Конспект занятия по окружающему миру
Тема: Из чего построить дом
Цель: Вспомнить и закрепить знания о домах зверей из сказок
Задачи:
• Познакомить со свойствами и качествами различных строительных материалов.
• Закреплять умение перевоплощаться в героев сказок
• Систематизировать знания по строению дома
• Продолжать работу по обогащению словаря детей:
• Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
Методы и приемы: наглядный: рассматривание иллюстраций, словесный: беседа и объяснение, практический: инсценировка сказки
Предварительная работа: Чтение русских-народных сказок «Зимовье зверей» и «Заюшкина избушка», и английской сказки: «Три поросенка».
Оборудование: Конверт с текстом загадки, три коробки с иллюстрациями из сказок, природный материал: солома, ветки и камень,маски героев из сказки «Заюшкина избушка»
Ход занятия
(Воспитатель находит конверт в группе)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто – то нам принес конверт, очень интересно что там такое? Откроем его??
Дети: Да!!
Воспитатель: Посмотрите тут есть загадка! Отгадаем?
Это рыжая плутовка
Обманула зайца ловко:
Заняла зайчонка дом.
Как ей нравится жить в нём!
Волк с медведем не смогли.
Зайцу нет, не помогли.
Кто ж ему помог, дружок?
Ну, конечно...(петушок).
- Ребята, вы догадались из какой сказки эта загадка?
Дети: Заюшкина избушка
Воспитатель: О каких героях шла речь в загадке?
Дети: Зайчик, лиса, медведь, волк, петушок
Воспитатель: А, хорошо ли Лиса поступила, выгнав зайчика?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что это дом Зайчика и он его построил.
Воспитатель: Почему , пес, волк и медведь не смогли зайчику помочь?
Дети: Потому что испугались лисы.
Воспитатель: А петушок почему не испугался?
Дети: Потому что он смелый и храбрый
Воспитатель: Верно
Воспитатель. Правильно. Как вы думаете почему у Лисы дом растаял, а у зайчика нет?
Дети: Потому что у Лисы избушка была ледяная и весной она растаяла.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, у нас в группе появились необычные коробочки. Давайте найдем коробку желтого цвета.
Дети с воспитателем подходят к коробке голубого цвета, воспитатель сажает детей на стульчики и открывает коробку и достает по очереди содержимое (солома, ветки и камень)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, внимательно, что это за предметы? С какой сказкой связаны?
Дети: Три поросенка
Воспитатель: А, как звали этих поросят?
Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф
Воспитатель показывает солому и спрашивает:
- Ребята, какой поросенок построил дом из соломы?
Дети: Ниф-Ниф
Воспитатель: Скажите, а из соломы надежный домик получился, удалось волку его сломать?
Дети: Домик не надежный, волк его сломал
Воспитатель: Верно, а скажите а какой поросенок построил дом из веток?
Дети: Нуф-Нуф
Воспитатель: А из веток крепкий дом получился?
Дети: Нет
Воспитатель: И правда из веток тоже дом получился не надежный и не крепкий? А скажите, какой поросенок догадался построить свой домик из камня?
Дети: Наф-Наф
Воспитатель: Получилось ли волку сломать домик Наф-Нафа
Дети: Нет
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Домик из камня оказался крепкий.
Воспитатель: Правильно, ребята, дом из камня оказался крепкими волку не удалось его разрушить. Ребята, давайте найдем коробку красного цвета?
Дети с воспитателем подходят к месту, где лежит красная коробка.
Воспитатель с детьми встает полукругом у стола, где лежит коробка и открывает ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за картинки в ней. (воспитатель показывает картинки ) Из какой они сказки?
Дети. Из сказки «Зимовье зверей».
Воспитатель: Правильно! Нам нужно эти картинки выложить в определенной последовательности, вспомним сказку Зимовье зверей. Кто первый решил зимовье строить?
Дети: Бык
Воспитатель: Хорошо, а что он с бараном решил делать
Дети: бревна таскать
Воспитатель: А, свинье они что предложили?
Дети: Печку класть.
Воспитатель: А коту с петухом?
Дети: Стены конопатить и крышу класть
Воспитатель: все верно, давайте разложим картинки так, как они зимовье строили.
Воспитатель: Отлично справили, молодцы, а теперь немного поиграем:
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
На поляне дом стоит (изображаем "дом")
Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте найдем коробку синего цвета.
Дети вместе с воспитателем подходят к коробке синего цвета и садятся полукругом на ковер. Воспитатель открывает коробку и показывает детям, что он нашел
Воспитатель: Ребята посмотрите, это же маски героев? Из сказки, кто скажет?
Дети: Заюшкина – избушка
Инсценировка сказки «Заюшкина – избушка»
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в эту сказку? Но прежде чем поиграть, мы должны выбрать кто будет актером, а кто зрителем. Ребята, а кто мне скажет, кто такой зритель? А кто актер? Ребята, а что делает зритель? А что актер?
Воспитатель: Правильно, зритель- тот, кто смотрит представление, а актер, тот кто играет роль. Сейчас мы с вами поделимся на зрителей и актеров. У меня в корзиночке лежат карточки, кому какая карточка попадется, тот тем и будет. Карточка с изображением ладошки означает, что ты зритель, а с изображением животных означают героев сказок. (Воспитатель раздает карточки), затем дети распределяют роли, готовятся.
Воспитатель: Жили-были в лесу лисичка и зайка. У лисички была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, и лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как ни в чем не бывало. Попросилась лисица в зайкину избушку переночевать, да и выгнала зайку и сама в его избушке жить осталась. Сидит зайчик на пенечке, плачет, а ему навстречу собачка.
Собака: Тяф – тяф – тяф! Зайка, почему ты плачешь?
Зайка ей рассказывает: У меня изба была лубяная, а у лисы ледяная. Весной у лисы дом растаял, и она попросилась ко мне погреться и выгнала.
Собака: Не плачь, зайчик, я ее выгоню
Собака: Тяф – тяф! Уходи лиса!
Лиса из –за домика кричит: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель: Собака испугалась и убежала.
Воспитатель: Опять зайчик сидит и плачет. А навстречу ему волк
Волк: Зайчик, почему ты плачешь?
Ведущий: Зайчик стал рассказывать свою историю
Зайчик: У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала.
Волк: Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису.
Зайчик: Не выгонишь, собаки гнали и не выгнали, и ты не выгонишь!
Волк: Нет, выгоню!
Волк: - Уходи, лиса!
Лиса кричит: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель: Испугался волк и ушел.
Воспитатель: Опять зайчик сидит и плачет. А навстречу ему медведь
Медведь: Зайчик, почему ты плачешь?
Ведущий: Зайчик стал рассказывать свою историю
Зайчик: У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала.
Медведь: Не плачь, зайчик, я сейчас выгоню лису.
Зайчик: Не выгонишь, собаки гнали и не выгнали, и ты не выгонишь!
Медведь: Нет, выгоню!
Медведь: Уходи, лиса!
Лиса кричит: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Воспитатель: Испугался медведь и ушел. Сидит зайчик плачет, а навстречу идет петух с косой.
Петух говорит бодро: Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
Зайчик:: У лисы дом был ледяной, а у меня лубяной. Весной у лисы дом растаял, лиса попросилась ко мне погреться и выгнала.
Петушок: Не плачь, зайчик, я ее мигом выгоню!
Зайчик говорит грустно: Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и ты не выгонишь.
Петушок: Нет, выгоню!
Воспитатель: Подошел петушок к избе и закричал.
Петушок закричал так бойко,громко: Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах! Хочу лису по сечи, уходи лиса!
Лиса: Одеваюсь, одеваюсь.
Воспитатель: закричал еще раз петушок.
Петушок: Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах! Хочу лису по сечи, уходи лиса!
Воспитатель: Услышала лиса крик петушиный, испугалась. Выбежала и убежала. А петушок с зайчиком стали жить – поживать да добра наживать.
Вот и сказке конец, а кто слушал -молодец!
Воспитатель: Ребята, расскажите какие мы с вами сегодня сказки вспомнили?
Ответы детей
Воспитатель: Да, верно! А сейчас я вам предлагаю, нарисовать домик из понравившейся сказки.