Методическая разработка образовательной деятельности по ИЗО
в старшей группе
по теме: «Такие разные деревья…»
(занятие разработала Поспелова И.А., воспитатель МБДОУ д/с № 40, Тимашевский район, станица Роговская)
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)
Виды деятельности: изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: формировать умение передавать пропорции и строение объекта на примере дерева.
Задачи:
- продолжать формировать первичные представления о деревьях;
- закреплять знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол,
крона, ветки, листья);
- развивать моторику рук, навыки рисования, развивать воображение,
пространственное мышление;
- развивать умение подбирать однокоренные слова.
- развивать зрительное восприятие и память;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание деревьев на участке детского сада, оформление альбома «Деревья нашей станице», дидактическая игра «С какого дерева листок», подвижная игра «Раз, два, три…к дереву беги».
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель встречает детей. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом «Утренним приветствием»: Скажем здравствуйте руками, Скажем здравствуйте глазами, Скажем здравствуйте мы ртом, Станет веселей кругом.
|
Отлично! |
Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о каком именно вы сейчас угадаете сами! Много рук, а нога одна. (Дерево) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) Давайте подумаем, почему в загадке говориться, что весной дерево веселит? А как же дерево летом холодит?
А как же оно осенью питает? А что значит — зимой согревает? А как называется место, где растет много деревьев? А вы хотите отправиться в лес? Как нам попасть в лес?
| Правильно ребята, вы догадливые и сообразительные! Да, сегодня мы с вами будем вспоминать и рисовать деревья.
Хорошо, я тоже очень рада первым листочкам на деревьях. Если дети затрудняются с ответом: Весной на деревьях появляются зеленые листочки? Вы радуетесь зелени после долгой зимы? Если дети затрудняются с ответом: В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду? Если дети затрудняются с ответом: Что осенью созревает на деревьях? Какие плоды? Зачем они нужны людям? Да, правильно, на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена), которыми питаются птицы и животные. Молодцы ребята! Если дети затрудняются с ответом: Чем зимой топят печи, чтобы в домах было тепло? Правильный ответ – дровами. Вот так дерево согревает зимой.
Верно, лес! Да. Если дети предлагают сходить в лес, поехать на машине, пойти в парк: Мы не можем сейчас никуда пойти, мы не спросили об этом родителей, а без разрешения нельзя. Но, посмотрите - у нас есть краски, кисти и листы бумаги. Что мы вместе сможем нарисовать? Какие вы фантазеры, да, мы сможем придумать и нарисовать свой лес. |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
- Как нам всем вместе нарисовать лес? У каждого один альбомный лист, а большого листа для всех у нас нет?
-А вы замечали, что в лесу растут разные деревья? Какие деревья растут в наших кубанских лесах? - Может, быть, и нам договориться рисовать разные породы деревьев? - Тогда мальчики будут рисовать деревья, в названии которых есть звук «Д». Название какого дерева начинается с этого звука? - Девочки будут рисовать деревья, в названии которых есть звук «Б». Это, название какого дерева? -Подскажите, как называется лес, если там растут одни дубы? Лес какой…?
-Как называется лес, если там растут одни березы? Лес какой…?
-В наших местах растут леса, которые называются смешанными! Как вы думаете, почему они так называются? А у нас какой лес получится?
-Ребята, я тоже хочу, чтобы в вашем лесу и у меня было свое дерево. Можно я с вами буду рисовать деревья? -Помогите мне придумать лиственное дерево, название которого начинается на звук «К»?
-Каким цветом мы будем рисовать листья на деревьях, от чего это зависит?
-Осенью, какие цветом листья на деревьях?
-Сейчас какое время года? Я вам предлагаю нарисовать деревья летом, как воспоминание о веселом и солнечном времени года, вы согласны? Значит, какую цветом листву на деревьях мы будем рисовать?
-С выбором деревьев и временем года мы определились, что будем делать дальше?
Как правильно держать кисть? Как правильно пользоваться красками и палитрой?
| Правильно, это хорошо вы придумали. Ребята, мы с вами нарисуем каждый по одному дереву, соединим рисунки и получится лес. Дети согласны.
Дети согласны.
Вы знаете много названий деревьев, это очень хорошо.
Дети согласны.
Молодцы, мальчики, это дуб. Первый звук «Д».
Умницы, девочки, это береза.
Дубовый лес – это правильный ответ. А в народе называют «дубрава».
Молодцы, это березовый лес. Многие говорят просто – березняк.
Варианты ответов детей: в таких лесах растут разные деревья. Правильно, потому что в них растут и хвойные и лиственные деревья. Если дети затрудняются с ответом: В нашем лесу будут расти дубы и березы. А это лиственные деревья. Значит, лес какой? Правильно, лиственный. Да.
Если дети затрудняются с ответом: Каждый год на нем с охотой Узнали? Да, вы правильно догодались, это – клен! Вы, дали точный ответ, это зависит от времени года. Весной листья небольшие. Только начинают расти и крепнуть. Поэтому цвет зеленый еще ненасыщенный, бледный. А летом зелень яркая, сочная, насыщенная, ярко-зеленая. Да, листья очень красивые – ярко- желтые, оранжевые, бордовые, желто-зеленые, золотистые. Про осень говорят – багряная осень. Наступила осень.
Как хорошо вы помните, да, листва на деревьях летом зеленая и кое-где проглядывали желтые листочки.
Если дети предлагают начать рисовать: Воспитатель подсказывает, что нужно вспомнить перед началом работы, правила рисования. Если дети перечисляют правила: Я очень рада, что мы их друг другу напомнили. Если дети затрудняются: Можно ли брать грязной кистью другой цвет из баночки с краской? Для чего нужна салфетка? Как правильно держать кисть? Какой кистью рисовать большие пятна на листе, а какой прорисовывать маленькие детали? |
Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки «Деревья» |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
Друзья, у нас все готово? Предлагаю, перед началом работы, набраться сил и провести разминку для пальчиков и глаз. Встали дружно вместе в ряд, руки спрятали за спинки, ножки поставили на ширине плеч. Глаза смотрят на меня. А, теперь, голова не двигается, только глаза: посмотри на потолок, посмотри на дверь, на окно и т. п.. -Покажите руки…Поиграем в пальчиковую игру на тему «ДЕРЕВЬЯ» Вот деревья: Клен, рябина, липа, Дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта, Мы в лесу встречаем вас. -Для работы я вам предлагаю разные материалы: кисти разных размеров и формы, краски гуашь и акварель, восковые мелки, ватные палочки и кому очень хочется - можно рисовать даже пальцами.
-Кто будет затрудняться рисовать свое дерево, пусть сделает «правую руку вверх» и я смогу ему помочь. Вы, ребята, не спешите. Разрешаю смотреть на мой рисунок, это будет вам моя подсказка. Я, сначала нарисую ствол, затем ветки. А уже потом крону дерева. Вспомните, как можно изобразить крону дерева разными способами. | Вот это да, мы рисуем лес!!! Какие у меня талантливые юные художники!!!
Хорошо смотрели, всё нашли и увидели, зоркие девчушки и мальчишки!
Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. Хорошо потренировались, и ручки и глазки готовы к рисованию.
|
Воспитатель добавляет на магнитную доску образцы-рисунки «Рисуем листья на деревьях разными способами». | |
- А чтобы нам было рисовать не скучно, предлагаю послушать «Звуки леса». Приступаем к работе? У кого есть вопросы? | У вас классно получается! Какие вы внимательные, наблюдательные и любознательные, вы настоящие художники! Вижу, что вы выбрали разные материалы для рисования, меня это очень радует, рисунки получатся красивыми и разнообразными. Удачи в работе!
|
Воспитатель выполняет рисунок на выставочной доске, проговаривает каждый этап работы. | |
-Вот я рисую ствол у дерева, где он будет толстый? А, где совсем тонкий, почему?
-Дальше нарисую ветки: снизу дерева толстые и длинные, тянуться в стороны и вверх, а выше и выше – всё тоньше и короче, тянуться в стороны и вверх к солнцу. На больших ветках растут маленькие веточки, и они все разные и неровные. Почему все растения растут вверх? -А теперь мне осталось нарисовать своему клену листву. Я это сделаю большим пятном широкой кистью. -Но, что случилось, у меня нет зеленой краски, как быть? -Помогите мне, ребята, как сделать зеленую краску? | В случае затруднений воспитатель подсказывает дальнейшие шаги: Дерево растет вверх, поэтому внизу ствол толстый (давно растет и в ширину, и в высоту), а вверху тонкий, только еще начал вытягиваться расти.
Да, все растения любят тепло и свет. Поэтому тянуться к солнцу. Вы очень наблюдательны!!!
Если дети подсказывают правильно: Вот, спасибо, помогли, я смешаю желтую с синей и у меня будет зеленая краска. Если дети подсказывают неправильно: Ребята, как вы думаете, если смешать синею и желтую краски, зеленая получится? Давайте попробуем. Да, у нас все получилось. Я смогу нарисовать листья у дерева. |
-Вот и получились у вас красивые дубы и березки. Предлагаю соединить все рисунки в одну большую полосу леса. В нашем лесу каждый дубок должен расти рядом с березкой. Всем понятно как положить деревья в лесу? | Какие молодцы, ребята, вы все правильно изобразили, и ствол есть и ветки и листья, настоящие деревья. Дети с воспитателем проверяют правильно ли разложен «лес», рассматривают рисунки друг у друга. Отлично, рада, что у вас все получилось! Вы помогли друг другу выполнить задание! И мы смогли побывать в лесу. |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
-Давайте, разомнемся? Вспомните игру «Хлоп-шлёп», поиграем? | Играют. |
| Как хорошо! А то мы долго рисовали! |
-Ну что, мои девчонки и мальчишки, вам было интересно? | Мне тоже было очень интересно с вами вместе рисовать деревья! |
-Ребята, посмотрите на наш лес. Какое дерево самое толстое? Какое самое тонкое? Какое самое высокое? Какое самое пушистое? А чем береза отличается от дуба? Что нового вы сегодня узнали? А что было трудного? Как мы справились? А что было самое смешное? | Спасибо за ваши ответы! Ты прав, было непросто, но мы все вместе и поэтому справились. Правильно, береза отличается листвой и цветом ствола, она белая в черную крапинку и более тонкая и изящная. Очень смешно, согласна!
|
-Кто считает, что мы здорово провели время, возьмите разноцветные круги. А кому было скучно – синие. Все вместе мы из кругов выложим улыбку. Спасибо вам за рисунки. Пойдемте, мы уберем свои рабочие места, а «Лес» оформим в уголке изобразительной деятельности, и наши родители смогут полюбоваться вашими работами. | Я очень рада за вас! Всем спасибо за чудесные работы. |
Приложение 1
Приложение 2