Тема Государственные символы России.
Цель: Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к своей стране. Задачи:
закрепить знания детей о государственных символах России: герб, гимн, флаг;
формировать уважительное отношение к государственным символам;
воспитывать у детей уважение к могуществу страны, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, чтение художественной литературы, физическая культура.
Материал: карта России; репродукции герба, флага; фото президента России; аудио запись гимна России; фотографии, репродукции заседания Государственной думы, церемоний вручения наград, присяги воинов; материалы для дидактических игр; листы с изображением герба на каждого ребенка.
1.Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Дидактическая игра «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным? (предполагаемые ответы детей: мама, папа, дом, детский сад, город, край)
Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте послушаем, как слово «родная» может звучать в стихотворении. (стихотворения читают заранее подготовленные дети) 1 Ребенок:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые, Где бы ты в России не бывал.
2 Ребенок:
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в лесу поля, Все напомнит мне о самом важном.
Только здесь родимая земля!
2.Основная часть:
Воспитатель: «Родимая, родная сторона» — как вы думаете, что это? (выслушиваются ответы детей) — «Родная сторона» — это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
Да, наша Родина – Россия. (показ границ России по карте, предложить 2-3 детям обвести границы) Россия – большое государство, в котором много городов, морей, рек, лесов, полезных ископаемых. В России живут много разных народов, у каждого из которых своя культура, традиции и обычаи. Воспитатель: У каждой страны есть главный город — своя столица. А как называется главный город в нашей стране? (Москва). Как и у каждого государства у нас есть своё правительство. Как зовут президента нашей Родины? (показ портрета В.В Путина) У любой страны есть три отличительных признака. Какие? (выслушиваются ответы детей) – это государственные символы герб, гимн, флаг.
У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня, прославляющая кого-либо, что-либо. Гимн России прославляет нашу Родину. Гимн исполняют в особо торжественных случаях, например при награждении спортсменов, артистов, героев, ученых. При исполнении гимна все обязательно встают, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают – такое поведение считается достойным. Авторами гимна России являются композитор А. В. Александров и поэт С. В. Михалков.
Прослушивание гимна России.
Чем славится наша страна? (выслушиваются ответы детей)
Воспитатель:У каждой страны обязательно есть флаг. (рассматривание флага РФ) Под флагом сражаются за свою родину воины, флаг поднимают в честь победы, вывешивают во времена празднеств и торжеств. Флаг России – трехцветный: три полосы – белая, синяя и красная.
Чтение стихотворения «Российский триколор» А. Александрова (наизусть, подготовленные девочки в красном, синем и белом платьях).
Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет.
Это флаг моей России.
Красивее флага нет!
Снизу красный – цвет Побед. В середине – синий. Это цвет великих рек, Что текут в России.
Ну а сверху – белый цвет. Это всякий знает, Что душевной чистотой Русь гостей встречает.
- Что обозначают цвета на флаге? (выслушиваются ответы детей)
Дидактические игры: «Составь флаг», «На – под - между».
Физминутка:
Предлагаю немного отдохнуть. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону), Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
Воспитатель: Третий отличительный признак страны – герб. (рассматривание герба РФ)
У России величавой |
|
На гербе орел двуглавый, |
Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый, Он - России дух свободный.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла —скипетр (символ власти, напоминающий палку), в левой — держава (символ власти, представлявший собой золотой шар с крестом). На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Почему на гербе России изображен орел? (выслушиваются ответы детей) - Почему у орла две головы?
Что означает в гербе серебряный, золотой и черный цвет? Дидактическая игра «Сложи герб России».
Раскрашивание герба России (индивидуально на заготовленных листах)
3.Заключительная часть:
В какой стране мы живем?
Как называется столица РФ?
Какие у любой страны есть отличительные признаки?
Какого цвета полосы на флаге нашей страны?
Что изображено на гербе России? - Что такое гимн? Как его нужно слушать?
Литература:
1. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Скрипторий 2003, 2010.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. мы живем в России. – М.: Скрипторий 2003, 2011.