Конспект НОД в средней группе.
Ознакомление с окружающим
«Детям о воде»
Цель: Формировать представления детей о воде и её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды: она прозрачная, безвкусная, без запаха
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды, значимости воды в жизни человека, животных, растений.
- Познакомить с элементарным представлением круговорота воды в природе.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
- Формировать первоначальные основы безопасности и жизнедеятельности.
Воспитательные:
- Создать положительный эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.
- Формировать доброжелательное отношение друг к другу, желание работать в коллективе
- Воспитывать любознательность детей, чувство взаимопомощи.
- Воспитывать бережное отношение к воде (природным ресурсам)
- Закреплять гигиенические навыки
Оборудование: столы и стулья для детей, ноутбук, проектор, экран.
Материалы: Видео ролик «Дельфины в море», игрушка «дельфин», аудиозапись шум моря, презентация «Волшебница - вода» , прозрачные одноразовые стаканчики по количеству детей, подносы, миска, соль, сахар, лимон, кусочки льда, тарелочка, стакан с молоком, стакан с соком (для демонстрации) ; ложки на каждого ребёнка, баночки с водой, гуашь, кисточки, листья китайской капусты, ложка земли, тряпка.
Консультация для родителей. «Рекомендации по ознакомлению детей с водой, посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах».
Содержание НОД:
Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал, где идет ролик, про дельфинов, плавающих в море.
Воспитатель: Ребята, кто же к нам сегодня в гости приплыл? Кто нас встречает?
Правильно, дельфины.
Ребята, но у нас в гостях не только дельфины, но и гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости приплыл дельфиненок, что бы поговорить с вами, О ВОДЕ, давайте поздороваемся и с ним, а чтобы вам было интересней слушать и смотреть, садитесь на свои стульчики.
Ребята, вы знаете где живет дельфин? (в море), а из чего состоит море? (из воды)
А где еще в природе находится вода? (в море, в реке, в пруду, в ручейке, в кране)
Воспитатель: вода бывает очень разной.
Она как волшебница умеет превращаться.
Во что превращается вода? (в дождь, в снег, в лёд, град, росу, туман и пар)
Ребята, а кому нужна вода? (дельфину, рыбам, животным, насекомым, цветам, людям)
Молодцы, дети!
Вода нужна человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
Без воды всё живое погибнет на земле.
Ни умыться, ни напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!
Дети, для чего людям нужна вода?
(Пьём, варим еду, моем посуду, стираем бельё, умывается и купаемся)
Воспитатель. - А давайте покажем и расскажем, как мы в детском саду умываемся.
Потешка с движением
Закатаем рукава, открываем кран - вода.
В руки мыло мы возьмем, и водичку мы польем,
Мылим руки быстро, быстро.
Моем чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Воспитатель: правильно, молодцы! Мы не можем прожить без воды.
Воспитатель: Ой, я, кажется что-то слышу «дельфин» говорит , что приготовил нам сюрприз, он предлагает нам провести опыты. Но сначала я вам расскажу, какие правила надо соблюдать и выполнять при проведении опытов:
1 Сначала посмотрите, что показывает взрослый, а потом повторите.
2 Не толкайте соседа во время работы.
3 Соблюдайте тишину, не перебивайте друг друга, не мешайте друг другу.
4 Не вставайте с места, работайте тихо, аккуратно, внимательно.
5 Не пробуйте ничего на вкус без разрешения взрослого.
6 Когда опыт закончился, положите все на место.
Воспитатель обращается к «дельфину»:
- Правильно, «дельфин»?
«Дельфин»: Вижу, что ребята готовы, и будут соблюдать эти правила!
(Воспитатель предлагает «дельфину» посмотреть, как ребята будут проводить опыты)
Воспитатель. И так сегодня мы продолжим знакомиться с свойствами.
(На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.)
Воспитатель. – Что такое вода?
Опыт 1. Вода – это жидкость. (Воду можно вылить, можно перелить из одного стакана в другой).
Вывод. Вода льётся и течёт
Опыт 2. Вода не имеет формы.
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим один кусочек льда в стакан с теплой водой, а другой кладем в тарелку. Что произошло со льдом в стакане, а в тарелке?
Вывод: Лед- это твердая вода, не изменяет форму, пока не растает.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в который ее наливают.)
Вывод: Вода формы не имеет.
Продолжаем опыты – непростые хлопоты.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Воспитатель. А теперь давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (Дети нюхают воду, ответы детей)
Вывод. Вода не имеет запаха.
Продолжаем опыты – непростые хлопоты.
Опыт 4. Вода – безвкусная.
Воспитатель. Теперь предлагаю попробовать воду на вкус. Какая она?
(Предположения детей)
Вывод. Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель. Ребята, а от чего вода может быть сладкая, солёная или кислая?
Дети. Если в воде растворить сахар, вода станет сладкой, а если растворить соль – солёной, а если добавить сок лимона - станет кислой.
Продолжаем опыты – непростые хлопоты.
Постарайтесь все понять – можно многое узнать!
Опыт 5. Вода – прозрачная.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета вода, как вы считаете? (бесцветная, прозрачная). Давайте проверим.
(В стакан с водой опустить трубочку или ложку – ложка видна, затем в стакан с молоком – ложка не видна, ещё в один стакан с соком – ложка не видна)
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 6. (предварительный) на капусте и подкрашенной воде.
«Как растения пьют воду».
Для опыта нам понадобятся:
- китайская капуста;- гуашь;- баночки;- вода.
Для начала мы набрали воды в баночки. Растворим в каждой баночке по несколько капель гуаши в воде. Дождемся, пока вода окрасится в яркие цвета. В каждую баночку кладем по одному листу капусты.
Рассказываю детям, что эта вода не предназначена для питья, и что проводить этот опыт в следующий раз стоит также вместе со взрослыми.
Теперь будем ждать и наблюдать, как капуста будет пить окрашенную воду. Это будет видно не сразу, придется набраться терпения. Пока, оставляем баночки с капустой на подоконнике и через несколько дней будем радоваться разноцветным листьям!
Я уже проделала такой опыт, посмотрите, что у меня получилось.
Приходим к выводу, что растения пьют воду, и она проходит по жилкам, всему листочку.
«Дельфин»(говорит): Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, какую воду пить можно, а какую нельзя? (ответы детей)
Воспитатель. Давайте мы в этом убедимся.
Опыт 7. Насыпать в стакан с водой немного земли.
Воспитатель. Посмотрите, какая вода стала? (чёрная, грязная)
-Можно пить такую воду? Почему?
-Что надо делать, чтобы сберечь воду в реках, озёрах, в морях и океанах от загрязнения?
Дети. Не бросать, стекла, палки и дугой мусор.
Воспитатель. Ребята, что произойдёт, если реки, моря, озёра, океаны будут загрязнены?
Дети. Рыбы, растения, птицы, животные и люди, которые будут пить эту воду, заболеют и погибнут!
Вывод: Грязную воду пить нельзя.
Воспитатель. Молодцы ребята! Опыты закончены.
Вы были такими внимательными, активными, старались соблюдать все правила!
Давайте поиграем с вами в одну игру.
Подвижная игра «Капельки и тучка»
Полетели капельки из тучки на землю, попрыгали, поиграли.
Собрались они вместе и потекли весёлым ручейком (взявшись друг за друга, образуют ручеёк).
Собрались все капельки в большое море (дети перестраиваются в круг, берутся за руки, издают звук «ш»).
А потом солнышко выглянуло, и тучка позвала капельки домой вернуться (дети подбегают к тучке у воспитателя и собираются под ней).
Воспитатель. «Дельфину» пора уходить. Давайте скажем нашему гостью «спасибо» и «до свидания».
Воспитатель. Дети, ну вот, наш «дельфин» уплыл, но оставил нам в подарок интересный фильм
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ
(Дети под «шум моря» проходят и садятся на стульчики)
Воспитатель. - Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали? (о воде)
Воспитатель. - Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, узнали о свойствах воды.
Кто мне может назвать, какая вода? (ответы)
Дети: (прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, формы)
Что может делать вода? Менять цвет, вкус, форму, запах, может течь и литься, превращаться в лед, снег, град, пар, )
- Что вам больше всего понравилось делать?
Воспитатель. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы и выполняли задания.