Конспект урока для учащихся 9 класса на тему: "Европейский Север"

Конспект урока для учащихся 9 класса на тему: "Европейский Север"

Содержимое разработки

План открытого урока по географии 9 класс


Учитель: Манаенкова А.М


Изучаемая тема: «Европейский Север. Географическое положение. Природные условия. Население».


Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать у обучающихся представление об особенностях ЭГП, природных условий, населения Европейского Севера.

  • Развивающие: создать условия для развития умения самостоятельно работать с картами, делать выводы. Работать в группах. Оценивать природные условия и ресурсы.

  • Воспитательные: содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.


Оборудование: Физическая и политико-административная карты России. Атласы, рабочие тетради. Учебник.

Раздаточный материал: Таблица: Обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами.



Ход урока.


  1. Организационная часть.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: « Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы начинаем изучение новой темы. Давайте запишем в тетради ее название. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнюю дату, тему урока.


  1. Изучение нового материала.

- Изучение Европейского Севера- самого крупного экономического района европейской части России - мы будем изучать. Основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, поэтому урок будет проходить с большей долей самостоятельной работы с картами и учебником, с таблицами.

-Рассмотрим состав и ЭГ Положение Европейского Севера.

Задание:

-Определите состав Европейского Севера (учебник стр.202, 204).

-В состав Европейского Севера входят 3 области: Мурманская. Архангельская с Ненецким АО; Вологодская и 2 республики Коми, Карелия.

Задание:

Определите особенности экономико-географического положения европейского Севера. Оцените его с точки зрения благоприятствия развитию хозяйства Северного экономического района.

Обучающиеся находят, что;

  1. Район имеет приморское положение. Так как омывается Белым и Баренцевым морями.

  2. Район соседствует с районами Центральной России – индустриальной базой страны. Что очень выгодно для развития экономики европейского Севера.

  3. На западе район граничит с развитыми странами Европы – Норвегией и Финляндией. Отношения с этими странами добрососедские. Что позволяет развивать экономические связи с этими государствами.

  4. Транспортная сеть редкая. Железные дороги расходятся по 3 направлениям – на Мурманск. На Архангельск, на Воркуту. Но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, северную Двину и вводно-озерный путь из ладожского озера по реке Свирь в Онежское озеро и по каналу (Беломоро-Балтийскому) - в Белое море.

Далее учащиеся работают в группах и кратко рассказывают о климате, рельефе, водных ресурсах и природных зонах Европейского Севера. Последняя группа обобщает выступления предыдущих групп и делает выводы.

1 группа. Климат.

2 группа. Рельеф.

3 группа. Водные ресурсы.

4 группа. О природных зонах.

5 группа. Вывод.

Задание:

-Определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами.

Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов (по карте атласа Европейский Север).

Обучающиеся заполняют только 1 и 2 колонки:


Природные ресурсы

Отрасли специализации

Центры

1.Лесные

Лесная (лесозаготовка)

Вдоль Сев.Двины, железных дорог, Вологда-Архангельск. Котлас-Ухта

2. Водные

Целлюлозно-бумажная

Г.Сыктывкар, г. Коряжма, г. Сегежа

На западе



3.Железная руда

Черная металлургия

Добыча Костомукша, Ковдор металлургии, завод в Череповце

4. Медно-никелевые руды

Цветная металлургия

Г. Мончегорск, г. Никель

5 Бокситы

Цветная металлургия

Г, Кандалакша, г. Надвоицы

6. Рыбные, Баренцева моря

Рыбная (пищевая)

Г. Мурманск

На востоке



7. Уголь

Топливная

Г. Воркута. Г. Инта, Печорский бассейн

8. Нефть, газ

топливная

Г. Ухта –нефтепереработка, Войвож - газопровод «Сияние Севера»



Вывод: Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера.

- Теперь о населении

Работа с картой:

-Определите по картам атласа плотность населения, национальный состав населения Европейского Севера.

-На Европейском Севере прошло несколько периодов колонизации:

1) Новгородская колонизация.

2) Московская колонизация.

3) Увеличение численности населения за счёт старообрядцев.

4) В сталинское время Север заселялся заключенными.


III. Закрепление материала

1.- Какие области и республики входят в состав Европейского Севера?

2.- В чем выгодность Э.Г.П. Европейского Севера?

3.- Какими природными ресурсами богат Европейский Север?

4.- Какова плотность населения Европейского Севера?

5.- Какие миграции характерны для европейского Севера?

6.- Назовите коренные народы Севера.

7.- Какие этапы русской колонизации вы знаете?

8.- Каков половой состав Европейского Севера?

9.- Почему на севере невысок процент пожилого населения?

10.- Назовите крупные города Европейского Севера.


В заключении урока:.


IV. Анализ и итог урока.


V. Домашнее задание §43-44, стр. 201-205.




























Раздаточный материал.

Обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами.


Природные ресурсы

Отрасли специализации

Центры























































Сохранить у себя:
Конспект урока для учащихся 9 класса на тему: "Европейский Север"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки