Конспект урока "Армия Древнего Рима. часть 2"

Здравствуйте. Представляю Вашему вниманию конспект урока "Армия Древнего Рима. часть 2"

Содержимое разработки

Армия Древнего Рима (2)


Этап изучения нового материала


1. Набор и подготовка воинов


- Как вы думаете, ребята, кто мог служить в римской армии?


Учащиеся делятся своими мнениями.


Военнослужащим римской армии мог стать гражданин, достигший 17 лет и имевший собственность достаточную для того, чтоб оплачивать свое оружие и снаряжение. Основным классом для пополнения солдат были крестьяне. Неимущие граждане были освобождены от службы. Срок службы первоначально составлял 6 лет, но в дальнейшем неуклонно повышался и в I веке нашей эры достиг 25 лет.


СЛАЙД 2.


Подготовка солдат к военной службе была очень тяжелой. Тренировки начинались с дисциплины военного марша: воины учились двигаться с одинаковой скоростью, соблюдать строй и ритм. Новобранцы должны были уметь за 5 часов проходить 35 километров ускоренным шагом с 20-килограммовой поклажей, включавшей в себя инструменты, запас воды и продовольствия и оружие. Обратите внимание, что снаряжение воины переносили на особых шестах: так было легче нести.


СЛАЙДЫ 3-4.

Марш-броски заканчивались возведением военного лагеря, окруженного вырытым рвом, земляным валом и частоколом. На слайдах вы видите, как римляне строили лагерь и его схему.

После отработки марш-бросков и строевых команд начинались тренировки с деревянным оружием. В отличие от других армий древности римский солдат имел главным оружием не копье, а меч. На тренировках отрабатывалось умение наносить мечом быстрые колющие удары, а также правильно прикрываться щитом. Кроме этого каждый римский солдат должен был научиться верховой езде, стрельбе из лука и метанию копья.


Запись в тетради:


Римская армия набиралась из граждан-собственников, достигших 17 лет. Срок службы составлял 25 лет.


2) Структура войска


Как и в других армиях древности у римлян главным родом войск была пехота. Основным боевым порядком пехоты была фаланга.

- Вспомните, что такое фаланга? В чем преимущества и недостатки такого построения воинов?


Учащиеся делятся своими мнениями.

СЛАЙДЫ 5-7.


Построение фалангой держалось у римлян до тех пор, пока в 387 году до нашей эры галлы под предводительством Бренна не захватили Рим. Победить галлов и восстановить разрушенный ими город смог один из самых известных деятелей римской истории, прославленный своими соотечественниками как отец отечества и второй основатель Рима Марк Фурий Камилл. Именно он осуществил целую серию военных преобразований, важнейшим из которых была введение нового типа организации войска – манипулярного строя. Основным недостатком фаланги были ее неповоротливость, неспособность держать равнение на пересеченной местности. Поэтому первым делом Камилл разделил войско на более подвижные подразделения – манипулы, в каждой их которых было от 60 до 120 воинов. Тридцать манипул по три линии составляли легион, численность которого равнялась 4200 пехотинцам и 300 всадникам.

Основу военной мощи легиона составляла тяжеловооруженная пехота, которая делилась на гастатов (самых молодых воинов 20-30 лет из первой линии), принципов (более опытных воинов 30-40 лет из второй линии) и триариев (самых опытных воинов 40-45 лет из третьей линии). Тяжелую пехоту прикрывала легкая – велиты, а по флангам располагалась конница.

За счет расчлененного трехлинейного строя тяжеловооруженной пехоты легион обладал куда большей мощью в отличие от неуклюжей греческой фаланги: он был значительно подвижнее, мог маневрировать на поле боя и действовать на пересеченной местности.


Запись в тетради:


Главным родом войск у римлян была тяжеловооруженная пехота, которая в составе легиона (4500 человек) делилась на 30 манипул (60-120 человек в каждой) в три линии: новичков, опытных и ветеранов. Тяжелую пехоту прикрывала легкая, а по флангам располагалась конница.


СЛАЙДЫ 8-12.


3) Вооружение и тактика


Вооружение и защита римского воина состояли из нескольких элементов: пластинчатых доспехов, сделанных из стальных полос и скрепленных кожаными ремнями, шлема с нащечниками, короткого меча гладиуса – основного оружия легионера, широкого кинжала пугио – который был вспомогательным оружием, метательного копья пилума и большого щита скутума.

СЛАЙД 13.


- Вот так выглядел тяжеловооруженный легионер перед боем. Как вы думаете, ребята, в каком боевом порядке действовал римский воин: в рассыпном строю, когда у него было много пространства для движения, или в плотном строю, когда он стоял плечом к плечу с другим легионером? Почему вы так считаете?


Учащиеся делятся своими мнениями.


В ближнем бою римляне всегда держались тактики плотного строя. Взгляните на огромные щиты воинов: с такими щитами очень неудобно сражаться один на один, зато в плотном строю из них можно создать настоящую непроницаемую стену.


СЛАЙДЫ 14-18.


Насколько организованно действовали римляне в таком боевом порядке, показывают фотографии с исторических реконструкций римских боевых построений.


СЛАЙД 19.


В соответствии с манипулярной тактикой первыми начинали бой легкие пехотинцы, которые забрасывали противниками пилумами. Пилум представлял собой дротик с деревянным древком и металлическим наконечником. Попадая в щит противника, такой дротик или пробивал его насквозь или оставался торчать в щите, делая его тяжелым и неуправляемым. Перерубить застрявший пилум не позволял металлический наконечник, а если противник все же пытался воспользоваться щитом, в котором застрял дротик, то его рука все время оттягивалась вниз. Таким образом, успешный обстрел пилумами выводил из строя первые ряды вражеского войска, после чего в дело вступала тяжелая римская пехота.


СЛАЙД 20.


Первыми из тяжелой пехоты в бой вступали гастаты – самые молодые воины. Столкнувшись с противником, они наносили из-за своих больших щитов колющие удары мечом. В плотной схватке это было самой эффективной тактикой. Колющий удар в живот противнику наносился очень быстро и уверенно приводил к смерти противника. Если же атака гастатов отбивалась, они по приказу отступали в промежутки между манипулами второй линии, воины которой – более опытные принципы – нападали на врага с новой силой. Если же и принципы не добивались успеха, в сражение вводились триарии – самые опытные воины, которые наносили третий, самый мощный удар. Таким образом, при необходимости легион мог наносить три удара с возрастающей мощью. Выдержать такой тройной натиск не могла ни одна вражеская пехота.


Запись в тетради:

Вооружение легионера:


- доспехи и шлем;

- большой щит скутум;

- короткий меч гладиус;

- кинжал пугио;

- дротик пилум.


Боевая тактика римлян: сначала атака дротиками, затем наступление на врага плотным строем со сменой линий в ходе сражения.


Представление о вооруженных силах Древнего Рима будет неполным, если мы не разберем также вопрос о том, без чего не может обходиться ни одна армия вообще – вопрос о воинской дисциплине. О ней, а также о такой интересной теме как права римских воинов, мы поговорим на следующем занятии.

Этап обобщения знаний


Фронтальный опрос.


- Кто мог стать воином римской армии?

- Воином римской армии мог стать гражданин-собственник не моложе 17 лет.

- Из какого класса римского общества набирали больше всего новобранцев?

- Большинство новобранцев было из крестьян.

- Сколько лет служили в римской армии?

- Срок службы в римской армии достигал 25 лет.

- Какой род войск был главным у римлян?

- Главным родом войск у римлян была пехота, причем большая часть пехоты была тяжеловооруженной.

- Чем был вооружен воин тяжелой пехоты?

- Римский пехотинец был вооружен коротким мечом гладиусом, кинжалом пугио и метательным копьем пилумом. От противника его защищали пластинчатые доспехи, шлем с нащечниками и большой щит скутум.

- На какие три линии делилась тяжеловооруженная пехота в бою?

- Тяжеловооруженная пехота состояла из трех линий: новичков, опытных и ветеранов.

- Что такое легион?

- Легион – это часть войска числом 4200 пехотинцев и 300 всадников.

- На какие отряды делился легион?

- Легион делился на 30 манипул числом по 60-120 воинов в каждой.

- В чем состояла боевая тактика римлян?

- В соответствии со своей тактикой римляне начинали бой атакой дротиков, затем переходили в наступление плотным строем, поражая противника мечами. В ходе сражения происходила смена боевых линий.


Этап обобщения знаний завершается предложением учащимся перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.


СЛАЙД 21.


Домашнее задание:


Записи в тетради, соответствующий параграф или его пункт в учебнике (например, в учебнике А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» в § 46 есть пункт «Римское войско»). Дополнительно: узнать, что означает знак, изображенный на слайде и расположенные в нем буквы. Отдельному ученику доклад на тему: «Военная техника римской армии».




Сохранить у себя:
Конспект урока "Армия Древнего Рима. часть 2"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки