Галиуллина Альфиза Набиулловна
МОУ Сирюсинская средняя общеобразовательная школа
Сосновский район
Разработка урока по географии
1. 6 класс
2. Программа курса «География. 5-9 классы»/ Автор-составитель Домогацких Е.М. — М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
3. Раздел: "Земля и её изображение" . 5 часов
4. Тема: "Глобус и карта". Занятие №3.
5. "Карта - есть начало и конец географии" (Н. Н. Баранский)
6. Цель: формирование представлений о поверхности земли и её изображении.
Задачи:
Рассмотреть способы изображения земной поверхности.
Раскрыть особенности видов изображения Земли.
Сформировать представления о видах изображения земной поверхности: глобус, географическая карта, фотографические снимки.
Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Формирование умений ориентироваться в источниках географической информации о Челябинской области; сравнивать географические объекты по картам разного содержания и другим источникам.
7. Планируемые образовательные результаты учебного занятия. . Личностные:
принять правила поведения на уроке;
формирование представлений об истиной форме и размерах Земли;
осознать роль карт в жизни человека, иметь представление о значении и многообразии географических карт;
воспитание коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные умения:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинно-следственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
развитие навыков, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предметные умения:
Умение объяснять:
• особенности формы и размеров Земли;
• свойства географической карты и плана местности;
• географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
• отличительные особенности изображений земной поверхности;
• направления на карте и плане;
• стороны горизонта.
Формирование умений ориентироваться в источниках географической информации о Челябинской области; сравнивать географические объекты по картам разного содержания и другим источникам.
8. Тип учебного занятия: урок получения новых знаний.
9. Вид учебного занятия: фронтальная, групповая.
10. УМК
- География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. - 2-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2015.
Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова "География. Введение в географию".5 класс / С. В. Банников, Д.В.Молодцов. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016.
Географический атлас "Введение в географию. Физическая география". 5-6 класы / Авт.сост.: С.В.Банников, Е.М.Домогацких. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2012.
Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова "География. Введение в географию".5 класс / Д.В.Молодцов. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2016.
Дополнительная литература
География. Челябинская область 5-7 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории / под ред. В. М. Кузнецова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015.
География. Челябинская область. 5-11 класс.: атлас / под ред. М. В. Паниной, В. М. Кузнецова. - Челябинск: "Край Ра", 2014.
География. Челябинская область. 5-11 класс.: контурные карты / под ред. М. В. Паниной, В. М. Кузнецова. - Челябинск: "Край Ра", 2015.
Оборудование
Глобусы, географические карты, компьютер, проектор, аэрофотоснимки Земли.
Презентация к уроку.
Общегеографическая карта Челябинской области.
11. Этапы учебного занятия
Ход урока:
Деятельность | |||||||||||||||||
Учителя | учащихся | ||||||||||||||||
1. Организационный этап | |||||||||||||||||
Подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечить нормальную учебную обстановку на уроке; психологически настроить учащихся на предстоящее занятие. Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Подготовка учащихся к восприятию темы урока.
Да! | ||||||||||||||||
2. Этап проверки домашнего задания и всесторонней проверки универсальных учебных действий (УУД) | |||||||||||||||||
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися - развитие личностных УУД. Географический диктант | Систематизация и обобщение ранее полученных знаний.
Раскрытие понятий: эллипсоид, экваториальный радиус, полярный радиус, суточное (осевое)движение Земли, годовое (орбитальное) движение земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор. | ||||||||||||||||
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | |||||||||||||||||
Организовать и направить деятельность учащихся на формирование нового материала и УУД. Вызвать у детей интерес к изучению нового материала. Обратите внимание на слайд и сформулируйте тему урока.
Что изображено на слайде? Молодцы! Запишите в тетрадях тему урока. Сегодня вы узнаете новое о глобусах и карте, и составите таблицу их отличий. |
Работа со слайдом №1 По изображениям на слайде учащиеся формулируют тему урока Глобус и карта.
| ||||||||||||||||
4. Этап усвоения новых знаний | |||||||||||||||||
Сегодня перед вами поставлена проблема, в течение урока вы ответите на этот проблемный вопрос.
Слайд №3 Эпиграф. "Карта - есть начало и конец географии" Н. Н. Баранский
| Проблема урока: Можно ли карту называть моделью Земли?
Обсуждение. Выявление смысла эпиграфа.
| ||||||||||||||||
Глобус - уменьшенная модель земного шара. - Дать учащимся конкретные представления об изучаемом материале, основные идеи вопроса. - На основе приобретённых знаний вырабатывать соответствующие УУД. Посмотрите на слайд. какое разнообразие глобусов. Какие вы можете назвать. (опережающее задание на дом) Слайд №4
|
Глобус Кратеса. первый земной глобус, изготовленный около 150лет до н.э. Кратесом Малльским, жившим в Пергаме. Сама модель до наших дней не дошла. Восстановлена по описаниям. Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Бехаймом. Рельефный глобус. Благодаря такой конструкции, мы можем изучать рельеф поверхности планеты (горы, возвышенности и другие физические объекты). Звёздный глобус. Используется астрономами для изучения звёздного неба. | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
А что такое глобус?
У каждого понятия есть одно ключевое слово, которое отвечает на вопрос что и поясняющие его существенные признаки, которые могут отвечать на вопросы какое, где, как, и др. Мозговой штурм. Итак, какое понятие мы раскроем? Итак, какое у нас ключевое слово? Какая она (по размеру). Что у нас получилось? Читаем схему. Формулируем определение понятия глобус. Слайд 5.
А что нам поможет ориентироваться на местности? Почему карта, ведь на глобусе тоже изображение земной поверхности. | Варианты ответов детей могут быть различными. Формулирование понятия глобус
Глобус. Модель. Уменьшенная.
По полученной схеме, дают определение понятия глобус Работа со слайдом №5
Карта.
Глобусом пользоваться неудобно, они мелкомасштабны. и т. д. | ||||||||||||||||
Что такое географическая карта? А теперь самостоятельно составьте схему понятия географическая карта. Что у вас получилось?
Молодцы! Слайд №6. | Работа с текстом учебника и построение схемы в тетрадях.
Один ученик строит схему на доске, другие читают определение понятия географическая карта.
| ||||||||||||||||
Физическая карта. Условные знаки физической карты. Виды карт. Рассказ о различных по тематике, карт. Знакомство с физической картой и её легендой. Работа со слайдом №7. Что вы можете сказать об этой карте? Рассмотрим - какие бывают карты? | Работа с атласом (физическая карта). Световой фон: распознавание гор, равнин, океанов и морей. Самое высокое и самое глубокое место на Земле.
Люди издавна пользовались картой.
Работа со слайдом №8, 9. | ||||||||||||||||
Какие виды карт мы можем видеть в атласе по географии Челябинской области? Приведите примеры общегеографических и тематических карт. Какие преимущества и недостатки имеет каждый из них? | Работа с атласом Челябинской области. Челябинская область на карте России. | ||||||||||||||||
Работа над проблемой "Можем ли карту называть моделью?". Сравниваем карту и глобус, находим черты сходства и отличий. Слайд №10. |
| ||||||||||||||||
Аэрофотоснимок и космические изображения. Слайд №11,12,13 Что вы можете сказать про аэро и фотоснимки? | Работа со слайдами | ||||||||||||||||
5. Этап проверки понимания и закрепления учащимися нового материала | |||||||||||||||||
Установить усвоение учащимися нового материала, содержание новых понятий. Объяснение правил работы с контурными картами, консультирование по использованию учебного материала. Фронтальная работа. | Работа в контурных картах. Найти на контурной карте стр. 2-3 Челябинскую область , нанести границы и закрасить. | ||||||||||||||||
Этап закрепления нового материала | |||||||||||||||||
Закрепить у учащихся знания и умения УУД, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Установите соответствие между способом изображения земной поверхности и его характеристикой. Слайд №15. | Выполнение заданий на соответствие. | ||||||||||||||||
6. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания | |||||||||||||||||
Сообщение домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения. Разъяснить требования к результатам выполнения домашнего задания и подготовки презентации. | Запись заданий в дневники. Работа с рубрикой "Проверим знания". Используя дополнительную литературу, интернет ресурсы, помощь членов семьи поработать с рубрикой "А теперь более сложные вопросы". | ||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока | |||||||||||||||||
Сформулировать выводы по уроку. Рефлексия "Лестница успеха" Расположите основные виды деятельности (этапы урока) по мере вашей включённости в работу на данном этапе и желание в них участвовать. Слайд №16 |
| ||||||||||||||||
| |