Конспект урока биологии в 6А классе по теме: "Строение семени"

Конспект урока биологии в 6А классе

по теме:

"Строение семени"

Содержимое разработки

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»








Конспект урока биологии в 6А классе

по теме:

"Строение семени"









Подготовила и провела:

учитель биологии

Егорова Екатерина Александровна







Хабаровск, 2023

Тема. Строение семени.

Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.

Цель урока: обучающиеся научатся или получат возможность научиться определять строение семян однодольных и двудольных растений.

Цель для учителя: познакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Задачи урока:

1.Познакомить обучающихся со строением семян однодольных и двудольных растений;

2.Формировать навык учебной деятельности через лабораторную работу, т. е. умение обобщать знания в виде схем и таблиц, делать вывод и обобщение;

3. Обогащать словарный запас, развивать устную речь, словесно-логическое мышление неслышащих обучающихся;

4.Прививать интерес к предмету, формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимопроверки, взаимоуважения.

Оборудование: ноутбук, учебник, инструктивная карта, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку.

Ход урока.

1. Орг. Момент. Вступительное слово учителя (1мин).

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне потребуется ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак(открытые ладошки).

Ответьте мне этим знаком, кто хочет начать работу вместе со мной.


Эпиграфом нашего урока пусть станут эти строки:

Растения дают нам жизнь

Об этом знают даже дети,

Но, как же появляются …

Растения на свете?


2. Словарная работа.

Сегодня на уроке будем работать со следующим словарем:

Словарь (2мин.): однодольные, двудольные, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле, строение семян, определять строение семян.

однодольные

Р астения

двудольные

3. Формулирование темы.


Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чем пойдет речь на уроке? (4мин.)

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут они в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою все воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке

Будущий побег и могучий корень.


А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)


1. Что вы уже знаете, о семени? (Семя имеет разную форму, размер, цвет)

2. Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение).

3. А что внутри у семени, что оно имеет? (строение)


Итак, сформулируем тему урока…..

«Строение семян». Давайте ее прочитаем.

4.Формулирование цели урока. (2мин)

А теперь попробуйте, исходя из темы сформулировать, чему мы научимся на уроке? ( Сегодня на уроке мы научимся определять строение семени)

5. Постановка учащимися задач урока. (2мин.)

План:

1. Мы будем изучать строение семени.

2. Будем разбираться, все ли семена одинаковы по строению.

3. Узнаем, на какие группы делят растения по строению семян.

4. Будем отвечать …..(на какие классы делят растения по строению семян)

5. Будем находить… (части семени по таблице и на натуральных объектах)

6. Будем рисовать…..

7. Будем говорить…

Записать число, тему урока в тетрадь.

Это будет нашим планом урока, к которому мы вернемся в конце при подведении итогов.

Во время нашего урока мы будем выполнять различные задания. Вы должны быть активными, внимательными. А в конце урока вы сами оцените свою работу.


6. Опережающее задание ученикам. Перед изучением новой темы, давайте проверим домашнее задание Вы должны были найти интересный факты о семенах. Кто хочет рассказать? (3мин)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг

2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. 3.

3.Есть семена лекарственные.

4. Есть растения, семена которых то скручиваются, то раскручиваются.

5. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен 0,2 г

6. Из семян зерновых делают муку, затем пекут хлеб.

Молодцы! Интересная информация.

  1. Изучение нового материала. (4мин)

Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.

А сейчас все внимание на экран! (4мин)

Что вы запомнили? из чего состоит семя?

Пользуясь учебником с. 40, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (2мин)

Перед трудной работой надо размяться!

Давайте отдохнем, встаньте, пожалуйста: «Делай как я»

Взяли семя, замочили (ладошки перед собой)

Все присели, посадили (присели)

Вырос наш росток (руки вверх)

Покачался на ветру (руки вверху покачать)

Рады мы своему труду (похлопать в ладошки, потопать).

  1. Лабораторная работа. (10 мин.)

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы.Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (слайд).

1.Работать за столом следует аккуратно.

2.Не делать резких движений.

3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.

4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.

5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.



Лабораторная работа (проводится под руководством учителя).

I. Рассмотрим внешнее строение семени.

Учитель: С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность, а с другой – выпуклую. Такая форма называется почковидной.

-Чем покрыто семя?

Вывод 1. Семя покрыто кожурой.

Учитель: Как вы думаете, какую функцию выполняет кожура?

Вывод 2: Она выполняет защитную функцию. Кожура защищает семя от повреждения, бактерий и высыхания.

Учитель: Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

Учитель: Используя лупу, рассмотрите семя и определите, как проникает вода в семя, если кожура не пропускает воду?

Вывод3: В семени находится отверстие, через которое проходит вода. Это отверстие называется микропиле. (Через микропиле семя еще и дышит).

Посмотрите, как пишется это слово.

Учитель: Набухшее семя больше по размерам и кожура легко отходит. Она выполнила свою задачу и больше не нужна. С помощью препаровальной иглы, попробуйте снять кожуру с набухшего семени. Попробуйте снять кожуру с сухого семени. В каком случае и почему кожура снимается легче?

Учитель: Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. Растения, у которых имеется две семядоли - называются двудольными, растения, у которых одна семядоля – называются однодольными.

II. Изучение внутреннее строение семени.

Учитель: Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку. Какую функцию выполняет корешок, стебелек, почечка?

Вывод 5: Из корешка развивается главный корень. Стебелек выносит на поверхность земли семядоли. Из почечки развивается стебелек с листьями.

Запишите вывод к лабораторной работе: Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.

10.Закрепление.(3 мин)

Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого сыграем в игру: «Верю – не верю». Прочитав предложение, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте +, если неправильное –

Верю – не верю”

 

Фамилия, имя


+/-

  1. Семя – орган размножения.

  2. Семя – это зачаток нового растения.

  3. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

  4. Строение семян всех двудольных растений одинаково.

  5. Первым у проростка появляется корешок.

  6. Молодое растение называют заростком.

  7. Снаружи семена покрыты корой.

  8. Через семявход в семя проникает вода.

  9. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.


+

+

-

+

+

-

-

+

-

Задание проверил(а):

Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).



Подведение итогов. (2 мин).

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего урока?

1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.

2.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными.

3.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

11.Рефлексия.

Вам понравился урок?

Анкета оцени урок!



1. На уроке я работал….

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я…..

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я ……

устал

не устал

5. Материал урока……

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен




12.Оценивание.

13.Д/З Выполнить интерактивное задание


Д/З:







Анкета оцени урок!

Ф.И. ученика_______________________________________________

1. На уроке я работал….

активно

пассивно

2.Своей работой на уроке я…..

доволен

не доволен

3. Урок для меня показался

коротким

длинным

4. За урок я ……

устал

не устал

5. Материал урока……

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

6.Домашнее задание мне кажется….

легким

интересным

трудным

не интересным










ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Лабораторная работа. Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного строения.

Оборудование и материалы: Лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.


ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

  2. Рассмотрим внешнее строение семени. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

Чем покрыто семя?

Вывод. Семя покрыто с. . . … й к … . .й.

  1. Как вы думаете, какую функцию выполняет кожура?

Вывод. Она выполняет …………. функцию. Кожура защищает семя от повреждения, бактерий и высыхания.

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

  2. Используя лупу, рассмотрите семя и определите, как проникает вода в семя, если кожура не пропускает воду?

Вывод . В семени находится отверстие, через которое проходит вода. Это отверстие называется семявход или микропиле.

  1. С помощью препаровальной иглы, попробуйте снять кожуру с набухшего семени. Попробуйте снять кожуру с сухого семени. В каком случае и почему кожура снимается легче?

  2. Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш

Вывод. Растения, у которых имеется две семядоли - называются двудольными, растения, у которых одна семядоля – называются однодольными.

  1. Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку. Какую функцию выполняет корешок, стебелек, почечка?

Вывод. Из корешка развивается главный корень. Стебелек выносит на поверхность земли семядоли. Из почечки развивается стебелек с листьями.

  1. Запишите вывод к лабораторной работе.

Вывод. Семя – это зачаток нового ………, которое состоит из з………., покрытого плотной семенной к……...

Сохранить у себя:
Конспект урока биологии в 6А классе по теме: "Строение семени"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки