Экология.
Тема: «Животный мир пустыни и степи».
Цель: дать детям представление о пустыне и степи, познакомить с животным миром; активизировать словарь детей; развивать речь, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к занятию.
Оборудование: картины «Пустыня», «Степь», иллюстрации с изображениями животных, карточки зелёного и жёлтого цвета для игры.
Ход:
1. Вводная часть (орг. момент).
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем (Сәлемет сіз бе). Подарите нашим гостям свои улыбки. Пусть у них тоже будет хорошее настроение (Жақсы). Гости к нам пришли для того, чтобы посмотреть, как мы занимаемся.
- Ал енді біз сабаққа дайынбыз. (Вот мы и готовы к занятию).
- Проходите, пожалуйста, на свои места.
2.Основная часть.
- Сабақ басталды (Занятие началось).
- Ребята, на нашей земле есть удивительные уголки природы, где растут необычные растения и живут интересные животные. А вам бы хотелось побывать в таких местах? (Да).
- Тогда , я ребята, приглашаю вас и наших гостей в путешествие. Сегодня мы побываем в пустыне и степи, и узнаем какие интересные животные там живут.
Когда вы слышите слово «пустыня», что вы себе представляете?
Ответы детей:
1. Жаркое солнце (Дурыс)
2. Почти нет дождей (Жақсы)
3. Дует сухой ветер (Тамаша)
4. Земля покрыта песком (Жарайсың)
5. Очень мало растений (Сен дурыс ойнамыз)
- Всё, что вы назвали подходит к описанию пустыни.( Картина «Пустыня»)
- Действительно, ребята, в пустыне дождей не бывает по нескольку месяцев, очень жарко,земля покрыта жёлто-коричневым песком, а растений совсем мало. Но несмотря на это, в пустыне живут животные.
- А вам интересно узнать, какие животные живут в пустыне? (Да)
- О каком животном я сейчас вам расскажу?
Шея длинная, горбатый,
Ноги плоские – лопатой.
По пустыне он идёт,
На себе запас несёт.
Много дней не ест, не пьёт,
А идёт и тюк несёт.
Дети: Верблюд.( Иллюстрация «Верблюд»).
В-ль: Дурыс (Верно). Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
-Верблюд – Туйе (хор. и индив. ответы)
- Верблюд – крупное сильное животное.
- Что необычного вы заметили на спине у верблюда? (Горбы)
- Для чего верблюду нужны горбы? ( В горбах у верблюда находится жир)
- А зачем ему жир? (Он служит ему едой и питьём в пути).
- Верблюд преодолевает большие расстояния. Его называют «кораблём пустыни».
- Почему верблюда называют «кораблём пустыни»? (Перевозит тяжёлые грузы).
- Чтобы выжить в пустыне, верблюду приходится питаться сухими и жёсткими растениями, даже если на них много колючек и шипов, но они для него кажутся вкусными.
- Верблюд – слабое животное? (Верблюд - выносливое животное).
- Вот сколько интересного мы узнали с вами о верблюде.
- А это животное никуда не торопится, у него очень прочный панцирь, чувствует себя превосходно. Вы догадались о ком идёт речь? (Черепаха). ( Иллюстрация « Черепаха»).
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
- Черепаха – Тасбақа. (Хоровые и индивид. ответы).
- Зачем черепахе панцирь? ( Прятаться от жары и от врагов).
- Черепаха может жить не только в пустыне, но и у нас дома. Я знаю, что у некоторых ребят есть дома черепаха. Что интересного вы можете рассказать о ней?
Ответы детей:
1. Черепахи хорошо различают запахи.
2. Черепахи имеют хорошее зрение.
3. Они прекрасно слышат.
4. Они питаются растениями.
- Черепаха хорошо реагирует на интонацию голоса: если с ней ласково разговаривать, она будет вытягивать шею и слушать, а если ругать, то спрячется в панцирь.
- Ещё в пустыне живут удивительные зверьки – тушканчики (Иллюстрация «Тушканчики»).
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
- Тушаканчик – Қосаяқ. (Хоровые и индивид. ответы).
- Их называют – «земляными зайцами». Почему их называют «земляными зайцами»? Что есть у тушканчика как у зайца? (Уши как у зайца).
- А это что? (Хвост). У кого такой хвост? (Хвост как у льва).
- Лапки, как у какого зверя? (Лапки как у кенгуру).
- Днём тушканчики прячутся в норах, а выходят добывать себе пищу вечером, когда стемнеет.
- Вот, ребята, некоторые представители животного мира пустыни. Чтобы нам лучше запомнить их, давайте ещё раз повторим (индивид. ответы: верблюд,черепаха, тушкачик).
- Ребята, я вижу, что вы устали и предлагаю вам отдохнуть.
-Балалар, тұрамыз,улкен шенбер курамыз.
Физминутка.
Раз, два нужно встать.
Глубоко вздохнем опять.
Три, четыре, все присядем,
Руки вверх, ладошки рядом.
Мы попрыгаем немножко,
И помашем всем ладошкой.
Улыбнуться нужно нам,
Возвращаемся к делам.
- Отырындар, балалар.
- Ребята, вам понравилось путешествие по пустыне? (ДА). Но мы с вами не успели побывать в одном интересном месте. Я предлагаю всем отправиться туда. Куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если послушаете стихотворение (Звучит музыка).
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье!
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь ветры любят песни петь,
А зовётся это степь. (Картина «Степь»)
- Степь красива особенно весной, когда много зелени и цветов.
- Ребята, в степи живёт тоже много интересных животных. Вот одно из них.(Иллюстрация «Кулан»).
- На какое животное оно похоже? (На дикую лошадь).
- Но отличается от неё более длинными ушами и коротким хвостом с кистью на конце. Это кулан.
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
- Кулан – Қулан – хоровые и индивид. ответы.
- Недавно, ребята, я прочитала стихотворение казахского поэта К.Идрисова, которое называется «Кулан», и хочу, чтобы вы послушали его.
Кулан поскачет, бешено и дробно,
Промчится мимо, молнии подобно.
Таков кулан.
- Понравилось стихотворение? (Да).
- Как говорится в стихотворении о кулане? (Быстрый, стремительный, ловкий).
- Кулан очень осторожный, чуткий, зоркий зверь.
- Самые распространённые животные степи – грызуны. Вы поможете мне их назвать? (Хомяки, сурки, суслики, мыши).
- Мне бы хотелось рассказать вам о сурке. ( Иллюстрация «Сурок»).
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
Сурок – Суыр – хровые и индивид. ответы.
- Сурки – очень осторожные животные. Когда они кормятся, сурок-караульшик поднимается на горку, и , выпрямившись, становится на задние лапы, часами ведёт наблюдение, охраняя остальных.
- Ребята, как вы думаете, как сурок-караульщик предупреждает других сурков об опасности? (В случае опасности он издаёт предостерегающий свист, и другие сурки прячутся в норки.)
- Для чего норка сурку? ( В норках он спасается от жары и врагов).
- На зиму сурок выстилает нору травой. К чему же он готовится? (Сурок готовится ко сну; как медведь спит до весны).
- Уснул сурок, а его главный враг парит в небе, высматривает свою жертву. Как думаете, это кто? (Орёл).
Кайталайык, балалар (повторим, ребята) – хоровые и индивид. ответы.
- Орёл – Қыран – хоровые и индивид. ответы.
- А что вы можете интересного рассказать о нём?
Ответы детей:
1. Степной орёл, устраивает гнездо прямо на земле.
2. Эта птица – хороший охотник.
- А как охотится орёл?
Ответы детей:
1.Орёл бросается на жертву с воздуха.
2. Хватает её сильными, острыми когтями и клювом-крючком рвёт на части.
3. Орёл – сильная и смелая птица.
- Сегодня, ребята, мы узнали, кто живёт в степи. Давайте ещё раз назовём этих животных (Кулан, сурок, орёл – инд. ответы).
- Ребята, где мы побывали? (В пустыне и степи).
-Узнали много интересного о животных и немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
- Балалар, ойын ойнаймыз. (Ребята, поиграем в игру).
-Балалар, тұрамыз, улкен шенбер курамыз.
Дидактическая игра « Кто, где живёт».
Цель: Закрепить названия животных и места их обитания, развивать внимание, сообразительность.
( Детям раздаются карточки жёлтого и зелёного цвета).
- Ребята, у вас у всех есть карточки: одна – жёлтого цвета, другая - зелёного. Давайте мы с вами договоримся, что животных, которые живут в пустыне, мы обозначим жёлтым цветом. Почему? (Для пустыни характерны желтовато-коричневые цвета). А животных степи – зелёным цветом. Почему? (Для степи характерно много зелени). Я вам называю животное, если оно живёт в пустыне, вы поднимаете жёлтую карточку, если в степи – зелёную. Готовы, будьте внимательны. (ИГРА)
- Жарайсыңдар.
3.Заключительная часть.(Итог).
- Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? (Да)
- Наше занятие мне хотелось бы закончить стихотворением.
Кому нужна лужайка, а кому – лес.
Кто в норку юркнул быстро, кто на сосну залез,
Кто в речке тихо плещется,
А кто в степи снуёт.
Кто спит зимой в берлоге,
А кто во льду живёт…
Кто? Где? Зачем? Вопросов тысяча, а может не одна!
И всем нужна небесная,
Цветастая и птичья, и звериная огромная страна!
Любимая! Степная, луговая и щедрая земля!
- Мне очень приятно было с вами работать. Жарайсындар. Рахмет,балалар.
Сабақ аякталды. (Занятие окончено).
- Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Сау болыңыз).