Тема: Элементы цветочно – декоративного оформления.
Цели урока:
Образовательные: способствовать формированию представления о ландшафтном дизайне, осознанию технологического процесса выращивания цветочно-декоративных растений.
Развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся, их творческой активности, умения творческого подхода к решению поставленной задачи.
Воспитательная: воспитание ответственного отношения к труду, любви к выбранной профессии.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: картинки с фотографиями клумб, рабаток, миксбордеров, тесты.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку
Повторение пройденного материала
Для ознакомления с данной темой необходимо повторить следующие вопросы:
Какие вы знаете виды цветочных растений?
Назовите сроки посадки цветочных растений?
Влияют ли факторы внешней среды на рост и развитие растений?
Назовите и охарактеризуйте приемы ухода за цветочными культурами.
Изучение нового материала
Цветники – это один из основных элементов декоративного оформления территории объекта озеленения. Создаются они по принципу ландшафтной или регулярной композиции.
К цветникам ландшафтной композиции относятся группы, массивы, миксбордеры, одиночные посадки, цветущие лужайки, созданные обычно из многолетнего растения различных форм и размеров.
К цветникам регулярной композиции относятся геометрических форм партеры, клумбы, рабатки, полосы, бордюры и другие. Создаются в основном из травянистых растений однолетней и двулетней культуры.
Регулярные и нерегулярные клумбы
Это две разновидности клумб, которые различаются характером цветения. В регулярных все растения начинают цвести и отцветать практически в одно время. В нерегулярных создаются условия для того, чтобы растения при цветении перекрывали друг друга. Одни виды отцветают, вторые только начинают цвести.
Клумба — моноцветник
Такая клумба – одна из самых простых. В нее высаживается один вид цветов. Например, так можно создать мини – розарий. проще начинать создавать цветники и клумбы своими руками именно таким способом.
Подвесные клумбы
Если в доме есть корзинки из дерева или пластика, то можно создать подвесные конструкции. Деревянные клумбы для наземного размещения категорически не подходят, потому что материал быстро разрушится. А вот в качестве надземных они
будут служить великолепно. Их можно разместить в любом удобном месте. В том числе они могут быть использованы и в помещении.
Группы — наиболее распространенный тип цветочного оформления. Создаются группы из многолетников, иногда в сочетании с ними применяют двулетники или летники после отцветших многолетников - луковичных. Различают группы простые и сложные.
Простые группы создаются из одного вида растений и подбираются таким образом, чтобы растения, входящие в их состав, цвели в разное время сезона.
Сложные группы состоят из нескольких видов как многолетних, так и однолетних растений; при этом основное внимание уделяется размещению растений по высоте. В группе размещаются растения, как с разными сроками цветения, так и цветущие одновременно.
Рекомендуются проектировать свободное размещение групп по конфигурации с плавными, извилистыми контурами.
Миксбордеры — смешанные цветники. Характерной чертой таких цветников является разнообразие цветочных культур и многократной сменяемости их цветения в течении всего периода вегетации. Кроме того, в качестве декоративного элемента вводят инертный материал — цветную гальку, щебенку, речной песок и другие.
В плоских миксбордерах применяют низкие растения одной высоты. В объемных или ступенчатых, растения подбираются по высоте: высокорослые — на заднем плане, среднерослые — на среднем; низкие — на переднем.
Физминутка №10
Рабатки — это узкие полосы, размещаемые вдоль дорожек, аллей в парках, скверах, на улицах. Проектируются в регулярных частях объекта озеленения. Полосы устраиваются как многорядные посадки одного или нескольких видов растений, в основном однолетней культуры.
Бордюры — узкие полосы, применяемые в качестве окаймления краев клумб, проходов. Создаются из рядовых посадок однолетних или многолетних цветочных, травянистых растений.
Цветочно-декоративные устройства - к ним относятся альпинарии, рокарии или каменистые сады. Устройство каменистых участков — процесс очень сложный. Рокарии должны выглядеть естественно. Применяют растения высокогорий, карликовых и стелющихся форм, хорошо сочетающиеся с камнем.
Подбор цветочных растений
Чтобы создать красивый цветник нужно учесть многие факторы.
Самый важный – в единой композиции следует объединять растения с едиными агротехническими требованиями.
Самое главное не нарушать правила:
многолетники в композициях всегда сажают куртинами;
следует уважать требования растений, не относиться к ним как к объемам или пятнам цвета, учитывая отношения к освещенности, влажности, кислотности и плодородию почвы можно создать долгоиграющую композицию.
Практическая работа Сейчас я предлагаю ощутить себя фито дизайнерами. Вам нужно, используя журналы и книги о комнатных растениях, подобрать растения для оформления класса с учетом условий содержания растений и пройти маленький тест. Всем учащимся раздается тестовые задания. Рефлексия
оценивая работу школьников на уроке, отметить лучшие результаты и вместе с ними сделать выводы по изученному материалу. Подведение итогов урока: выставление оценок
1. Какие растения называются комнатными:
а) те, которые выращивают дома
б) те, которые выращивают на клумбах
в) те, которые выращивают в теплицах 2. Какое растение не относится к комнатным:
а) традесканция
б) гвоздика
в) кактус 3. Какое растение является комнатным:
а) тюльпан
б) нарцисс
в) герань 4. Какой водой надо поливать комнатные растения:
а) комнатной температуры
б) холодной
в) кипячёной 5. Какое комнатное растение живёт в пустыне:
а) фиалка
б) бегония
в) кактус 6. Когда комнатные растения поливают реже:
а) осенью
б) зимой
в) весной 7. Где надо ставить большинство комнатных растений:
а) в затемнённых местах
б) в тени
в) ближе к свету 8. Как по-научному называется герань:
а) пеларгония
б) аспарагус
в) сансевьера 9. Как надо поливать растения:
а) сильной струей
б) держа лейку сбоку
в) держа лейку сбоку 10. Как надо убирать пыль с листьев:
а) смахивать кисточкой
б) вытирать тряпкой
в) поливать душем 11. Почему комнатные растения весь год зелёные:
а) они находятся в тёплом помещении
б) за ними хорошо ухаживают
в) их привезли из стран, где нет зимы.