Конспект урока "Глобус и карта", 5 класс.

Урок географии в 5 классе. раздел "Земля и её изображение", тема урока "Глобус и карта".

Цель урока: формирование представлений о поверхности Земли и её изображении.

Содержимое разработки



Галиуллина Альфиза Набиулловна

МОУ Сирюсинская средняя общеобразовательная школа

Сосновский район

Разработка урока по географии

1. 6 класс

2. Программа курса «География. 5-9 классы»/ Автор-составитель Домогацких Е.М. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

3. Раздел: "Земля и её изображение" . 5 часов

4. Тема: "Глобус и карта". Занятие №3.

5. "Карта - есть начало и конец географии" (Н. Н. Баранский)

6. Цель: формирование представлений о поверхности земли и её изображении.

Задачи:

  • Рассмотреть способы изображения земной поверхности.

  • Раскрыть особенности видов изображения Земли.

  • Сформировать представления о видах изображения земной поверхности: глобус, географическая карта, фотографические снимки.

  • Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

  • Формирование умений ориентироваться в источниках географической информации о Челябинской области; сравнивать географические объекты по картам разного содержания и другим источникам.

7. Планируемые образовательные результаты учебного занятия. . Личностные:

  • принять правила поведения на уроке;

  • формирование представлений об истиной форме и размерах Земли;

  • осознать роль карт в жизни человека, иметь представление о значении и многообразии географических карт;

  • воспитание коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

  • развитие навыков, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности формы и размеров Земли;

• свойства географической карты и плана местности;

• географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

• отличительные особенности изображений земной поверхности;

• направления на карте и плане;

• стороны горизонта.

Формирование умений ориентироваться в источниках географической информации о Челябинской области; сравнивать географические объекты по картам разного содержания и другим источникам.

8. Тип учебного занятия: урок получения новых знаний.

9. Вид учебного занятия: фронтальная, групповая.

10. УМК

  • - География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. - 2-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2015.

  • Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова "География. Введение в географию".5 класс / С. В. Банников, Д.В.Молодцов. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016.

  • Географический атлас "Введение в географию. Физическая география". 5-6 класы / Авт.сост.: С.В.Банников, Е.М.Домогацких. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2012.

  • Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова "География. Введение в географию".5 класс / Д.В.Молодцов. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016.

Дополнительная литература

  • География. Челябинская область 5-7 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории / под ред. В. М. Кузнецова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015.

  • География. Челябинская область. 5-11 класс.: атлас / под ред. М. В. Паниной, В. М. Кузнецова. - Челябинск: "Край Ра", 2014.

  • География. Челябинская область. 5-11 класс.: контурные карты / под ред. М. В. Паниной, В. М. Кузнецова. - Челябинск: "Край Ра", 2015.

Оборудование

  • Глобусы, географические карты, компьютер, проектор, аэрофотоснимки Земли.

  • Презентация к уроку.

  • Общегеографическая карта Челябинской области.

11. Этапы учебного занятия

Ход урока:

Деятельность

Учителя

учащихся

1. Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечить нормальную учебную обстановку на уроке; психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?


Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Подготовка учащихся к восприятию темы урока.




Да!

2. Этап проверки домашнего задания и

всесторонней проверки универсальных учебных действий (УУД)

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися - развитие личностных УУД.

Географический диктант

Систематизация и обобщение ранее полученных знаний.



Раскрытие понятий: эллипсоид, экваториальный радиус, полярный радиус, суточное (осевое)движение Земли, годовое (орбитальное) движение земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному

усвоению нового материала

Организовать и направить деятельность учащихся на формирование нового материала и УУД.

Вызвать у детей интерес к изучению нового материала.

Обратите внимание на слайд и сформулируйте тему урока.



Что изображено на слайде?

Молодцы! Запишите в тетрадях тему урока.

Сегодня вы узнаете новое о глобусах и карте, и составите таблицу их отличий.













Работа со слайдом №1

По изображениям на слайде учащиеся формулируют тему урока

Глобус и карта.


4. Этап усвоения новых знаний

 Сегодня перед вами поставлена проблема, в течение урока вы ответите на этот проблемный вопрос.


Слайд №3

Эпиграф. "Карта - есть начало и конец географии"

Н. Н. Баранский


Проблема урока: Можно ли карту называть моделью Земли?

  



Обсуждение. Выявление смысла эпиграфа.




Глобус - уменьшенная модель земного шара.

- Дать учащимся конкретные представления об изучаемом материале, основные идеи вопроса.

- На основе приобретённых знаний вырабатывать соответствующие УУД.

Посмотрите на слайд. какое разнообразие глобусов. Какие вы можете назвать. (опережающее задание на дом)

Слайд №4











Глобус Кратеса. первый земной глобус,

изготовленный около 150лет до н.э. Кратесом Малльским, жившим

в Пергаме. Сама модель

до наших дней не дошла. Восстановлена по описаниям.

Самый древний глобус,

который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым

Бехаймом.

Рельефный глобус. Благодаря такой

конструкции, мы можем изучать

рельеф поверхности планеты (горы,

возвышенности и другие физические

объекты).

Звёздный глобус.

Используется астрономами для изучения звёздного неба.





А что такое глобус?


У каждого понятия есть одно ключевое слово, которое отвечает на вопрос что и поясняющие его существенные признаки, которые могут отвечать на вопросы какое, где, как, и др.

Мозговой штурм.

Итак, какое понятие мы раскроем?

Итак, какое у нас ключевое слово?

Какая она (по размеру).

Что у нас получилось? Читаем схему.

Формулируем определение понятия глобус.

Слайд 5.


А что нам поможет ориентироваться на местности?

Почему карта, ведь на глобусе тоже изображение земной поверхности.

Варианты ответов детей могут быть различными.

Формулирование понятия глобус







Глобус.

Модель.

Уменьшенная.


По полученной схеме, дают определение понятия глобус

Работа со слайдом №5


Карта.


Глобусом пользоваться неудобно, они мелкомасштабны. и т. д.

Что такое географическая карта?

А теперь самостоятельно составьте схему понятия географическая карта.

Что у вас получилось?


Молодцы!

Слайд №6.

Работа с текстом учебника и построение схемы в тетрадях.



Один ученик строит схему на доске, другие читают определение понятия географическая карта.


Физическая карта. Условные знаки физической карты.

Виды карт. Рассказ о различных по тематике, карт. Знакомство с физической картой и её легендой.

Работа со слайдом №7.

Что вы можете сказать об этой карте?

Рассмотрим - какие бывают карты?

Работа с атласом (физическая карта). Световой фон: распознавание гор, равнин, океанов и морей. Самое высокое и самое глубокое место на Земле.


Люди издавна пользовались картой.


Работа со слайдом №8, 9.

Какие виды карт мы можем видеть в атласе по географии Челябинской области? Приведите примеры общегеографических и тематических карт. Какие преимущества и недостатки имеет каждый из них?

Работа с атласом Челябинской области. Челябинская область на карте России.

Работа над проблемой "Можем ли карту называть моделью?". Сравниваем карту и глобус, находим черты сходства и отличий.

Слайд №10.


Глобус

Географическая карта

Черты сходства


Черты отличий

Это модель Земли. Отсутствие искажений в изображении материков, океанов, рек и других географических объектов.

Все глобусы мелкомасштабны

Это изображение Земной поверхности на плоскости. Изображают большие по размерам участки земной поверхности



Аэрофотоснимок и космические изображения.

Слайд №11,12,13

Что вы можете сказать про аэро и фотоснимки?

Работа со слайдами




5. Этап проверки понимания и закрепления учащимися нового материала

 Установить усвоение учащимися нового материала, содержание новых понятий.

Объяснение правил работы с контурными картами, 

консультирование по использованию учебного материала.

Фронтальная работа.




Работа в контурных картах. Найти на контурной карте стр. 2-3 Челябинскую область , нанести границы и закрасить.



Этап закрепления нового материала

Закрепить у учащихся знания и умения УУД, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Установите соответствие между способом изображения земной поверхности и его характеристикой.

Слайд №15.

Выполнение заданий на соответствие.

6. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Сообщение домашнего задания.

Разъяснение методики его выполнения.

Разъяснить требования к результатам выполнения домашнего задания и подготовки презентации.

Запись заданий в дневники.

Работа с рубрикой "Проверим знания".

Используя дополнительную литературу, интернет ресурсы, помощь членов семьи поработать с рубрикой "А теперь более сложные вопросы".

7. Подведение итогов урока

Сформулировать выводы по уроку. Рефлексия "Лестница успеха"

Расположите основные виды деятельности (этапы урока) по мере вашей включённости в работу на данном этапе и желание в них участвовать.

Слайд №16




























Сохранить у себя:
Конспект урока "Глобус и карта", 5 класс.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки