7
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и элементами конструирования в подготовительной группе
по теме: «Подводный мир».
цель: расширять и обогащать кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;
задачи:
Образовательные: закрепить представление детей о жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море; развивать мелкую моторику, формировать умение планировать свои действия (работа по схеме); Развивать у детей мыслительную деятельность.
Развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность.
Воспитательные: вызвать положительный эмоциональный отклик; формировать бережное отношение к природным богатствам.
Методические приёмы: литературное слово, ответы на вопросы, использование наглядностей, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Оборудование и материалы: иллюстрационные материалы, разрезные картинки, аудиозапись «Звуки моря», массажные шарики су-джок.
Предварительная работа: просмотр изображений обитателей морей в иллюстрированных изданиях для детей, познавательных научных фильмов о морских животных. Беседы о жизни морских обитателей. Выставка книг, посвященная морским обитателям. Чтение литературных произведений. Разучивание стихотворений о морских обитателях. Отгадывание загадок. Дидактические игры «Собери картинку». Малоподвижные игры «Море волнуется», «Земля, воздух, Вода». Просмотр презентации «Подводный мир».
Ход оод.
Дети входят в группу. Приветствие.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте уважаемые гости!
Ребята, а теперь давайте встанем в круг.
Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Подарите свои улыбки друг другу. И от ваших улыбок стало тепло и радостно.
2.Основная часть.
- Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие! Согласны? (Да)
- А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
(включит шум моря)
Я нашла её в песке,
Спрятав крепко в кулачке.
Принесла её волна,
Но моя теперь она!
Вас я удивлю немножко,
Разожму свои ладошки.
Там совочек с завитушкой,
Принесла я вам ... (ракушку)!
Правильно, молодцы. Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?
Верно, я приглашаю отправиться вас в морское путешествие. Мы опустимся в морские глубины и увидим много интересного.
- Ребята, скажите, а на чём можно путешествовать по морю? (На корабле, на паруснике, на яхте, на лодке)...
- А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно и увидеть подводный мир?
С помощью подводной лодки; нырнуть с аквалангом, с помощью батискафа, а что такое батискаф? Это такое сооружение; т.е. уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира.
Ребята, в первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Но её у нас нет, что же делать? Можно сделать из геометрических фигур.
Дети выкладывают одну большую подводную лодку из геометрических фигур.
корпус подводной лодки- большой овал
входной люк- красный полукруг
иллюминаторы- круги
Периско́п — оптический прибор, труба, на обоих концах которой закреплены зеркала для наблюдения.- чёрный прямоугольник и жёлтый самый маленький круг.
гребной винт - квадрат, прямоугольник
винтовые лопасти- приводят в движение лодку зелёные треугольники
Итак, лодка готова. Займите свои места, предлагаю взять стаканчики с водой и послушать звуки погружения нашей лодки под воду, на морское дно.
дети дуют через трубочки в стаканчики с водой.
Ребята, посмотрите, вот мы и оказались на морском дне. Вы ничего странного не замечаете? Здесь совсем пусто, не видно никаких морских обитателей. Посмотрите, здесь какое-то письмо. Как вы думаете, кто бы мог его тут оставить? Давайте его прочитаем. Это письмо оставил царь воды и морей - Нептун.
"Дорогие ребята! Я приветствую вас!
Поскольку вы мои гости, я хотел бы показать вам красоту моего подводного мира, но случилась беда, злой волшебник заколдовал всех моих морских обитателей и спрятал их в волшебный морской сундучок. А, чтобы расколдовать их, нужно выполнить сложные задания. Выполнив их, вы найдёте волшебный сундучок. Я слышал, что, вы, много знаете и умеете, и, наверное, сможете мне помочь ".
Ребята можем ли мы помочь царю морей? Да.
Вы готовы?
Итак, первое задание, нужно разгадать загадки о морских обитателях.
Воспитатель:
1. Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан. (Кит)
Воспитатель: А что вы знаете о китах?
1.Кит - крупнейшее животное на нашей планете. Самые большие из них – синие киты- достигают длины 30 метров. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие. Своих детёнышей они кормят молоком. Ноздри китов расположены на макушке головы, а лёгкие у них имеют большой объём, и киты могут длительное время находиться под водой, не дыша.
Воспитатель: Молодцы, слушайте вторую загадку.
2.Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок,
Рыбок друг…
Дети: Морской конек.
Воспитатель: А кто знает, почему так назвали морского конька?
2.Морской конёк - маленькая морская рыбка необычной формы, похожая на шахматную фигурку коня. Необычное строение хвоста позволяет коньку цепляться за морские водоросли и кораллы и прятаться за них, почувствовав опасность. Питается морской конёк рачками, креветками, довольно прожорливые, двигаются только вертикально. Морской конёк вынашивает детёнышей в специальной сумке, которая расположена на брюшке конька.
Воспитатель: Отлично, а вот следующая загадка.
3. Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо… Осьминог.
А что вы знаете про осьминога?
3. Осьминог - это хищное морское животное. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят 8 конечностей, на них расположены присоски, которыми он удерживает добычу или прикрепляется к камням на дне. Осьминоги могут менять окраску. У осьминогов ядовитая слюна, которой они обездвиживают добычу. (крабы, рыбы, креветки).
Воспитатель :
И еще одна загадка.
4.Очень хочется, ребята,
Встретить мне лесного брата.
Только мой колючий брат,
Никогда воде не рад.
Ну, а мне, друзья, всегда,
По душе одна вода. Морской ёж.
Что вы знаете про морского ежа?
4. Морской ёж - это морское животное.
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые. Морские ежи ядовиты, с помощью игл ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются с большой скоростью, даже бегают. Питаются моллюсками, морскими звёздами, мягкими кораллами.
Воспитатель : Молодцы, всех отгадали.
А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Давайте поиграем в игру «Морское царство» (шум моря вкл.)
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону)
Море очень глубоко (Приседают, Коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка»)
А вот воду пить- нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машут руками).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками).
Воспитатель: Ребята, а вот следующее задание очень сложное, нам нужно расколдовать обитателей морского дна, а помогут нам счётные палочки .
Включаю запись «Звуки моря»
Дети садятся за столы и выкладывают картинки с изображениями обитателей моря из счётных палочек, затем рассказывают, кто получился.
Затем каждый ребёнок рассказывает об изображённом животном на картинке ( краб, 3 морских рыбки, кит, морская звезда, осьминог, акула).
Воспитатель: А теперь давайте, немного отдохнём. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? Правильно, это мяч. На какого морского обитателя похож этот мяч? На морского ежа. Предлагаю поиграть с мячиком- морским ежом.
пальчиковая гимнастика
Мячик-Ёжик
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик, подбрасываем)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на пол, (кладем мячик на пол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
1.«Назови ласково»
Ребята, посмотрите, и здесь злой волшебник постарался, чтобы расколдовать морских обитателей , предлагаю поиграть в игру "Назови ласково" . Вы должны будете взять любую картинку с морским обитателем и назвать его ласково. Например, касатка- касаточка.
Краб –крабик
Дельфин –дельфинчик
Черепаха – черепашка
Морской конёк – морской конёчек
ракушка –ракушечка
Осьминог –осьминожек
морская звезда- морская звёздочка.
Креветка –креветочка
Ребята, посмотрите, а вот и волшебный сундучок. И сам царь воды и морей нас встречает. Давайте откроем сундучок и вернём морских жителей. Возьмите себе по одному морскому обитателю и опустите их в воду.
Ребята, царь воды и морей - Нептун хочет что-то вам сказать.
«Дорогие ребята!
Удивили и порадовали вы меня.
Вижу, знаете вы морских друзей моих.
Спасибо вам, что вернули их.
За это я хочу вам подарить раскраски моего подводного мира».
До свидания!
Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Наша подводная лодка поднимается на поверхность воды , слышны звуки бурлящей воды. Вот мы с вами и вернулись.
Вам понравилось путешествие?
на чём мы путешествовали?
Что вам запомнилось больше всего?
Какое задание было самое сложное?