Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 32 « Дуслык» комбинированного вида
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему :
«Дикие животные»
Подготовила
учитель- логопед
Япрынцева И.Б.
октябрь 2018 г.
г.Белебей
Цель: создание условий для развития правильной речи у детей в процессе совместной деятельности. Задачи:Коррекционно-образовательные:
- закреплять и обобщать знания детей о диких животных;
- проводить работу по обогащению словарного запаса;
- закреплять навык образования притяжательных прилагательных;
- продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
- продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений;
- проводить работу по обучению пересказа текста с опорой на картину.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мышление, внимание, память;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к диким животным и бережное отношения к ним.
Оборудование: предметные картинки, презентация к занятию, игрушки: лиса, заяц, медведь, еж; пособие «Сосчитай»; пособие « У кого кто?»; сюжетная картина к тексту «Осень в лесу».
Ход занятия.
1). Орг. момент.
(Слайд № 1)
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и всех поприветствуем:
Здравствуй, солнце золотое!
(Дети разводят руки в стороны)
Здравствуй, небо голубое!
(Поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка Земля!
(Низкий поклон)
Здравствуй, все мои друзья!
(Руки вниз, касаются друг друга ладонями)
2) Самомассаж «Улыбка».
-А теперь Солнышко хочет немножко развеселить нас.
Здесь живёт хмурилка (поглаживание лба ребром ладоней)
Здесь живёт дразнилка (поглаживание крыльев носа)
А это носик бибка (поглаживание кончика носа)
Где твоя улыбка? ( улыбнуться, пощипать слегка щёки)
3). Упражнение «Наполнимся силой»
Я приглашаю вас на прогулку в лес. Чтобы туда попасть , надо наполниться силой.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом-
Мы подуем высоко,
(Дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют).
Мы подуем низко,
(Вытягивают руки перед собой, приседают и дуют).
Мы подуем далеко,
(Держат руки перед собой, наклоняются вперёд, дуют).
Мы подуем близко.
(Кладут руки на грудь и дуют на них).
Наполнились силой?
4). Введение в тему.
Упражнение «Кто спрятался лесу?»
Вот мы и лесу. (Слайд № 2)
Мне кажется что здесь кто-то есть. (На доске рисунок, на котором изображены волк, медведь, лиса и заяц, которые прячутся за деревьями и кустами)
- Чей хвост? (лисий хвост) Здесь спряталась лиса.
- Чья морда? (волчья морда) Здесь спрятался волк.
- Чьи лапы? (медвежьи) Здесь спрятался медведь.
- Чьи уши? (заячьи уши) Здесь спрятался заяц.
- Давайте еще раз назовем всех, кто тут изображен: лиса, медведь, волк, заяц, еж, белка, лось. (Слайд № 3)
Логопед. Как назвать этих животных одним словом? Почему их так называют?( Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилища и добывают пищу)
5). Упражнение «Отгадай, кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий ….(медведь)
Хитрая, пушистая, рыжая… (лиса)
Маленький, длинноухий, пугливый…(заяц)
Маленький, серенький, колючий… (еж)
Логопед выставляет на стол игрушки: медведя, лису, зайца, ежа.
Почему лисицу называют рыжехвостой? (потому что у неё рыжий хвост)
Почему зайца называют длинноухим? (потому что у него длинные уши)
Почему ежа называют остроносым? (потому что у него острый нос)
Почему медведя называют короткохвостым? (потому что у него короткий хвост)
6). Физминутка «В лесу»
Дети по лесу гуляли, (шагают на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (тянут руки вверх)
И их лучики согрели. (обнимают себя)
Вдруг навстречу волк идет (крадутся)
Хитро смотрит, спинку гнёт (выгибают спинку)
Мы волчишку обхитрим.
На носочках побежим (бег на носочках)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.(сели)
7). Упражнение «Кого не стало?»
(На столе игрушки: медведь, заяц, лиса, еж. Логопед прячет за спиной одну из игрушек, предварительно попросив детей закрыть глаза. Затем нужно открыть глаза и сказать, кого не стало?)
Не стало медведя, лисы, зайца, ежа.
8). Упражнение «1-2-5»
(Детям раздаются картинки с изображением животных в количестве 1, 2, 5).
1 лисица, 2 лисицы, 5 лисиц.
1 медведь, 2 медведя, 5 медведей.
1 еж, 2 ежа. 5 ежей.
1 заяц, 2 зайца, 5 зайцев.
1 белка, 2 белки, 5 белок.
9). Игра «Кто у кого?»
( У детей картинки с изображениями животных и их детенышей. Нужно составить цепочку: мама- детёныш- детёныши.)
Лиса- лисёнок- лисята.
Медведица- медвежонок- медвежата.
Волчица- волчонок- волчата.
Зайчиха- зайчонок- зайчата.
10). Игра «Назови ласково»
У медведя лапы, а у медвежонка…лапки
У зайца уши, а у зайчонка…ушки.
У белки глаза, а у бельчонка…глазки.
У лисы хвост, а у лисёнка…хвостик. (Слайды № 4- 7)
11). Пальчиковая гимнастика «Дикие животные».
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок.
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляя спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Вращают большим пальцем.)
12). Упражнение «Кто где живет?»
-У каждого животного есть свой домик и он имеет своё название.
(Слайд № 8)
У лисы дом называется- нора. Лиса живет в норе.
У медведя дом- берлога. Медведь живет в берлоге.
У волка дом- логово. Волк живет в логове.
У белки дом- дупло. Белка живет в дупле.
13). Обучение пересказу с использованием картины.
Логопед читает рассказ «Осень в лесу», демонстрируя перед детьми иллюстрацию к рассказу. Дети слушают рассказ и рассматривают картину.
«Осень в лесу»
Женя с мамой и папой были в осеннем лесу. На высокой зелёной ёлке они увидели белку. Белочка ловко прыгала с ветки на ветку и нанизывала грибы на сучки. Высушит проворный зверёк грибы и разложит их в разные кладовые. Зимой белочка найдет свои запасы и будет грызть.
Вдруг у Жениных ног пробежал ёж. Он нёс на своих иголках много сухих листочков. Ёжик будет спать всю зиму в тёплой норке.
Женя знает, что медведь тоже будет спать зимой. Осенью он найдёт под корнями дерева берлогу, выстелет её сухим мхом и уснёт там до весны.
А у зайчика нет норки. Он поменяет летнюю серую шубку на тёплую зимнюю белую и будет грызть ветки кустов. Так и проведёт зиму.
Женя пришёл домой и нарисовал картину, как звери готовятся к зиме.
(Логопед задаёт детям вопросы по тексту. Ответы детей должны быть полными.)
- Где был Женя?
- С кем Женя ходил в осенний лес?
- Кого встретил Женя в начале прогулки?
- Что делала белочка?
- Зачем белка запасает грибы?
- Кто пробежал у Жениных ног?
- Что нёс ёжик на своих иголках?
- Что будет делать ёж зимой?
- Как медведь готовится к зиме?
- А как будет зимовать заяц?
- Что сделал Женя, когда пришёл домой?
14) Рефлексия.
- Вот и закончилось сегодняшняя прогулка. О ком мы сегодня говорили? С каким заданием вы справились ? Что для вас было трудным?