин | Целью данного этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Создание условий для потребности у обучающихся включения в деятельность («хочу»); - актуализация требований к обучающимся («надо»); - исходя из имеющихся знаний , установить тематические рамки и создать ориентировочную основу деятельности на уроке («могу»). |
Актуализации знаний и пробного учебного действия | Для актуализации имеющихся знаний повторяем предыдущий материал. Учитель беседует с учащимися, задает вопросы: 1 Что такое звук, от чего зависит громкость звука, высота звука, 2. Каким образом можно представить наглядно звук, 3. Как информация представлена в памяти компьютера, каким образом звуковую волну можно поместить в память компьютера. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Опираясь на собственные знания, должны вспомнить, что звук -это волна, которую можно представить в виде синусоиды. Любая информация в памяти компьютера представлена в виде 0 и1. Звуковую волну можно представить в дискретном виде. Работая в парах, учащиеся приходят к выводу, что если разбить синусоиду на мелкие отрезки, то можно найти её значение на каждом промежутке, а эту величину представить в двоичной системе. Вспоминают характеристики оцифрованного звука. Качество звука зависит от двух характеристик – глубина кодирования звука и частоты дискретизации.
| 7 мин | Целью данного этапа является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: - организовать повторение имеющихся знаний обучающихся - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; - активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы на применение способов действий - организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). |
Постановка проблемы, определение цели задач проекта. Построение проекта, выявление затруднений. | Деятельность учителя: Что необходимо знать для решения задачи? Деятельность обучающихся: определить цель проекта - для решения поставленной задачи необходимо рассмотреть формульную зависимость данных величин. Задачи проекта – с помощью источников учебника и информационных справочников определить формульную зависимость и составить алгоритм решения поставленной задачи. Определяется тема урока: Решение задач по теме Кодирование звуковой информации.
| 5 мин | Целью этапа целеполагания и построения проекта является постановки целей деятельности по преодолению трудностей при решении предыдущей задачи и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - сформулировали индивидуальную цель своих будущих действий; - выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) и каким образом они будут это делать (используя учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.). |
Реализация проекта, решение поставленных задач, обобщение знаний | Учитель предлагает записать формулы для определения объема звукового файла с помощью мультимедийной презентации Учитель раздает карточки с заданием на вычисление объема звукового файла, устанавливает осознанность восприятия Учащиеся записывают основные понятия в тетради (дискретизация звука, глубина звука, формулы для вычисления объема звукового файла Учащиеся записывают основные понятия в тетради (дискретизация звука, глубина звука, формулы для вычисления объема звукового файла Учитель предлагает набор стандартных задач для применения формульной зависимости величин Задача 1 Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрешении 16 битов Задача 2 Объем свободной памяти на диске – 5,25 Мб, разрядность звуковой платы – 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 22,05 кГц? Задача 3 Одна минута записи цифрового аудиофайла занимает на диске 1,3 Мб, разрядность звуковой платы – 8. С какой частотой дискретизации записан звук?
| 10 мин | Целью этапа реализации построенного проекта является осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: - самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
|
Применение знаний в самостоятельной работе, для решения стандартных и нестандартных задач | Учитель раздает карточки с заданием на вычисление объема звукового файла, устанавливает осознанность восприятия а) Объем звуковой записи – 5,25 Мб, глубина кодирования – 8 бит. Звуковая информация записана с частотой дискретизации 44,1 кГц. Какова длительность звучания такой информации? Решение: V=5,25*8*1024*1024=44 040 192 бита М = 44,1*1000=44100 Гц t=V/(M*I)= 44 040 192/(44100*8)= 44 040 192/352 800=124 сек=2 минуты б) Одна минута записи звуковой информации занимает на диске 1,3 Мб, глубина кодирования равна 16 бит. С какой частотой дискретизации записан звук? Решение: V=1,3*8*1024*1024=10 905 190,4 бит М= V/(t*I)= 10 905 190,4/(60*16)= 10 905 190,4/960=11359 Гц=11 КГц
| 10 мин | Целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки: - выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки; - проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют результаты; В это время учащиеся, не допустившие ошибки в самостоятельной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.
|
Рефлексия деятельности на уроке | В конце урока необходимо вернуться к первой задаче и решить ее Подсчитать, сколько места будет занимать одна минута цифрового звука на жестком диске или любом другом цифровом носителе, записанного с частотой а) 44.1 кГц; б) 11 кГц; в) 22 кГц; г) 32 кГц и разрядностью 16 бит.
Решение. а) Если записывают моносигнал с частотой 44.1 кГц, разрядностью 16 бит (2 байта), то каждую минуту аналого-цифровой преобразователь будет выдавать 441000 * 2 * 60 = 529 000 байт (около 5 Мб) данных об амплитуде аналогового сигнала, который в компьютере записываются на жесткий диск. Если записывают стереосигнал, то 1 058 000 байт (около 10 Мб). б) для частот 11, 22, 32 кГц расчеты производятся аналогично. Рефлексию лучше проводить с помощью таблицы хочу /могу/ знаю Какие задачи хочу научиться решать. Какие задачи могу решить. Какие задачи знаю, как решить.
| 5 мин | Целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся: - уточняют алгоритм исправления ошибок; - называют способы действий, вызвавшие затруднение; - фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; - оценивают собственную деятельность на уроке; - намечают цели последующей деятельности; - в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
|