М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
25.10.2019г
Тема: Алгоритм
(Урок информатики в 8 классе)
Автор конспекта: учитель математики-информатики,
Ганипаева Нарипат Ибрагимовна
с.Карабудахкент
План конспект урока
Урок №16. Тема: Алгоритм
Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний применением их на практике).
Формы работы: устная, индивидуальная, фронтальная, групповая, письменная, творческая.
Метод обучения: Проблемно – исследовательский с элементами игровой технологии, информационный.
Межпредметные связи: применение полученных знаний, умений и навыков в учебной и повседневной жизни.
Цель урока: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.
Задачи:
образовательная:
создать условия для формирования первичного представления об алгоритмах, помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, выделить его свойства, рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя; обучение поиску и составлению алгоритма;
развивающая:
развитие логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно – следственных связей развитие кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная:
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности и точности.
Здоровьесберегающие технологии урока:
- обстановка и гигиенические условия в классе;
- число видов учебной деятельности (слушание, опрос, рассматривание наглядных пособий, творческие работы);
- число видов преподавания (словесный, наглядный, практические работы);
- физкультминутки.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет, колонки, карточки с заданиями, фрагменты из сказок, клей бумажный, презентация на программе PowerPoint.
Продолжительность проведения: 45 мин
Содержание
Организационный момент (1 м) ___________________________________ 4
Актуализация знаний (2 м) ________________________________________ 4
Подстановка целей урока (3м) __________________________________ 4 - 5
Открытие нового (4 м) _________________________________________ 5 - 8
Физкультминутка (1м) ____________________________________________ 8
Практическая (творческая) работа (6 м) ___________________________ 8 - 9
Закрепление материала и определение уровня освоения темы ( 3м) ______ 9
Домашнее задание (1м) _____________________________________________9
Рефлексия (2м) ________________________________________________9 - 10
Итоги урока (2м) __________________________________________________10
Литература _______________________________________________________11
Ход урока:
Организационный момент
В обычный день, в урочный час
Я в сказки приглашаю вас! (Слайд 1)
Здравствуйте ребята, садитесь. Проверьте, всё ли готова к уроку?
Ученики: Проверяют свою готовность к уроку.
Актуализация знаний
Предлагаю помочь роботу почистит ковёр.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5fdb511-4a83-4865-a2a8-90292a4dfcad/%5BNS-INF_3-01-01-02%5D_%5BIM_153%5D.swf
Для этого нужно расставить последовательность действий. (Слайд 2-3)
Ученики: составляют алгоритм устно.
Алгоритм почистит ковер
Возьми пылесос
Включи пылесос
Почисти ковер
Выключи пылесос
Поставь на место
- Что будет, если мы поменяем 2 и 3 действие местами?
- Каков будет результат после выполнения последовательности действий?
Ученики: меняют 2 и 3 действие местами и приходят к выводу, что, не включив пылесос почистить ковер не получиться. Нарушена последовательность.
Постановка целей урока
- Последовательность действий направленная на достижение цели называется алгоритмом.
- Тема нашего занятия «Алгоритм». (Слайд 4)
- Каково же цель нашего урока?
Учащиеся: записывают число тему, записывают определение алгоритма в тетрадь. Алгоритм – это строго определенная последовательность действий.
- Сегодня мы познакомимся особенностями создания алгоритма и способами его представления (слайд5).
- Где вы уже встречались с алгоритмами?
Возможные ответы:
на информатике (этапы решения задач),
на математике (решение уравнения) и т.д.
- А кто выполняет все эти действия?
- Только ли человек может выполнять алгоритм?
4. Открытие нового.
- Ребята мы, с вами расставляя пропущенные последовательные команды роботу, составили алгоритм, написали определение алгоритма. Как бы вы назвали процесс создания алгоритма?
Возможные ответы: алгоритм, алгоритмика..
- Такой процесс мы называем алгоритмизацией.
- Кто может выполнять алгоритм?
Возможные ответы: человек, животное, машина..
- Как, всех перечисленных, можно назвать одним словом? (Исполнитель)
- Запишем эти определения в тетрадь. (Слайд 6)
Запись в тетрадь: Алгоритмизация-процесс разработки алгоритма для решения задачи. Исполнитель - тот, кто будет выполнять алгоритм.
- Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на китайском языке, к чему это может привести? (Не сможем выполнить или выполним не то, что просили).
- Почему и какой можно сделать вывод?
Возможные ответы учащихся: Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить.
- Таким образом, мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны.
- Поэтому нам потребуется еще одно определение Система Команд Исполнителя, запишем, что же это такое (слайд 7)
Запись в тетрадь: Система команд исполнителя – набор команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.
- Итак, мы выяснили, что такое алгоритм и его исполнитель. Давайте теперь подумаем, каким может и должен быть алгоритм, а каким не должен быть.
Возможные ответы учащихся:
Должны быть отдельные шаги.
Алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя.
Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды, только выполнив предыдущую.
Ясно, что алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя.
Алгоритм должен быть понятным, последовательным.
Следующее свойство алгоритма называется свойством определенности, то есть команда будет восприниматься однозначно. Например, робот не поймет команды положить 2-3 ложки песка.
Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему он всегда должен приводить?
Это свойство называется – результативность.
- И последнее свойство – это массовость, то есть по одному алгоритму можно решать однотипные задачи. Давайте зафиксируем все свойства в тетрадь. (слайд 8)
Свойства:
Дискретность – процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов.
Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.
Однозначность. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.
Результативность. Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.
Массовость. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи.
Запись в тетрадь: Свойства алгоритма: Дискретность, понятность, однозначность, результативность, массовость.
- Все эти свойства с другой стороны можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, то есть когда вы будете строить алгоритм решения задачи вы должны следовать этим требованиям.
Давайте подумаем, какими способами можно записать алгоритм? (слайд 9)
Запись в тетрадь: Способы записи алгоритмов:
Словесный способ
алгоритмический язык
графический способ (блок-схемы).
- Словесный (на естественном языке). Данная форма очень удобна, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить идею.
- Графический (блок-схема). Для более наглядного представления алгоритма используется графическая форма. Графическая форма - изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.
- На языке программирования (программа). На практике в качестве исполнителей алгоритмов используются специальные автоматы – компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык принято называть языком программирования, а форму представления алгоритма - программной.
То есть программная форма записи алгоритма – это запись на языке программирования
-
Рассмотрим пример из жизни «Соберись в школу» словесным и графическим способом. (Слайд10)
- Существует несколько способов графического представления алгоритма - это рисунки и блок-схемы. Познакомимся с блок-схемами. (Слайд 11)
- Алгоритмы могут отличаться не только по способу записи, но и по виду. Алгоритмы бывают линейные, разветвляющиеся и циклические. (слайд 12-13).
Запись в тетрадь: Виды алгоритмов:
Линейный – все действия выполняются последовательно.
Разветвляющийся – выполнения действий зависит от условий.
Циклический – действия повторяются многократно.
5. Физкультминутка
Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. (слайд14)
Практическая (творческая) работа
Давайте рассмотрим примеры алгоритмов на сказках и постараемся самостоятельно заполнить пустые блоки и обязательно подписать Ф.И.
Ученикам: даётся готовая блок-схема сказок, для самостоятельного заполнения. Подписать Ф.И. и заполнить пустые блоки.
Алгоритм 1. Оформите в виде алгоритма рецепт приготовления каши из русской народной сказки «Каша из топора» (линейный алгоритм) (Слай15-16)
Собрать и приклеить блок схему на листе 1.
Проверка - Взаимопроверка (обмениваемся работой товарищем по соседству и проверяем). Все верно 2б, не все верно -1б.
Алгоритм 2. Красная шапочка. (ветвлением). В этом примере от значения условия зависит выполнение первого или второго действия. В таких случаях схема разветвляющегося алгоритма будет выглядеть так: “если , то … иначе (Слайд 17-18)
Алгоритм 3. Золушка (циклом). Алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий, называют циклическим. Число повторений в циклических процессах известно заранее или зависит от какого-либо условия. (Слай19-20)
Закрепление материала и определение уровня освоения темы.
Повторить все основные понятия урока (Слайд21)
Д
омашнее задание
Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, запишем домашнее задание. (Слайд 22) - Прочитать параграфы 2.1,2.2,2.3
- Приведите пример собственного алгоритма «Собери портфель»
Рефлексия. Метод «Пять пальцев», (слайд 23).
Какие трудности вы испытывали?
Какие задания понравились больше всего?
Каким было сегодня мое настроение?
Что я сегодня делал и чего достиг?
Какие знания, опыт я сегодня получил?
Итоги и оценки
Собрать практическую работу. Опросить, кто насколько вопросов ответил правильно, познакомить с критериями оценки. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.
Критерии оценки практической работы (Слайд 24)
6 балла - оценка 5
4 балла - оценка 4
1 балла - оценка 3
Так как этот урок в данной теме первый, то двойки ставить за первые промахи мы не будем.
Спасибо за урок.
Литература
Учебник: ФГОС Информатика 8 класс, Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю.
https://www.youtube.com/watch?v=ZihDgEMbGo4
https://www.youtube.com/watch?v=w0cA6v-udCI
https://www.youtube.com/watch?v=4n8mrWEOJ_s
Макконнелл Дж. Основы современных алгоритмов. 2-е изд., доп. – М.: Техносфера, 2004. – 368 с.
Макконелл, Дж. Анализ алгоритмов. Вводный курс / Дж. Макконелл,- М.: Техно-сфера, 2002,- 304 с.
Вирт Никлаус Алгоритмы и структуры данных: Нев. Диалект / Вирт Никлаус, [перевод с английского Д. Б. Подшивалова] — 2-е изд., испр. — СПб.: Нев. Диалект, 2001. — 351с.
11