Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Апельсин»
Конспект ООД по развитию речи
в подготовительной к школе группе
Тема: «Путешествие по стране знаний»
Воспитатель: Кустова А.А.
г. Байконур
2018 г.
Цель:Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи:
1. Учить детей делить слова с открытыми слогами на части, различать твердые и мягкие согласные звуки.
2. Закреплять у детей знания о предложении.
3. Упражнять в подборе антонимов.
4. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру общения и чувство коллективизма.
Тип занятия: открытое
Форма занятия: групповая
Продолжительность: 30 минут
Участники: дети подготовительной к школе группы
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Оборудование и материалы: Письмо, воздушный шар, мяч , музыкальный центр, схемы предложений, предметные картинки, схемы, фишки, мнемотаблица к стихотворению «Осень», мольберт.
Предварительная подготовка: дидактическая игра «Найди место звука», игра «Полслова за вами», чтение художественной литературы, загадывание загадок о буквах, заучивание стихотворений, скороговорок.
Методы и приёмы:
1. Игровой
2. Проблемно-поисковый
3. Словесный
4. Наглядно-демонстрационный
5. Методы контроля
Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1. Организация детей | -приветствие; -сюрпризный момент; | 5 мин |
1.Основная часть | 1 задание «Из чего состоит предложение» 2 задание «Составь предложение» 3 задание «Плдели слова на слоги» Физкультминутка 4 задание «Мнемотаблица» 5 задание «Осень какая» 6 задание «4 лишний» 7 задание «Скажи наоборот»
| 20 мин |
3. Окончание занятия | Подведение итогов занятия | 5 мин |
Ход занятия:
Придумано кем – то просто и мудро.
При встрече здороваться:
-Доброеутро !
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Ребята улыбнитесь и поздоровайтесь с гостями. А теперь внимание на меня. Сегодня утром когда я шла в дечтский сад, я заметила, что в окно к нам залетел воздушный шарик с письмом. Но я не хотела его открывать без вас. Давайте посмотрим что за письмо?
«Здравствуйте дорогие мои будущие первокласники! Большой вам привет от феи Грамоты. Узнала что вы скоро пойдете в школу и очень рада этому. Я решила помочь вам в подготовке к школе и приглашаю вас в путешествие по волшубной Стране Знаний. Выполняя мои задания, вы будете умные и грамотные. Успехов , вам, мои юные друзья! Задания для вас находятся в конверте. За каждое правильное выполненое задание , я вам буду дарить буквы. Из них сложите слово.»
Ребята, мы принимаем приглашение?
Хотите путешествовать по Стране Знаний?
Кто знает пословицы или поговорки про знания?
Вперед, но в путешествие мы отправимся необычным образом с помощью фантазии.
Фантазия- это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, чего нет на самом деле.
А полетим мы с вами на этом воздушном шаре. И чтобы он всех нас поднял давайте надуем его сделаем глубокий вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). А теперь надо презимлится? Наш шар начинает медленно сдуваться(с-с-с)
Вот мы и попали в Страну Знаний. Но прежде чем начнем выполнять задания, давайте разомнем язычок, проговорим чистоговорку.
У-У-У- я лечу
О-О-О- далеко
Ши-Ши-Ши- выши крыши
Шо-Шо-Шо- хорошо
(громко, тихо, шепотом)
1. Слушайте внимательно первое задание:
«Морская волна высока и сильна»
- Как вы думаете что я произнесла?
(ответ детей)
- Предложения из чего состоят?
(ответы детей)
- Из чего состоят слова?
(ответы детей)
- Слоги из чего состоят?
(ответы детей)
- Чем отличается буква от звука?
(ответы детей)
Молодцы и вы заработали первую букву (М)
2. Слушайте второе задание, отгадайте загадку и составьте
предложение из этого слова.
« Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)
- Что ставим чаще всего в конце предложения? (.)
__ __ __ .
- А если я спрашиваю, то какой знак ставим в конце предложения? (?)
__ __ __ ?
- А если я удивилась, восхитилась? (!)
__ __ __ (!)
Молодцы и вы заработали букву (О) (сели на места)
3. Слушайте третье задание «Подели слова на слоги» (хлопками).
Ма-ши-на, дом, ра-ке-та, ча-сы, чаш-ки, стол, лук, мак, лу-на.
Ребята, у вас на столе карточка с картинкой и схемой. Вы должны сделать звуко-буквенный анализ слова и выложить в схему фишки. Определить гласные и согласные буквы.
- сколько слогов.
- сколько букв, звуков.
- сколько согласнах, гласных.
- какой первый звук, второй, третий, четвертый
Молодцы, справились и с этим заданием и получаете букву (Л)
Физкультминутка
«Чик - чирик»
4. Слушайте четвертое задание.
Нам предлагают рассмотреть мнемотаблицу и расказать по ней стихотворение.
Справились и с этим заданием и получаете букву (О)
5. В следующем задании нам предлагают поиграть в игру «Осень, какая?»
Вы назвали много слов, а сейчас послушайте еще одно- хмурая.
Как вы думаете, что оно обозначает?
( серое небо все покрыло тучами, когда солнышка не видно, когда ветер воет, дождь идет)
- Давайте скажем его вместе, а теперь индивидуально.
- Давайте поиграем с этим словом:
Осень какая? Хмурая.
День какой?- хмурый
Небо какое?- хмурое
Погода какая?- хмурая
Молодцы и вы заработали букву (Д)
6. Следующее задание: «Четвертый лишний»
- лимон, перец, картофель, кукуруза
- чайник, фен, ножницы, утюг
- смородина, малина, помидор, клубника
- кастрюля, тарелка, чашка, стол
-корова, лев, собака, лошадь
- птенчик, жук, пчела, стрекоза
- диван, стул, компьютер, кровать
- собака, лиса, волк, заяц
- опята, мухомор, боровик, белый гриб
- ручка, карандаш, мяч, тетрадь
- вертолет, самолет, велосипед, воздушный шар
С заданием справились и получаете (Ц)
7. Игра «Скажи наоборот». Я называю слово, а вы говорите противоположное , то есть наоборот
Добрый –злой
Твердый – мягкий
Веселый – грустный
Ровный – кривой
Чистый – грязный
Говорить – молчать
Одевать – снимать
Высоко – низко
Встать – лечь
Молодой – старый
Толстый – худой
Молодцы вы со всеми заданиями справились и получаете букву Ы , фея Грамоты благодарит вас и говорит, что вы молодцы.
И нам пора возвращатся в детский сад, на нашем воздушном шарике. Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох и выдох. Вот мы и в саду.
Итог ООД:
Ребята вам понравилось путешествие по Стране Знаний?
Какое задание вам понравилось?
Какое задание было сложным?
С какими новыми словами мы с вами познакомились?
На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо и ребятам и гостям.
Литература
1. М. А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду.
2. Журнал «Дошкольное воспитание». № 6, 1999 г. ; № 2, 2000 г.
3. Д. Г. Шумаева. Как хорошо уметь читать. 1997 г.
4. Т. И. Тарабарина. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.
5. Е. В. Карпова. Дидактические игры в начальный период обучения.