МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Филиал ДШИ (с.Семлево)
Открытый урок по музыкальной литературе
«Героические события 1612 года в музыке»,
посвященный Дню народного единства в России.
Цель урока:
знакомство с праздником День народного единства через изучение оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Задачи:
-познакомить учащихся с событиями смутного времени и отражением этих событий в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».
- воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за героев России, в трудный час способствовавших единению страны против польских захватчиков.
-знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, изобразительного искусства, литературы, скульптуры, сопричастными с праздником День народного единства.
Оборудование: интернет, компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент, фонограммы к используемым на уроке песням, фортепиано.
Ход урока:
Организационный момент.
Преподаватель:
Чтобы лучше почувствовать единение друг с другом, давайте дружно проскандируем слова. Я говорю строчку – вы хором повторяйте.
Я, ты, он, она,
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я».
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.
Над тобою солнце светит, Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете, Родина моя.
Сегодня нам понадобится это чувство единения, чтобы понять настроение русских людей 400 лет назад в Смутное время и понять, почему наш урок посвящён празднику День народного единства, отмечающийся 4 ноября.
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?» (1 куплет)
Преподаватель: Ребята, а вы знаете историю нашего праздника, который мы отмечаем сегодня?
Ученик (отвечает)
Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.
Страшное, смутное время тогда пришло для Руси почти 400 лет назад. Страна, как единое государство, распалось, прекратило свое существование. Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы – совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации – бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Часть государства была захвачена польскими и шведскими интервентами.
Изменники бояре впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой русского государства провозгласили польского королевича Владислава. Москвичи стали сопротивляется, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики.
Началась освободительная война против польско-литовских захватчиков. А возглавили её посадский староста из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва!
4 ноября мы отдаем дань событиям, когда общество, встав на сторону государства, спасло его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Народное движение спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Преподаватель: Эти героичские события 1612 - 1613 гг. были отражены в русской литературе и музыке.
Великий русский композитор М.И. Глинка - великий русский композитор создал героико-историческую оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
(Иван Сусанин завёл поляков, попросивших его сопроводить их к монастырю, с целью убийства будущего царя, в болото. Поляки убили проводника, когда поняли, что он их завёл на смерть.)
Заслуга композитора М.И. Глинки в том, что он впервые на сцену вывел простой народ.
Слушание хорового вступления.
Солист (один человек) и хор (коллектив из многих поющих) поют распевную мелодию «Родина моя, русская земля, страха не страшусь, лягу за святую Русь». Это солдат из русского войска укрепляет себя с помощью песни.
Слушаем следующий фрагмент.
Поляки, заблудившиеся в костромских лесах, требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу в Москву. Сусанин им гордо отвечает, исполняя арию ( песню действующего лица): «Велик и свят наш край родной. Встаёт земля на подвиг свой. Предателя, мнили, во мне вы нашли: их нет и не будет на Русской земли!»
Слушание еще одной арии Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря! Взгляну в лицо твоё»
Он исполняет её ночью, погрузившись в скорбные размышления, осознавая, что утром погибнет от руки врагов.
Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы:
-каков жанр прослушанной музыки?
-как называется артист, исполняющий свою партию в одиночку?
-каков характер мелодии, что композитор хочет этим сказать?
- почему Сусанин не указал полякам дорогу на Москву?
-Как можно назвать Сусанина, сделавшего свой нелёгкий моральный выбор?
Ученики слушают фрагмент , анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.
Просмотр видеофрагмента из финала оперы – хоровая сцена , изображающая ликование народа, который празднует свою победу над врагом.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Звучит хор «Славься» исп. Никитин Руслан.
Преподаватель: Праздник День народного единства имеет четырёхсотлетнюю историю, но праздновать его мы стали лишь с 2005 года. История России учит нас: порознь, поодиночке не сделаешь того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, - уж дом готов! Соединяет людей дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда едина. Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.
Давайте возьмёмся за руки и вместе произнесём речёвку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Чтоб привольно, мирно жить.
Учитесь Родину любить.
Домашнее задание: читать с. 18 – 21, отвечать на вопросы на стр. 21. Узнать, повторялся ли подвиг Ивана Сусанина в годы Великой отечественной войны.
Воспользовавшись любыми средствами информации выполнить задание: найти, посмотреть, ответить на вопросы:
Кем создан памятник организаторам ополчения против поляков – гражданину Минину и князю Пожарскому?
В каком году?
Где находится?
Инетернет-ресурсы:
1.http://klassnye-chasy.ru/
2.http://ped-kopilka.ru/
3.http://pedsovet.su/