Конспект урока физики в 7 классе на тему "Механическая работа и мощность"

Конспект урока физики в 7 классе на тему "Механическая работа и мощность"

Содержимое разработки

Урок физики в 7 классе на тему «Механическая работа и мощность»

Цели урока:

  • познакомятся с понятиеями «механическая работа» и «мощность», выяснят физический смысл данных величин;

  • закрепят полученные знания на решении различного вида задач;

Оборудование:

    • динамометр, брусок с грузами, линейка.

Оснащение урока:

  • карточки для индивидуальной работы:

  • формулы,

  • презентация,

  • задачи;

Демонстрации:

Определение работы при равномерном перемещении бруска на некоторое расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении).

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение материала по теме «Силы»:

    • индивидуальная работа;

  3. Изучение нового материала (в форме беседы):

    • введение понятий «механическая работа», «мощность», формулы для расчёта работы и мощности, единицы измерения;

    • демонстрация опыта.

  1. Закрепление изученного материала.

  • решение качественных и расчётных задач;

  • с/р в форме теста.

  1. Итог урока и д/з.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, помните ли вы стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

… Работа всякого нужна одинаково.

… Все работы хороши, выбирай на вкус!»


Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести речь на уроке?

Ученики: о работе.

Учитель: А что такое работа с точки зрения физики?

Учитель сообщает тему и цель урока.

Повторение материала по теме «Силы».

Индивидуальная работа (устная):

  1. Задание 1: «Из предложенных формул выберите правильные формулы для расчёта сил».


Fт = mg

Fт = mρ

Fупр = - kx

Fупр = - km

P = mg

P = mV


(После проверки ответа учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы - вес.)

  1. Задание 2: «Рассмотрите рисунок. Подумайте, какие силы могут действовать на тело? Куда эти силы направлены?»

(После проверки ответа учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы трения.)

  1. Задание 3: «Найдите соответствие физической величины и единицы измерения в системе СИ».


F

t

V

g

Н

с

Н/кг

см

г

S

P

m

кг

м

м/с

Н

кг

км/ч


Учитель: Мы вспомнили все силы, которые изучались ранее. Эти знания нам помогут сегодня для введения новой физической величины, которая неразрывно связана с понятием действующей силы.

И эта физическая величина – механическая работа.

  1. Новый материал.

Учитель: Начиная с 1826 года, когда французский ученый Ж. Понселе ввёл понятие работы, под этим словом стали понимать ещё и определённую физическую величину.


ВВЕДЁМ ОБОЗНАЧЕНИЕ: А – работа


Учитель: Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики?

Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, к телу должна быть приложена сила.

Учитель: Что будет происходить под действием этой силы?

Предполагаемый ответ учащихся: Тело будет перемещаться.


ВЫВОД: Первое условие совершения работы – наличие силы, действующей на тело. Второе условие - тело должно двигаться (перемещаться), только тогда совершается работа в обычном понимании.


Учитель: Как же рассчитать работу?! Понселе сформулировал правила для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально):


    • Пусть к телу приложена сила, направленная вправо, тело тоже движется вправо, тогда работу этой силы можно найти по формуле: А=F*S (положительная работа)


Учитель: Подумайте, какая сила может совершать положительную работу?


Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяги, сила тяжести при падении тела и т.д.

    • Пусть тело движется вправо, а сила, приложенная к телу, направлена влево, тогда работа этой силы равна: А= - F*S (сила совершает отрицательную работу)


Учитель: Как вы думаете, какая сила совершает отрицательную работу?


Предполагаемый ответ учащихся: Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т.д.


    • Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то эта сила никакой работы не совершает. А=0



Учитель: Как вы думаете, в каком случае работа силы будет равна нулю?


Предполагаемый ответ учащихся: Сила тяжести при движении тела по горизонтали и т.д.

Учитель: Посмотрите на формулы для расчёта силы, и скажите, от чего зависит работа?

ВЫВОД: Чем больше сила и путь, пройденный в направлении действия силы, тем больше работа, совершаемая данной силой.

Учитель: Физическую величину ввели. Обозначение. Формулу. Что ещё необходимо знать у физической величины?

Предполагаемый ответ учащихся: Единицу измерения.


Учитель: Единица измерения работы – Джоуль, в честь английского физика – Дж. Джоуля.

Определение: 1 Дж – эта работа, совершаемая силой в 1Н при перемещении тела на 1м в направлении действия силы.

Учитель: механическая работа в физическом понимании.


Учитель: А теперь вам задание: «Рассчитайте, какую работу совершает сила тяги и сила трения при равномерном движении».

Учитель демонстрирует опыт. Брусок с несколькими грузами тянется равномерно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра на расстояние 50 см.

Ответы учеников.

Видеоролик «Механическая работа в опытах и экспениментах»

  1. Закрепление нового материала.

Учитель: Попробуем применить наши знания на практике.

        • Решение задач (все вместе):


З АДАЧА 1: На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй - движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?


ЗАДАЧА 2: Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре?






З АДАЧА 3: Посмотрите на рисунок. Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?




ЗАДАЧА 4:


Д АНО: СИ Решение:


S=3 м А = - FS

m =50 г 0,05 кг F = mg

F = 0,05 кг* 10 Н/кг = 0,5 Н

А= - 0,5Н*3 м = 1,5 Дж

А=?

Ответ: А= - 1,5 Дж


УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы. Вам предлагается решить тест на компьютере и увидеть результат усвоения материала.

  • Самостоятельная работа – тест.

После его выполнения они сразу же получают оценку. Если есть ошибки, то можно вернуться обратно в тест и найти их. На данном уроке выставляются только положительные оценки.)


Вопрос - 1

 

 

 

 

Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы? 

Ответы:

1.

Метр 

 

 

 


2.

Ньютон 

 

 

 


3.

Джоуль 

 

 

 


4.

Килограмм

 

 

 





Вопрос - 2

 

 

 

 

Сила натяжения каната при подъёме лифта равна 4000 Н. 

Какую полезную работу совершает двигатель при равномерном подъёме лифта на высоту 20 м? 

Ответы:

1.

200 Дж 

 

 

 


2.

80000 Н

 

 

 


3.

0 Дж 

 

 

 


4.

80000 Дж

 

 

 


 

Вопрос - 3

 

 

 

 

Под действием силы 100 Н тело переместилось в направлении действия силы на 10 м за 20 с. Какую работу совершила сила? 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1.

10 Дж 

 

 

 


2.

1000 Дж

 

 

 


3.

20000 Дж

 

 

 


4.

2000 Дж

 

 

 


 

Вопрос - 4

 

 

 

 

В каком случае сила тяжести совершает положительную работу? 

 

 

 

Ответы:

1.

Мальчик прыгает с дерева

 


2.

Штангист поднимает вверх штангу с грузами


3.

Человек держит на плечах мешок с картофелем


4.

Мяч летит вверх

 

 


 

Вопрос - 5

 

 

 

 

Как рассчитать работу силы трения при движении санок с горки? 

 

 

 

Ответы:

1.

А = F*S

 

 

 

 


2.

А = - F*S

 

 

 


3.

A = 0

 

 

 

 


4.

A = mg

 

 

 

 


 

  1. Подведение итогов, выставление оценок и д/з: §53, вопросы, №58 упр.28 (3,4)


6. Физкультминутка. Руководит физкультминуткой (гимнастика для глаз)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6.

Создает проблему: Начнем с примера из жизни. Вам необходимо доставить тяжелую коробку на 10 этаж высотного здания. У вас есть выбор: идти по лестнице и ехать в лифте. Напомню, что в обоих случаях механическая работа, совершенная при этом будет одинаковой. Конечно же, большинство из вас выберут, лифт.

Вопрос: В чем разница при выполнении одной и той же работы?

Ответ: затратим разное время.

Объясняет теоретический материал по плану:

    1. Определение Буквенное обозначение; Формула; Единица величины

  1. Работа по презентации.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

      1. Что характеризует мощность?

      2. Как вычислить мощность?

      3. Что принимают за единицу мощности?

Учитель предлагает учащимся обратиться к учебнику с.134, таблица мощностей некоторых двигателей, кВт

Скажите, какова мощность двигателя автомобиля? Самолёта?

Что означают эти числа вместе с наименованием?

Как, зная мощность и время работы, рассчитать работу?

Видеоролик «Мощность в опытах и экспериментах»


  1. Рефлексия

Как по вашему мнению, какую работу вы совершили и какова мощность изученного вами материала на сегодняшнем уроке?


  1. Итоги урока. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание J § 53, 54; Упр. 28 (3) Упр. 29 (4)


Сохранить у себя:
Конспект урока физики в 7 классе на тему "Механическая работа и мощность"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки