Урок физики в 7 классе на тему «Механическая работа и мощность»
Цели урока:
познакомятся с понятиеями «механическая работа» и «мощность», выяснят физический смысл данных величин;
закрепят полученные знания на решении различного вида задач;
Оборудование:
динамометр, брусок с грузами, линейка.
Оснащение урока:
карточки для индивидуальной работы:
формулы,
презентация,
задачи;
Демонстрации:
Определение работы при равномерном перемещении бруска на некоторое расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении).
План урока:
Организационный момент.
Повторение материала по теме «Силы»:
индивидуальная работа;
Изучение нового материала (в форме беседы):
введение понятий «механическая работа», «мощность», формулы для расчёта работы и мощности, единицы измерения;
демонстрация опыта.
Закрепление изученного материала.
решение качественных и расчётных задач;
с/р в форме теста.
Итог урока и д/з.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Ребята, помните ли вы стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
… Работа всякого нужна одинаково.
… Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести речь на уроке?
Ученики: о работе.
Учитель: А что такое работа с точки зрения физики?
Учитель сообщает тему и цель урока.
Повторение материала по теме «Силы».
Индивидуальная работа (устная):
Задание 1: «Из предложенных формул выберите правильные формулы для расчёта сил».
Fт = mg | Fт = mρ |
Fупр = - kx | Fупр = - km |
P = mg | P = mV |
(После проверки ответа учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы - вес.)
Задание 2: «Рассмотрите рисунок. Подумайте, какие силы могут действовать на тело? Куда эти силы направлены?»
(После проверки ответа учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы трения.)
Задание 3: «Найдите соответствие физической величины и единицы измерения в системе СИ».
F | t | V | g | Н | с | Н/кг | см | г |
S | P | m | кг | м | м/с | Н | кг | км/ч |
Учитель: Мы вспомнили все силы, которые изучались ранее. Эти знания нам помогут сегодня для введения новой физической величины, которая неразрывно связана с понятием действующей силы.
И эта физическая величина – механическая работа.
Новый материал.
Учитель: Начиная с 1826 года, когда французский ученый Ж. Понселе ввёл понятие работы, под этим словом стали понимать ещё и определённую физическую величину.
ВВЕДЁМ ОБОЗНАЧЕНИЕ: А – работа
Учитель: Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики?
Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, к телу должна быть приложена сила.
Учитель: Что будет происходить под действием этой силы?
Предполагаемый ответ учащихся: Тело будет перемещаться.
ВЫВОД: Первое условие совершения работы – наличие силы, действующей на тело. Второе условие - тело должно двигаться (перемещаться), только тогда совершается работа в обычном понимании.
Учитель: Как же рассчитать работу?! Понселе сформулировал правила для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально):
Пусть к телу приложена сила, направленная вправо, тело тоже движется вправо, тогда работу этой силы можно найти по формуле: А=F*S (положительная работа)
Учитель: Подумайте, какая сила может совершать положительную работу?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяги, сила тяжести при падении тела и т.д.
Пусть тело движется вправо, а сила, приложенная к телу, направлена влево, тогда работа этой силы равна: А= - F*S (сила совершает отрицательную работу)
Учитель: Как вы думаете, какая сила совершает отрицательную работу?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т.д.
Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то эта сила никакой работы не совершает. А=0
Учитель: Как вы думаете, в каком случае работа силы будет равна нулю?
Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяжести при движении тела по горизонтали и т.д.
Учитель: Посмотрите на формулы для расчёта силы, и скажите, от чего зависит работа?
ВЫВОД: Чем больше сила и путь, пройденный в направлении действия силы, тем больше работа, совершаемая данной силой.
Учитель: Физическую величину ввели. Обозначение. Формулу. Что ещё необходимо знать у физической величины?
Предполагаемый ответ учащихся: Единицу измерения.
Учитель: Единица измерения работы – Джоуль, в честь английского физика – Дж. Джоуля.
Определение: 1 Дж – эта работа, совершаемая силой в 1Н при перемещении тела на 1м в направлении действия силы.
Учитель: механическая работа в физическом понимании.
Учитель: А теперь вам задание: «Рассчитайте, какую работу совершает сила тяги и сила трения при равномерном движении».
Учитель демонстрирует опыт. Брусок с несколькими грузами тянется равномерно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра на расстояние 50 см.
Ответы учеников.
Видеоролик «Механическая работа в опытах и экспениментах»
Закрепление нового материала.
Учитель: Попробуем применить наши знания на практике.
Решение задач (все вместе):
З АДАЧА 1: На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй - движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
ЗАДАЧА 2: Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре?
З АДАЧА 3: Посмотрите на рисунок. Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?
ЗАДАЧА 4:
Д АНО: СИ Решение:
S=3 м А = - FS
m =50 г 0,05 кг F = mg
F = 0,05 кг* 10 Н/кг = 0,5 Н
А= - 0,5Н*3 м = 1,5 Дж
А=?
Ответ: А= - 1,5 Дж
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы. Вам предлагается решить тест на компьютере и увидеть результат усвоения материала.
Самостоятельная работа – тест.
После его выполнения они сразу же получают оценку. Если есть ошибки, то можно вернуться обратно в тест и найти их. На данном уроке выставляются только положительные оценки.)
Вопрос - 1 |
|
|
|
| ||
Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы? | ||||||
Ответы: | 1. | Метр |
|
|
| |
| 2. | Ньютон |
|
|
| |
| 3. | Джоуль |
|
|
| |
| 4. | Килограмм |
|
|
| |
|
|
|
| |||
Вопрос - 2 |
|
|
|
| ||
Сила натяжения каната при подъёме лифта равна 4000 Н. Какую полезную работу совершает двигатель при равномерном подъёме лифта на высоту 20 м? | ||||||
Ответы: | 1. | 200 Дж |
|
|
| |
| 2. | 80000 Н |
|
|
| |
| 3. | 0 Дж |
|
|
| |
| 4. | 80000 Дж |
|
|
| |
|
|
|
| |||
Вопрос - 3 |
|
|
|
| ||
Под действием силы 100 Н тело переместилось в направлении действия силы на 10 м за 20 с. Какую работу совершила сила? |
|
|
| |||
|
|
| ||||
Ответы: | 1. | 10 Дж |
|
|
| |
| 2. | 1000 Дж |
|
|
| |
| 3. | 20000 Дж |
|
|
| |
| 4. | 2000 Дж |
|
|
| |
|
|
|
| |||
Вопрос - 4 |
|
|
|
| ||
В каком случае сила тяжести совершает положительную работу? |
|
|
| |||
Ответы: | 1. | Мальчик прыгает с дерева |
| |||
| 2. | Штангист поднимает вверх штангу с грузами | ||||
| 3. | Человек держит на плечах мешок с картофелем | ||||
| 4. | Мяч летит вверх |
|
| ||
|
|
|
| |||
Вопрос - 5 |
|
|
|
| ||
Как рассчитать работу силы трения при движении санок с горки? |
|
|
| |||
Ответы: | 1. | А = F*S |
|
|
|
|
| 2. | А = - F*S |
|
|
| |
| 3. | A = 0 |
|
|
|
|
| 4. | A = mg |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов, выставление оценок и д/з: §53, вопросы, №58 упр.28 (3,4)
6. Физкультминутка. Руководит физкультминуткой (гимнастика для глаз)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6.
Создает проблему: Начнем с примера из жизни. Вам необходимо доставить тяжелую коробку на 10 этаж высотного здания. У вас есть выбор: идти по лестнице и ехать в лифте. Напомню, что в обоих случаях механическая работа, совершенная при этом будет одинаковой. Конечно же, большинство из вас выберут, лифт.
Вопрос: В чем разница при выполнении одной и той же работы?
Ответ: затратим разное время.
Объясняет теоретический материал по плану:
Определение Буквенное обозначение; Формула; Единица величины
Работа по презентации.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Что характеризует мощность?
Как вычислить мощность?
Что принимают за единицу мощности?
Учитель предлагает учащимся обратиться к учебнику с.134, таблица мощностей некоторых двигателей, кВт
Скажите, какова мощность двигателя автомобиля? Самолёта?
Что означают эти числа вместе с наименованием?
Как, зная мощность и время работы, рассчитать работу?
Видеоролик «Мощность в опытах и экспериментах»
Рефлексия
Как по вашему мнению, какую работу вы совершили и какова мощность изученного вами материала на сегодняшнем уроке?
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание J § 53, 54; Упр. 28 (3) Упр. 29 (4)