Конспект по экологии на тему "Животный мир пустыни и степи"

Данная разработка урока, знакомит детей с представителями животного мира степи и пустыни.

Содержимое разработки

Экология.


Тема: «Животный мир пустыни и степи».


Цель: дать детям представление о пустыне и степи, познакомить с животным миром; активизировать словарь детей; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию.


Оборудование: картины «Пустыня», «Степь», иллюстрации с изображениями животных, карточки зелёного и жёлтого цвета для игры.


Ход:


1. Вводная часть (орг. момент).


- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем (Сәлемет сіз бе). Подарите нашим гостям свои улыбки. Пусть у них тоже будет хорошее настроение (Жақсы). Гости к нам пришли для того, чтобы посмотреть, как мы занимаемся.


- Ал енді біз сабаққа дайынбыз. (Вот мы и готовы к занятию).


- Проходите, пожалуйста, на свои места.



2.Основная часть.


- Сабақ басталды (Занятие началось).


- Ребята, на нашей земле есть удивительные уголки природы, где растут необычные растения и живут интересные животные. А вам бы хотелось побывать в таких местах? (Да).


- Тогда , я ребята, приглашаю вас и наших гостей в путешествие. Сегодня мы побываем в пустыне и степи, и узнаем какие интересные животные там живут.


Когда вы слышите слово «пустыня», что вы себе представляете?


Ответы детей:


1. Жаркое солнце (Дурыс)


2. Почти нет дождей (Жақсы)


3. Дует сухой ветер (Тамаша)


4. Земля покрыта песком (Жарайсың)


5. Очень мало растений (Сен дурыс ойнамыз)


- Всё, что вы назвали подходит к описанию пустыни.( Картина «Пустыня»)


- Действительно, ребята, в пустыне дождей не бывает по нескольку месяцев, очень жарко,земля покрыта жёлто-коричневым песком, а растений совсем мало. Но несмотря на это, в пустыне живут животные.


- А вам интересно узнать, какие животные живут в пустыне? (Да)


- О каком животном я сейчас вам расскажу?



Шея длинная, горбатый,

Ноги плоские – лопатой.

По пустыне он идёт,

На себе запас несёт.

Много дней не ест, не пьёт,

А идёт и тюк несёт.


Дети: Верблюд.( Иллюстрация «Верблюд»).


В-ль: Дурыс (Верно). Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.


-Верблюд – Туйе (хор. и индив. ответы)


- Верблюд – крупное сильное животное.


- Что необычного вы заметили на спине у верблюда? (Горбы)


- Для чего верблюду нужны горбы? ( В горбах у верблюда находится жир)


- А зачем ему жир? (Он служит ему едой и питьём в пути).


- Верблюд преодолевает большие расстояния. Его называют «кораблём пустыни».


- Почему верблюда называют «кораблём пустыни»? (Перевозит тяжёлые грузы).


- Чтобы выжить в пустыне, верблюду приходится питаться сухими и жёсткими растениями, даже если на них много колючек и шипов, но они для него кажутся вкусными.


- Верблюд – слабое животное? (Верблюд - выносливое животное).


- Вот сколько интересного мы узнали с вами о верблюде.


- А это животное никуда не торопится, у него очень прочный панцирь, чувствует себя превосходно. Вы догадались о ком идёт речь? (Черепаха). ( Иллюстрация « Черепаха»).


Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.

- Черепаха – Тасбақа. (Хоровые и индивид. ответы).


- Зачем черепахе панцирь? ( Прятаться от жары и от врагов).


- Черепаха может жить не только в пустыне, но и у нас дома. Я знаю, что у некоторых ребят есть дома черепаха. Что интересного вы можете рассказать о ней?


Ответы детей:


1. Черепахи хорошо различают запахи.


2. Черепахи имеют хорошее зрение.


3. Они прекрасно слышат.


4. Они питаются растениями.


- Черепаха хорошо реагирует на интонацию голоса: если с ней ласково разговаривать, она будет вытягивать шею и слушать, а если ругать, то спрячется в панцирь.



- Ещё в пустыне живут удивительные зверьки – тушканчики (Иллюстрация «Тушканчики»).


Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.


- Тушаканчик – Қосаяқ. (Хоровые и индивид. ответы).


- Их называют – «земляными зайцами». Почему их называют «земляными зайцами»? Что есть у тушканчика как у зайца? (Уши как у зайца).


- А это что? (Хвост). У кого такой хвост? (Хвост как у льва).


- Лапки, как у какого зверя? (Лапки как у кенгуру).



- Днём тушканчики прячутся в норах, а выходят добывать себе пищу вечером, когда стемнеет.


- Вот, ребята, некоторые представители животного мира пустыни. Чтобы нам лучше запомнить их, давайте ещё раз повторим (индивид. ответы: верблюд,черепаха, тушкачик).


- Ребята, я вижу, что вы устали и предлагаю вам отдохнуть.



-Балалар, тұрамыз,улкен шенбер курамыз.


Физминутка.


Раз, два нужно встать.


Глубоко вздохнем опять.


Три, четыре, все присядем,


Руки вверх, ладошки рядом.


Мы попрыгаем немножко,


И помашем всем ладошкой.


Улыбнуться нужно нам,


Возвращаемся к делам.



- Отырындар, балалар.


- Ребята, вам понравилось путешествие по пустыне? (ДА). Но мы с вами не успели побывать в одном интересном месте. Я предлагаю всем отправиться туда. Куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если послушаете стихотворение (Звучит музыка).


Какая ширь здесь и приволье!


Куда ни глянь – полей раздолье!


Лежит ковёр из трав, цветов.


Здесь простор ветрам и птицам,


Грызунам, волкам, лисицам.


Здесь ветры любят песни петь,


А зовётся это степь. (Картина «Степь»)



- Степь красива особенно весной, когда много зелени и цветов.


- Ребята, в степи живёт тоже много интересных животных. Вот одно из них.(Иллюстрация «Кулан»).


- На какое животное оно похоже? (На дикую лошадь).


- Но отличается от неё более длинными ушами и коротким хвостом с кистью на конце. Это кулан.

Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.


- Кулан – Қулан – хоровые и индивид. ответы.



- Недавно, ребята, я прочитала стихотворение казахского поэта К.Идрисова, которое называется «Кулан», и хочу, чтобы вы послушали его.


Кулан поскачет, бешено и дробно,


Промчится мимо, молнии подобно.


Таков кулан.


- Понравилось стихотворение? (Да).


- Как говорится в стихотворении о кулане? (Быстрый, стремительный, ловкий).


- Кулан очень осторожный, чуткий, зоркий зверь.



- Самые распространённые животные степи – грызуны. Вы поможете мне их назвать? (Хомяки, сурки, суслики, мыши).


- Мне бы хотелось рассказать вам о сурке. ( Иллюстрация «Сурок»).


Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.


Сурок – Суыр – хровые и индивид. ответы.


- Сурки – очень осторожные животные. Когда они кормятся, сурок-караульшик поднимается на горку, и , выпрямившись, становится на задние лапы, часами ведёт наблюдение, охраняя остальных.


- Ребята, как вы думаете, как сурок-караульщик предупреждает других сурков об опасности? (В случае опасности он издаёт предостерегающий свист, и другие сурки прячутся в норки.)


- Для чего норка сурку? ( В норках он спасается от жары и врагов).


- На зиму сурок выстилает нору травой. К чему же он готовится? (Сурок готовится ко сну; как медведь спит до весны).


- Уснул сурок, а его главный враг парит в небе, высматривает свою жертву. Как думаете, это кто? (Орёл).


Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.


- Орёл – Қыран – хоровые и индивид. ответы.


- А что вы можете интересного рассказать о нём?


Ответы детей:


1. Степной орёл, устраивает гнездо прямо на земле.


2. Эта птица – хороший охотник.




- А как охотится орёл?


Ответы детей:


1.Орёл бросается на жертву с воздуха.


2. Хватает её сильными, острыми когтями и клювом-крючком рвёт на части.


3. Орёл – сильная и смелая птица.


- Сегодня, ребята, мы узнали, кто живёт в степи. Давайте ещё раз назовём этих животных (Кулан, сурок, орёл – инд. ответы).


- Ребята, где мы побывали? (В пустыне и степи).


-Узнали много интересного о животных и немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.


- Балалар, ойын ойнаймыз. (Ребята, поиграем в игру).


-Балалар, тұрамыз, улкен шенбер курамыз.


Дидактическая игра « Кто, где живёт».


Цель: Закрепить названия животных и места их обитания, развивать внимание, сообразительность.

( Детям раздаются карточки жёлтого и зелёного цвета).


- Ребята, у вас у всех есть карточки: одна – жёлтого цвета, другая - зелёного. Давайте мы с вами договоримся, что животных, которые живут в пустыне, мы обозначим жёлтым цветом. Почему? (Для пустыни характерны желтовато-коричневые цвета). А животных степи – зелёным цветом. Почему? (Для степи характерно много зелени). Я вам называю животное, если оно живёт в пустыне, вы поднимаете жёлтую карточку, если в степи – зелёную. Готовы, будьте внимательны. (ИГРА)


- Жарайсыңдар.



3.Заключительная часть.(Итог).


- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? (Да)


- Наше занятие мне хотелось бы закончить стихотворением.


Кому нужна лужайка, а кому – лес.

Кто в норку юркнул быстро, кто на сосну залез,

Кто в речке тихо плещется,

А кто в степи снуёт.

Кто спит зимой в берлоге,

А кто во льду живёт…

Кто? Где? Зачем? Вопросов тысяча, а может не одна!

И всем нужна небесная,

Цветастая и птичья, и звериная огромная страна!

Любимая! Степная, луговая и щедрая земля!


- Мне очень приятно было с вами работать. Жарайсындар. Рахмет,балалар.

Сабақ аякталды. (Занятие окончено).


- Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Сау болыңыз).



Сохранить у себя:
Конспект по экологии на тему "Животный мир пустыни и степи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки