Конспект "У войны не женское лицо"

Выполнила: Стрелкова Алена Александровна

Актуальность: передать потомкам память о тех великих днях и всенародного уважения к стойкости, мужества и беззаветной любви миллионов советских людей к своему Отечеству.

Цель: воспитание патриотических и гражданских качеств личности у подрастающего поколения, чувства гордости за народный подвиг в годы Великой Отечественной войныКонспект "У войны не женское лицо"

Содержимое разработки

У войны не женское лицо


Выполнила: Стрелкова Алена Александровна

Актуальность: передать потомкам память о тех великих днях и всенародного уважения к стойкости, мужества и беззаветной любви миллионов советских людей к своему Отечеству.

Цель: воспитание патриотических и гражданских качеств личности у подрастающего поколения, чувства гордости за народный подвиг в годы Великой Отечественной войны.

I.

Женщина и война. Оба эти слова женского рода, но как они несовместимы.

Женщины той отгремевшей войны… трудно найти слова, достойнее того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой и жить им вечно в благодарной памяти народной, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Женщинам грозных 1940-х годов довелось спасать мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненных, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.

В один день мир разделился для них на прошлое то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И войну. То, что называлось войной, обрушилось прежде всего необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.

У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год.

Я пошла из школы в блиндажи сырые,

От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.

Ю. Друнина

II.

А) У войны неженское лицо. Война дело мужское. Но девчонки на войне были. Как же эти девчонки становились необходимыми солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука. Также, как и мужчины, носили кирзовые сапоги, тяжелые шинели, спали на снегу, умирали от пуль и осколков.

О подвиге односельчанок-фронтовичек Артюшиной Валентине Ивановне, бывшей зенитчице и Кайшаевой Татьяне Лукьяновне, бывшей сестре милосердия, мы посвящаем свой рассказ…

22 ноября 1942 года получила повестку в военкомат Валентина Ивановна Артюшина, урожденная Митькина. Было ей тогда 20 лет. Как положено, приняла присягу, и с этого момента началась ее военная биография. Валя стала зенитчицей.

Сначала служила на станции Донгуз в дублирующем расчете ПВО на научно-испытательном зенитно-артиллерийском полигоне. Затем – в городе Керчь и Дрогобыч, что во Львовской области.

С мая 1943 года и до самой победы Валентина Ивановна  прослужила в поселке Стебнек, охраняла небо, была отличником боевой и политической подготовки. Тогда в этих краях орудовали бандеровцы. За 9 месяцев службы погибли 90 девушек, многие попали в госпиталь.

«До самой смерти не забуду тот страх, что испытала, когда с подругой чудом спаслись от бандеровцев, - вспоминает Валентина Ивановна. – страшно было и когда стояла на посту…»Шла жестокая война. А девчонкам хотелось быть красивыми, танцевать, любить. А еще они страшно тосковали по дому, по уюту и теплу.9 мая 1945 года Валентина Ивановна была на боевом посту. Когда сообщили о победе, кто-то плакал, кто-то пел, кто-то смеялся. Кончилась война. Закончилась и военная служба Вали Митькиной. 20 мая 1945 года она вернулась домой в село Причистенка Ярославской области. Работала в райздравотделе.Еще будучи на научно-испытательном зенитно-артиллерийском полигоне, валя познакомилась с молодым солдатом Александром Артюшиным. Молодые люди полюбили друг друга и договорились встретиться после войны.В 1946 году Валентина Ивановна едет на станцию Донгуз и выходит за него замуж. Жили Артюшины в Медногорске, а в 1961 году приехали на станцию Желтая. Валентина Ивановна родила шестерых детей, много работала. Имеет орден «Отечественной войны» 2-й степени, медали, среди которых и медали материнства. Хорошо помнит Валентина Ивановна события своей фронтовой юности, вспоминает боевых подруг и командиров, сохранила их снимки. Жила как и все в ее возрасте, заботами детей и внуков. И желает им только одного – мирного неба над головой. Страшное известие о войне застает Татьяну Лукьяновну Кайшаеву во Владимире. Девушка обивает все пороги, умоляя взять ее на фронт. В 16,5 лет она выглядела совсем ребенком и всерьез ее никто не принимал. Тогда она решилась прибавить себе 2 года.И вот воинский эшелон везет ее в действующую армию. На станции Петушки состав попадает под бомбежку, выходит из строя паровоз, убит машинист и остатки добровольцев пешком пробираются к фронту. Так попала Татьяна Лукьяновна в военно-полевой госпиталь Третьей ударной армии. Что только не делали ее маленькие руки: шили и стирали, дезинфицировали белье и бинты, гладили, как могли их, чтобы на утро перевязать раненных. Всю свою жизнь Татьяна Лукьянов напомнит тех, кто был с нею рядом. Домой ехали с наградами: орден «Красной Звезды», медаль «За боевые заслуги» красовались на ее груди. На одной станции произошла встреча с братом, который воспитывался в другом детдоме. Радости не было границ: теперь она не одна, есть на этой земле родная душа, готовая разделить с ней все.Татьяна не привыкла быть обузой и едет в Свердловск. Дороги Мурата Махамедовича и Татьяны здесь пересекаются. Встретились, полюбили друг друга. Сыграли скромную свадьбу. И пошла расти семья. Усыновили сиротку Юру, дав ему фамилию и отчество Мурата Мухамедовича, а потом четырех детей родила Татьяна Лукьяновна. Вот всю жизнь помогала Татьяна Лукьяновна своим детям, внукам. А рядом с ней рука об руку ее судьба, ее суженный – дорогой и любимый человек.

Война заставила их много увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более женщине. Когда вспоминают атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают – и все у них на глазах.

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву и сотни раз во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

В экстремальных условиях женщина, это хрупкое эмоциональное создание, оказывалось сильнее мужчины, выносливее. Лошади падали, мужчины падали, а женщина идет, поет песни.

Какой бы ужасающей ни была действительность, но на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.

Б) Ребенок, чье детство пришлось на годы войны. Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать? Их судьбы похожи и их рассказы, в основном, одинаковы.

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов.

Своими воспоминаниями о военном детстве поделились , , .

Вот, что рассказала нам : «Когда началась война, я была маленькой. Смутно помню, как провожали на фронт отца, помню, что все плакали. Еще помню, что всегда очень хотелось есть. Не было одежды, обуви, из-за этого я не могла посещать школу, часто болела. Трудными были и послевоенные годы».

Очень эмоциональным был рассказ : «Я была старшей в семье, нужно было заботиться о младших, помогать матери. Отец ушел на фронт. Приходилось много работать. Ели щавель, лебеду, все, что росло и было съедобным. Одежды и обуви не было. Как мы выжили, этого не перескажешь», - при этих словах у женщины на глаза навернулись слезы.

Не могу написать о воспоминаниях : «Мне было 15 лет, когда началась война. Мой отец был пожилым и на фронт не попал. Мама всегда болела. Кроме меня в нашей семье воспитывались еще четверо детей дяди, погибшего на войне сразу в 1941 году. Я поступила учиться в педучилище. Было очень трудно, классы не отапливались. Полуголодные, полуодетые, разутые, много работали. Часто и по ночам. Чистили снег на железнодорожной дороге, жали серпами рожь, вручную молотили, мололи муку на мельнице. Еще вязали носки и шили кисеты. Все терпели, верили, что наступят хорошие времена, поддерживали друг друга».

Время течет неумолимо, очевидцев событий тяжелой военной поры все меньше. Очень важно, чтобы потомки знали, как жили их предшественники.

III.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы ни кого не жалеем,

Мы перед нашим комбатом, как перед господом Богом чисты,

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилках у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят,

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталось на долю нелегкая участь солдат.

Нам, привыкшим к удобствам сегодняшней жизни трудно представить обстановку, в которой они жили. И жили не месяц, не два, а годами. Мы не можем понять всей тяжести физических и душевных перегрузок, обрушившихся  на них, опасности, которой они подвергались ежедневно. Трудно понять, какой ценой им удавалось сохранить женские привычки.

Наши героини  во многом не похожи друг на друг8а – у них разные профессии, разные характеры и судьбы. Но все они в годы Великой Отечественной войны были едины своей любви и преданности Родине, в своей готовности отдать для ее защиты все силы, а если понадобиться – жизнь. В большинстве своем – молоденькие девушки, почти девчонки. Юные, хрупкие, казалось совсем не подготовленные для тяжкого ратного труда, они по зову сердца встали в солдатский строй в трудную для Родины годину и с честью прошли нелегкой  военной дорогой до великого Дня Победы.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина,

Чтоб  дитя родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветам цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы  мир спасти.  Л. Патракова. “И девчонки рвались на фронт добровольно, а трус сам воевать не пойдет. Это были смелые, необыкновенные девчонки. Есть статистика: потери среди медиков переднего края занимали второе место после потерь в стрелковых батальонах. В пехоте. Что такое, например, вытащить раненого с поля боя? Я вам сейчас расскажу… Мы поднялись в атаку, а нас давай косить из пулемета. И батальона не стало. Все лежали. Они не были все убиты, много раненых. Немцы бьют, огня не прекращают. Совсем неожиданно для всех из траншеи выскакивает сначала одна девчонка, потом вторая, третья…


Сохранить у себя:
Конспект "У войны не женское лицо"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки