Тема классного часа: «Государственные символы России»
Развивающая цель: Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «символ», « герб», «флаг», «гимн», умение объяснять эти понятия.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «родина», « символ», «герб», «флаг», «гимн».
Ход проведения:
Организационный момент.
Чтение стихотворения Г.Ладонщикова учителем.
И красива и богата наша Родина, ребята,
Долго ехать от столицы до любой ее границы.
Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса,
Рек сверканье голубое, голубые небеса.
- О чём мы будем сегодня говорить? (Мы будем о России говорить)
Да так, чтоб сердце защемило,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех, конечно же, Россия!
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.
–Самое главное, что есть у человека – это его Родина.
- А откуда появилось такое название – Россия?
В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна озёр и рек. Русь – светлое место. Это
страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называют россами, а страну, где они живут, Россией.
- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.
- Ребята, а что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе?
- Все мы – россияне. Живём в одной стране, говорим на одном языке, подчиняемся одним законам.
- Россия – необъятная страна. Её площадь 17 миллионов квадратных километров. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг страны. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4000 километров. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 000 километров.
- А кто является президентом нашего государства?
- А кто возглавляет правительство нашей страны?
Работа с пословицами.
Задание: Соберите пословицы о Родине.
Учитель: - Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
- Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)
- Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.
Так символом Парижа является Эйфелева башня;
Белый Дом, статуя Свободы – символы США,
Великая Китайская стена – символ Китая,
в Греции – это Акрополь,
в Англии – это Биг – Бен,
а в Италии – Колизей.
- Какие символы России вы можете назвать? (учащиеся предлагают свои варианты)
- Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (учащиеся высказывают свои мнения)
- Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.
Государственный герб Российской Федерации - золотой двуглавый орел . Это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад, три короны – союз народов, живущих в России. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой».
Практическая работа.
1) У вас на столах лежат монетки.
- Подложите монетку под лист бумаги, возьмите простой карандаш и попробуйте закрасить монетку поверх листа. Что у вас получилось?
2) У каждого на парте лежат части герба. Попробуйте сложить герба в правильной последовательности. Наклейте части герба на свои листы.
Учитель:- Ребята, послушаем стихотворение.
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх.
Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении? (о Гербе и о Флаге)
Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.
21 августа День Государственного флага России.
Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?
на Руси белый цвет означал мир, чистоту, совершенство;
синий - цвет неба, значит верность, постоянство;
красный- олицетворяет энергию, силу, честность, огонь и кровь, пролитую за Отечество.
Практическая работа
- Закрасьте рисунок с территорией России на 3 части и закрасьте их в цвета Российского флага.
- Напишите название нашей Родины и её столицы.
Учитель:- Что такое гимн?
Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
Гимн-это песня, посвящённая своей Родине. Это символ государства, его должен знать и почитать каждый.
Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.
Учитель: - Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.
Учитель:- Дорогие ребята, звучит Гимн Российской Федерации! Прошу всех встать!
Звучит ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Прошу всех сесть.
Учитель:- Торжественные звуки сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Разгадывание кроссворда
- Если в колонки по горизонтали будут правильно вписаны слова , то по вертикали получится ключевое слово - фамилия автора музыки российского гимна.
1. Полотнище, являющиеся символом государства.
2. Символ власти российских монархов.
3. Автор стихов государственного гимна России.
4. Хвалебная песня, прославляющая красоту родной земли.
5. Золотой шар в лапах орла, символ могущества страны.
6. Эмблема государства, города, рода.
7. Птица - древнейший символ власти, силы и мудрости.
ОТВЕТЫ: 1. Флаг. 2.Скипетр. 3.Михалков 4.Гимн. 5. Держава. 6. Герб 7.Орел 8.Александров.
Много песен, стихов сложено о нашей Родине.
Исполнение песни «У моей России»
Подведение итогов.
- Закончить наш классный час я бы хотела стихотворением:
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце. Этот хлеб на столе.
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию – без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Учитель: Ребята, любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!