План открытого урока по географии 9 класс
Учитель: Манаенкова А.М
Изучаемая тема: «Европейский Север. Географическое положение. Природные условия. Население».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные: Сформировать у обучающихся представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера.
Развивающие: создать условия для развития умения самостоятельно работать с картами, делать выводы. Работать в группах. Оценивать природные условия и ресурсы.
Воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: Физическая и политико-административная карты России. Атласы, рабочие тетради. Учебник.
Раздаточный материал: Таблица: Обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами.
Ход урока.
Организационная часть.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Учитель: « Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой темы. Давайте запишем в тетради ее название. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнюю дату, тему урока.
Изучение нового материала.
- Изучение Европейского Севера- самого крупного экономического района европейской части России - мы будем изучать. Основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, поэтому урок будет проходить с большей долей самостоятельной работы с картами и учебником, с таблицами.
-Рассмотрим состав и ЭГ Положение Европейского Севера.
Задание:
-Определите состав Европейского Севера (учебник стр.202, 204).
-В состав Европейского Севера входят 3 области: Мурманская. Архангельская с Ненецким АО; Вологодская и 2 республики Коми, Карелия.
Задание:
Определите особенности экономико-географического положения европейского Севера. Оцените его с точки зрения благоприятствия развитию хозяйства Северного экономического района.
Обучающиеся находят, что;
Район имеет приморское положение. Так как омывается Белым и Баренцевым морями.
Район соседствует с районами Центральной России – индустриальной базой страны. Что очень выгодно для развития экономики европейского Севера.
На западе район граничит с развитыми странами Европы – Норвегией и Финляндией. Отношения с этими странами добрососедские. Что позволяет развивать экономические связи с этими государствами.
Транспортная сеть редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям – на Мурманск. На Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, северную Двину и вводно-озерный путь из ладожского озера по реке Свирь в Онежское озеро и по каналу (Беломоро-Балтийскому) - в Белое море.
Далее учащиеся работают в группах и кратко рассказывают о климате, рельефе, водных ресурсах и природных зонах Европейского Севера. Последняя группа обобщает выступления предыдущих групп и делает выводы.
1 группа. Климат.
2 группа. Рельеф.
3 группа. Водные ресурсы.
4 группа. О природных зонах.
5 группа. Вывод.
Задание:
-Определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами.
Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов (по карте атласа Европейский Север).
Обучающиеся заполняют только 1 и 2 колонки:
Природные ресурсы | Отрасли специализации | Центры |
1.Лесные | Лесная (лесозаготовка) | Вдоль Сев.Двины, железных дорог, Вологда-Архангельск. Котлас-Ухта |
2. Водные | Целлюлозно-бумажная | Г.Сыктывкар, г. Коряжма, г. Сегежа |
На западе |
|
|
3.Железная руда | Черная металлургия | Добыча Костомукша, Ковдор металлургии, завод в Череповце |
4. Медно-никелевые руды | Цветная металлургия | Г. Мончегорск, г. Никель |
5 Бокситы | Цветная металлургия | Г, Кандалакша, г. Надвоицы |
6. Рыбные, Баренцева моря | Рыбная (пищевая) | Г. Мурманск |
На востоке |
|
|
7. Уголь | Топливная | Г. Воркута. Г. Инта, Печорский бассейн |
8. Нефть, газ | топливная | Г. Ухта –нефтепереработка, Войвож - газопровод «Сияние Севера» |
Вывод: Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.
- Теперь о населении
Работа с картой:
-Определите по картам атласа плотность населения, национальный состав населения Европейского Севера.
-На Европейском Севере прошло несколько периодов колонизации:
1) Новгородская колонизация.
2) Московская колонизация.
3) Увеличение численности населения за счёт старообрядцев.
4) В сталинское время Север заселялся заключенными.
III. Закрепление материала
1.- Какие области и республики входят в состав Европейского Севера?
2.- В чем выгодность Э.Г.П. Европейского Севера?
3.- Какими природными ресурсами богат Европейский Север?
4.- Какова плотность населения Европейского Севера?
5.- Какие миграции характерны для европейского Севера?
6.- Назовите коренные народы Севера.
7.- Какие этапы русской колонизации вы знаете?
8.- Каков половой состав Европейского Севера?
9.- Почему на севере невысок процент пожилого населения?
10.- Назовите крупные города Европейского Севера.
В заключении урока:.
IV. Анализ и итог урока.
V. Домашнее задание §43-44, стр. 201-205.
Раздаточный материал.
Обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами.
Природные ресурсы | Отрасли специализации | Центры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|