Классный час по теме:
«Добрых рук мастерство» в 1 классе В МАОУ СОШ № 24 Классный руководитель: Жалнина Э. Д.
Цель: Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
Ознакомить детей с народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным фольклором, пословицами, поговорками;
Задачи:
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.
Развивающие:
• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции..
• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, вату, умение различать лицевую и изнаночную стороны.
• Развивать трудовые навыки рукоделия.
• Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Образовательные:
• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: кукла в народном костюме, народный костюм (сарафан, кокошник, платок), лапти, рушник, наволочка; запись русских народных мелодий.
Словарная работа: старина, лапти, рушник, тесемка, сарафан, кокошник.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях сотрудник ТОГБУК «Тамбовская областная картинная галерея». Она приехала к вам в гости и привезла интересные вещи, произведения народного творчества которые хранятся в картинной галерее.
Рассматриваем с детьми посуду из дерева, деревянную игрушку.
Резьба и роспись по дереву относятся к числу наиболее древних видов русского народного декоративного искусства. В нашей стране, славящейся лесными богатствами, они получили развитие с незапамятных времен. Жизнь в лесах, использование леса для строительства жилища и изготовления бытовых предметов способствовали развитию художественной обработки дерева. Стремление крестьянина украсить свой дом, сделать красивой посуду и утварь положило начало резьбе и росписи по дереву. И, конечно же, не забывали и про детские игрушки.
Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы. Их вырезали или вырубали из чурки, куска доски. Основными инструментами служили топор и нож. «Болвашка», «татарушка», «щепной товар», как называли деревянную игрушку раньше, создавалась для забавы детям.
Рассказ о Богородской игрушке. Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.
-А вот игрушка матрешка она вырезана из дерева и украшена росписью. От названия села произошло и название промысла Полхов-Майдан. Расписывают игрушки: матрешки, свистульки, коньки женщины–мастерицы красивыми, яркими, крупными цветами, которые цвели в палисадниках. Но здесь не только цветы, вот и яблочки, листики, ягодки.
-А вот ваза хохломской росписи. Из всех видов русской народной росписи по дереву хохломская роспись стала самой популярной, возникших издавна и сохранившихся до наших дней. Это и деревянные ложки, и стаканы для карандашей, и чашки, и горшочки, и детская мебель. «Пламенную хохлому» знают всюду – не только в нашей стране, но и за рубежом».
«Пламенная» - потому, во-первых, что основным в росписи является красный цвет, яркая киноварь. И еще потому пламенная, что окрашенная посуда закаляется в горячей, пламенной печи. «Золотая» - потому, что простая по материалам посуда внешне очень похожа на золото. Достигается это тем, что после соответствующей обработки вещей, выточенных из липы, осины или ольхи, промазывания глиной и покрытия олифой, производится припудривание металлическим порошком – в прежнее время оловянным, а теперь алюминиевым. Затем раскраска и закалка. Олифа и лак от воздействия высокой температуры густеют, а под желтоватым слоем серебряный цвет посуды выглядит как золотой.
Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента – «верховой» и «фоновый». Верховая роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является «травка», или «травяная роспись» с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.
Другая разновидность верхового письма – «под листок». В ней широко применяются более крупные растительные формы – округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. Для «фоновой» росписи характерно применение фона – черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор – «приписку». Более сложным типом фонового письма является «кудрина», названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц.
А теперь ребятки сядем рядком да поговорим ладком. Долгими зимними вечерами дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Они хранились в сундуке. К изготовлению обереговой куклы относились серьезно и ответственно. Я познакомлю вас с куклой-оберегом. Как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток. Посмотрите, как много было обереговых кукол. Рассматривание картинки.
Каждая оберегала людей от определенных неприятностей. Но были обереги которые оберегали от всех бед их называют ангелочками. Скажите, кто такой ангел? (Ответы). Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит.
Но на посиделках не только отдыхали, но и работали: пряли пряжу, вышивали. Юноши делали короба, туески и плели лапти. Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?
Дети:
- Рабочие руки не знают скуки.
- Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Сделал дело – гуляй смело.
Молодцы! Ну, удивили! А вы знаете, что обозначает пословица «Рабочие руки не знают скуки». (Смысл в том, что человек, у которого золотые руки, умеет делать все, никогда не сидит, не скучает, всегда чем-то занят.)
Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое: Что нового вы сегодня узнали? Понравилось ли вам наше путешествие?