Конспект по изобразительной деятельности в компенсирующей группе

Методическая разработка образовательной деятельностипо ИЗО

в старшей группе

по теме:«Такие разные деревья…»

Содержимое разработки

Методическая разработка образовательной деятельности по ИЗО

в старшей группе

по теме: «Такие разные деревья…»


(занятие разработала Поспелова И.А., воспитатель МБДОУ д/с № 40, Тимашевский район, станица Роговская)


Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)

Виды деятельности: изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Цель: формировать умение передавать пропорции и строение объекта на примере дерева.

Задачи:

- продолжать формировать первичные представления о деревьях;

- закреплять знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол,

крона, ветки, листья);

- развивать моторику рук, навыки рисования, развивать воображение,

пространственное мышление;

- развивать умение подбирать однокоренные слова.

- развивать зрительное восприятие и память;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание деревьев на участке детского сада, оформление альбома «Деревья нашей станице», дидактическая игра «С какого дерева листок», подвижная игра «Раз, два, три…к дереву беги».



1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель встречает детей. Ребята, давайте поздороваемся друг с другом «Утренним приветствием»:

Скажем здравствуйте руками,

Скажем здравствуйте глазами,

Скажем здравствуйте мы ртом,

Станет веселей кругом.





Отлично!

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о каком именно вы сейчас угадаете сами!

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает(Дерево)

Давайте подумаем, почему в загадке говориться, что весной дерево веселит?

А как же дерево летом холодит



А как же оно осенью питает?















А что значит — зимой согревает? 









А как называется место, где растет много деревьев?

А вы хотите отправиться в лес?  Как нам попасть в лес?


Правильно ребята,

вы догадливые и сообразительные! Да, сегодня мы с вами будем вспоминать и рисовать деревья.


Хорошо, я тоже очень рада первым листочкам на деревьях.

Если дети затрудняются с ответом:

Весной на деревьях появляются зеленые листочки? Вы радуетесь зелени после долгой зимы?

Если дети затрудняются с ответом:

В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду?

Если дети затрудняются с ответом:

Что осенью созревает на деревьях? Какие плоды? Зачем они нужны людям? Да, правильно, на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена), которыми питаются птицы и животные.

Молодцы ребята!

Если дети затрудняются с ответом:

Чем зимой топят печи, чтобы в домах было тепло? Правильный ответ – дровами. Вот так дерево согревает зимой.


Верно, лес!



Да.

Если дети предлагают сходить в лес, поехать на машине, пойти в парк:

Мы не можем сейчас никуда пойти, мы не спросили об этом родителей, а без разрешения нельзя. Но, посмотрите - у нас есть краски, кисти и листы бумаги. Что мы вместе сможем нарисовать? Какие вы фантазеры, да, мы сможем придумать и нарисовать свой лес.






2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности


Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

- Как нам всем вместе нарисовать лес? У каждого один альбомный лист, а большого листа для всех у нас нет?



-А вы замечали, что в лесу растут разные деревья?

Какие деревья растут в наших кубанских лесах?

- Может, быть, и нам договориться рисовать разные породы деревьев?

- Тогда мальчики будут рисовать деревья, в названии которых есть звук «Д». Название какого дерева начинается с этого звука?

- Девочки будут рисовать деревья, в названии которых есть звук «Б». Это, название какого дерева?

-Подскажите, как называется лес, если там растут одни дубы? Лес какой…?


-Как называется лес, если там растут одни березы? Лес какой…?


-В наших местах растут леса, которые называются смешанными! Как вы думаете, почему они так называются?

А у нас какой лес получится?




-Ребята, я тоже хочу, чтобы в вашем лесу и у меня было свое дерево. Можно я с вами буду рисовать деревья?

-Помогите мне придумать лиственное дерево, название которого начинается на звук «К»?




-Каким цветом мы будем рисовать листья на деревьях, от чего это зависит?




-Осенью, какие цветом листья на деревьях?



-Сейчас какое время года? Я вам предлагаю нарисовать деревья летом, как воспоминание о веселом и солнечном времени года, вы согласны? Значит, какую цветом листву на деревьях мы будем рисовать?


-С выбором деревьев и временем года мы определились, что будем делать дальше?



Как правильно держать кисть?

Как правильно пользоваться красками и палитрой?









Правильно, это хорошо вы придумали. Ребята, мы с вами нарисуем каждый по одному дереву, соединим рисунки и получится лес.

Дети согласны.


Дети согласны.


Вы знаете много названий деревьев, это очень хорошо.


Дети согласны.



Молодцы, мальчики, это дуб. Первый звук «Д».




Умницы, девочки, это береза.




Дубовый лес – это правильный ответ. А в народе называют «дубрава».



Молодцы, это березовый лес. Многие говорят просто – березняк.


Варианты ответов детей: в таких лесах растут разные деревья. Правильно, потому что в них растут и хвойные и лиственные деревья.

Если дети затрудняются с ответом:

В нашем лесу будут расти дубы и березы. А это лиственные деревья. Значит, лес какой? Правильно, лиственный.

Да.






Если дети затрудняются с ответом:

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.

Узнали? Да, вы правильно догодались, это – клен!

Вы, дали точный ответ, это зависит от времени года. Весной листья небольшие. Только начинают расти и крепнуть. Поэтому цвет зеленый еще ненасыщенный, бледный. А летом зелень яркая, сочная, насыщенная, ярко-зеленая.

Да, листья очень красивые – ярко- желтые, оранжевые, бордовые, желто-зеленые, золотистые. Про осень говорят – багряная осень.

Наступила осень.



Как хорошо вы помните, да, листва на деревьях летом зеленая и кое-где проглядывали желтые листочки.



Если дети предлагают начать рисовать:

Воспитатель подсказывает, что нужно вспомнить перед началом работы, правила рисования.

Если дети перечисляют правила:

Я очень рада, что мы их друг другу напомнили.

Если дети затрудняются:

Можно ли брать грязной кистью другой цвет из баночки с краской? Для чего нужна салфетка? Как правильно держать кисть? Какой кистью рисовать большие пятна на листе, а какой прорисовывать маленькие детали?

Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки «Деревья»



3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

Друзья, у нас все готово? Предлагаю, перед началом работы, набраться сил и провести разминку для пальчиков и глаз.

Встали дружно вместе в ряд, руки спрятали за спинки, ножки поставили на ширине плеч. Глаза смотрят на меня. А, теперь, голова не двигается, только глаза: посмотри на потолок, посмотри на дверь, на окно и т. п..

-Покажите руки…Поиграем в пальчиковую игру на тему «ДЕРЕВЬЯ»

Вот деревья:

Клен, рябина, липа,

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас.



-Для работы я вам предлагаю разные материалы: кисти разных размеров и формы, краски гуашь и акварель, восковые мелки, ватные палочки и кому очень хочется - можно рисовать даже пальцами.


-Кто будет затрудняться рисовать свое дерево, пусть сделает «правую руку вверх» и я смогу ему помочь. Вы, ребята, не спешите. Разрешаю смотреть на мой рисунок, это будет вам моя подсказка. Я, сначала нарисую ствол, затем ветки. А уже потом крону дерева. Вспомните, как можно изобразить крону дерева разными способами.

Вот это да, мы рисуем лес!!! Какие у меня талантливые юные художники!!!



Хорошо смотрели, всё нашли и увидели, зоркие девчушки и мальчишки!






Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.

Хорошо потренировались, и ручки и глазки готовы к рисованию.















Воспитатель добавляет на магнитную доску образцы-рисунки «Рисуем листья на деревьях разными способами».

- А чтобы нам было рисовать не скучно, предлагаю послушать «Звуки леса». Приступаем к работе? У кого есть вопросы?

У вас классно получается!

Какие вы внимательные, наблюдательные и любознательные, вы настоящие художники! Вижу, что вы выбрали разные материалы для рисования, меня это очень радует, рисунки получатся красивыми и разнообразными. Удачи в работе!


Воспитатель выполняет рисунок на выставочной доске, проговаривает каждый этап работы.

-Вот я рисую ствол у дерева, где он будет толстый? А, где совсем тонкий, почему?




-Дальше нарисую ветки: снизу дерева толстые и длинные, тянуться в стороны и вверх, а выше и выше – всё тоньше и короче, тянуться в стороны и вверх к солнцу. На больших ветках растут маленькие веточки, и они все разные и неровные. Почему все растения растут вверх?

-А теперь мне осталось нарисовать своему клену листву. Я это сделаю большим пятном широкой кистью.

-Но, что случилось, у меня нет зеленой краски, как быть? -Помогите мне, ребята, как сделать зеленую краску?

В случае затруднений воспитатель подсказывает дальнейшие шаги:

Дерево растет вверх, поэтому внизу ствол толстый (давно растет и в ширину, и в высоту), а вверху тонкий, только еще начал вытягиваться расти.









Да, все растения любят тепло и свет. Поэтому тянуться к солнцу. Вы очень наблюдательны!!!



Если дети подсказывают правильно:

Вот, спасибо, помогли, я смешаю желтую с синей и у меня будет зеленая краска.

Если дети подсказывают неправильно:

Ребята, как вы думаете, если смешать синею и желтую краски, зеленая получится? Давайте попробуем. Да, у нас все получилось. Я смогу нарисовать листья у дерева.

-Вот и получились у вас красивые дубы и березки. Предлагаю соединить все рисунки в одну большую полосу леса. В нашем лесу каждый дубок должен расти рядом с березкой. Всем понятно как положить деревья в лесу?

Какие молодцы, ребята, вы все правильно изобразили, и ствол есть и ветки и листья, настоящие деревья.

Дети с воспитателем проверяют правильно ли разложен «лес», рассматривают рисунки друг у друга.

Отлично, рада, что у вас все получилось! Вы помогли друг другу выполнить задание! И мы смогли побывать в лесу.


4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/ примечание

-Давайте, разомнемся? Вспомните игру «Хлоп-шлёп», поиграем?

Играют.


Как хорошо! А то мы долго рисовали!

-Ну что, мои девчонки и мальчишки, вам было интересно?

Мне тоже было очень интересно с вами вместе рисовать деревья!

-Ребята, посмотрите на наш лес. Какое дерево самое толстое? Какое самое тонкое? Какое самое высокое? Какое самое пушистое? А чем береза отличается от дуба? Что нового вы сегодня узнали? А что было трудного? Как мы справились? А что было самое смешное?

Спасибо за ваши ответы!

Ты прав, было непросто, но мы все вместе и поэтому справились. Правильно, береза отличается листвой и цветом ствола, она белая в черную крапинку и более тонкая и изящная.

Очень смешно, согласна!




-Кто считает, что мы здорово провели время, возьмите разноцветные круги. А кому было скучно – синие. Все вместе мы из кругов выложим улыбку. Спасибо вам за рисунки.

Пойдемте, мы уберем свои рабочие места, а «Лес» оформим в уголке изобразительной деятельности, и наши родители смогут полюбоваться вашими работами.

Я очень рада за вас! Всем спасибо за чудесные работы.


Приложение 1







Приложение 2



Сохранить у себя:
Конспект по изобразительной деятельности в компенсирующей группе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки