Компьютер - друг или враг для здоровья школьников?

Данная тема актуальна для школьников. Анкетирование показывает, что подростки проводят за компьютером более 3 часов в день – что вредит их здоровью.

Цель мероприятия: познакомить детей с вредными последствиями компью­терных игр, дать представление об Интернет - зависимости; сформи­ровать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побудить детей к расширению своего кругозора, формированию здорового образа жизни и показать преимущества живого общения.

Содержимое разработки

Класс: 6

Тема: Компьютер - друг или враг для здоровья школьников?

Субкомпетенции:

  • Выявлять положительные и отрицательные стороны использования компьютера для здоровья школьников.

  • Доказывать влияние компьютера на организм человека через исследование.

  • Выделить верные рекомендации для сбережения здоровья при использовании компьютера.

  • Оценить роль компьютера при правильном его использовании.

Операц. цели:

О1: Объяснить влияние компьютера на организм и личность человека;

О2: Расширять знания о вреде нерационального использования компьютера;

О3 Применять на практике комплекс профилактических упражнений, позволяющих сохранить здоровье при работе за компьютером;

О4: Развивать мотивацию к здоровому образу жизни;

Тип урока: Внеклассное мероприятие

Методы: частично-поисковый, метод исследовательских заданий, объяснительно-иллюстративный, анкетирование

Дид. материалы и оборудование: Компьютер, карточки с заданиями, буклеты, презентация, видеофильмы, созданные учениками, анимации на тему «Упражнение для глаз и позвоночника»

Формы работы: фронт, групп., парная


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Вызов










Осмысление
















































































































Применение


























































































































































































































Рефлексия

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ребята отгадайте загадку, она и раскроет тему нашего классного часа:

Что за чудо агрегат

Может делать всё подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать?

(Компьютер)

Как вы уже догадались тема нашего классного часа «Компьютер – друг или враг для здоровья школьников?»

Объявляет задачи урока.

Вводный рассказ учителя.

Сегодня, наверное, почти никто не представляет себе своей жизни без компьютера. Компьютер даёт нам очень много различных возможностей.

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово компьютер(монитор, игры, интернет, почта и т.д.)

раньше люди печатали при помощи вот такой печатной машинки. И если вдруг допускали ошибку, то приходилось заменять листок бумаги и начинать всё заново. С появлением компьютера печатать текст стало гораздо проще и быстрее.

Также раньше люди посылали письма по почте в обычных конвертах, и такое письмо шло около 10 дней. А сейчас многие люди пользуются услугами электронной почты, и письмо доходит до адресата за несколько секунд.

Это лишь некоторые возможности, которые даёт нам компьютер. На самом деле их гораздо больше. И сейчас мне хотелось бы узнать, для чего вы используете компьютер.

Сейчас мы с вами проведём маленький тест. Отвечать на вопросы будем при помощи поднятия рук.

Итак, поднимите, пожалуйста, руки те, кто при помощи компьютера и интернета знакомится с новыми людьми, которых никогда не видел в реальности.

А кто общается с друзьями в социальных сетях?

Теперь поднимите руки те, кто играет в компьютерные игры.

А кто из вас скачивает и смотрит на компьютере фильмы и ролики.

Или слушает музыку?

И, наконец, поднимите руки, кто использует компьютер в учебных целях (например, для поиска информации к уроку)

Как я поняла, большинство из вас использует компьютер для того, чтобы общаться с друзьями и играть в компьютерные игры.

Предлагает принять участие в конкурсе: «Отгадай ребус».

*В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть … ( шмыка ) (Мышка)

*Сеть, но ею рыбу не поймать. (Интернет)

Организует конкурс «Не зевай, поспевай» 

Блюдо из картофеля, начиненное компьютерным термином: ________ СЫ

( Чипсы)

Как называют новичков в компьютерном деле: кофейник, чайник, самовар, утюг?

Человек всегда старался в большей или меньшей степени облегчить свою жизнь, в том числе и в плане умственной деятельности, и это не так уж плохо. Ведь в процессе поиска появляются на свет замечательные изобретения. Одно из них – персональный компьютер. Без него невозможно представить себе современный мир, иногда кажется, что компьютеры проникли всюду. Поэтому, кроме умения читать и писать сегодняшний школьник должен осваивать еще одну разновидность грамотности – компьютерную.

Рекомендует выполнить упражнение:

Расшифруйте пословицу.

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

и

печать

2

не

компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

Координаты: (2,2), (4,3), (5,2), (1,3), (3,1).

Ответ: «Компьютер решает, а человек думает».

А я предлагаю вам посмотреть сюжет как же наш Сережа решает.

Сережа играет за компьютером. Входит бабушка с дневником. 

Бабушка:  Внучек, за что же ты двойку получил по математике?

Сережа:  Да за примеры!

Бабушка Как же так? Все домашние задания на 5 делаешь, а тут вдруг два?

Сережа:  Да я дома все на калькуляторе считаю. Вот смотри и умножу, и разделю, и прибавлю и вычту. А на уроке на сотовом телефоне батарейка села, поэтому и двойка.

Бабушка:  Ох, наверно внучек от компьютера вирус подхватил, слыхала я есть такие компьютерные вирусы. Пойду дохтору позвоню. 

Бабушка охая уходит, заходит мама. 

Мама:  Сынок мне учительница русского языка сказала, что ты правила не учишь?!

 Сережа : Мамуль, ну зачем мне учить правила. Ведь компьютер все за меня сам исправляет, да еще и запятые ставит. Ни подтирать, ни замазывать, ни переписывать не надо. Красота! 

Мама огорченно уходит. Заходит папа. 

Папа: Сережа, ты в библиотеке был, книг для доклада по окружающему миру набрал?

Сережа : Ой пап, уморил! В библиотеке, ха-ха! Я и не знаю, где она находится. В Интернете все найти можно. Быстро и удобно. И вообще, родители, отстали вы от жизни. В ногу со временем идти надо!

Рассказ учителя: Да, часто компьютер порождает иллюзии у детей: зачем учить таблицу умножения, стихи, готовить доклады, читать книги, да и вообще думать, если есть ЭВМ и Интернет. Лучше уж усовершенствовать или обновить свой ПК, чем напрягать извилины. Это самое настоящее заблуждение! Ведь у нас в голове спрятано нечто посложнее процессора, поэтому мозг человека нуждается в постоянной тренировке на протяжении всей жизни. 

Конкурс «Компьютерное хозяйство»

Задание командам: слушать внимательно задания и «вставлять» необходимые слова.

*Это вот - …

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны!

(клавиатура) 

А вот это…, братцы,

Тут нам надо разобраться,

Для чего же этот ящик?

Он в себя бумагу втащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает в момент!

Очень нужный инструмент.

(принтер)

Учитель предлагает участвовать в конкурсе пословиц: необходимо соотнести пословицы.

*Компьютер памятью не испортишь.

( Кашу маслом не испортишь)

* Дарёному компьютеру в систему  не заглядывают.

(Дарёному коню в зубы не смотрят)

* С миру по файлу – умному диплом

( С миру по нитке - голому рубашка)

Учитель предлагает выслушать детей, которые проводили исследовательскую работу.

Олеся: Мы сегодня хотим представить вашему вниманию нашу исследовательскую работу. Мы с Олей поспорили, что в нашей жизни без компьютера никак. Компьютер есть практически у каждого ученика.

Оля: Так уж и у каждого?

Олеся: А давай проведём опрос, вот тогда и разрешим наши сомнения. Опрос провели и вот что выяснили: 85% имеют компьютер, а всего лишь 15% - нет.

Оля: Но и на этом наш спор не закончился, я всё продолжала отстаивать свою точку зрения – компьютер вредит здоровью, ведь не зря мама не разрешает долго играть.

Олеся: А сколько он приносит пользы – может обучать нас, развивать память, внимание. Да и вообще без него никуда!

Оля: Обратимся за помощью к Анне Фёдоровне. Она точно разрешит наш спор.

Олеся: Выслушав нас, Анна Фёдоровна и предложила изучить нам этот вопрос: пообещала помочь найти нам информацию о компьютере, нам её нужно изучить, и каждый из нас будет отстаивать свою точку зрения: я буду доказывать что компьютер - друг. Я - защитник , значит – адвокат.

Оля: А я буду доказывать что компьютер - враг. Я – обвинитель, значит прокурор. Вот и тема созрела: Компьютер – друг или враг? А собранный материал будем собирать в папку исследователя и изучать.

И с помощью Аллы Фёдоровны было проведено анкетирование учащихся 9-ых классов. Опрошены 40 человек. После чего проведён анализ полученной информации. Результаты показаны в графиках и таблицах.

Олеся: Мы установили, что большинство учеников нашей школы проводят за компьютером 2 часа, что составляет 38,1%.

28,6% учащихся проводят за компьютером 1 час.

14,4% учащихся проводят за компьютером 3 часа.

Однако есть ученики, которые занимаются на компьютере по 6 часов, что составляет 9,5%.

Оля: На что тратится большая часть времени работы за компьютером?

На развлечения

74%

В учебных целях

21%


Большинство учащихся нашего лицея отметили, что большая часть времени работы за компьютером отводится на развлечения, что составляет 74%. Лишь 21% учеников используют компьютер чаще в учебных целях.

Олеся: Большинство учащихся отметили, что после работы на компьютере, они чувствуют некоторые недомогания: сонливое состояние, невозможность сосредоточиться. Их также мучают головные боли, головокружения и реже боли в желудке.

ОЛЯ Устают ли глаза от работы на компьютере.

65% опрошенных ответили да, у 35% глаза не устают.

Олеся: У учащихся 11класса было измерено артериальное давление до и после работы за компьютером. Результаты измерений показали, что компьютер влияет на артериальное давление и частоту пульса. Давление и пульс увеличиваются. По просьбе нашего классного руководителя наш врач – терапевт измерил уровень сахара в крови до и после работы на компьютере и выявила незначительные изменения.

Оля: Вот и цель сразу ясна: выявить, какие еще нарушения здоровья может повлечь за собой работа на компьютере.

Олеся: И разработать комплекс практических рекомендаций по профилактике этих нарушений. Давай, Оля, всё-таки предположим, что если знать правила общения с компьютером, то он несомненно станет другом человека.

Оля: Ну давай, попробуй меня переубедить.

Мы организовали свои команды: За и Против.


1 ученик (За). Наш компьютер помогает инженеру и врачу,

Астроному, агроному, продавцу и скрипачу.

Все длиннющие расчеты выполняет тот же час

Без ошибок, если школьник

Выдаст правильный приказ.

Оля: Ну ладно, твоя взяла. А как же быть с теми частями компьютера, которые выделяют электромагнитное излучение, оно же может менять химический состав наших клеток, что может плохо отразиться на здоровье . Вот и моё очко в обвинении компьютера.

Олеся: Излучение от него не больше, чем от любой бытовой техники, просто надо правильно расположить его, поддерживать влажность в комнате и выключать, когда он простаивает.

Оля: А как же быть с теми же играми? Нарушают психику, воспитывают агрессивность, жестокость. Развивается компьютерная зависимость.

Олеся: Ну, это касается «стрелялок» и «страшилок». А сколько полезных игр – развивают память и внимание, логическое мышление, учат мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, обучают. Родителям лишь необходимо контролировать детей и покупать лишь полезные программы.

Оля:А всё таки хочется поиграть….

Олеся: Так играй себе на здоровье, только соблюдай режим, правильно организуй рабочее место, делай гимнастики для разных частей тела.

Оля: А вот всё-таки о вреде компьютера на здоровье говорится во многих источниках. Первая проблема, с которой сталкиваются пользователи – потеря остроты зрения.

Олеся: Но длительный просмотр телевизора тоже портит зрение. А что касается компьютера - следует обратить внимание на своё рабочее место и его освещение, делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И необходимо обратить внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Оля: Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться работающим с компьютером, — нарушения осанки. Постоянное напряжение мышц при неправильной посадке, становится причиной появления болей, и, как следствие, сколиоза.

Олеся: Но надо помнить, что положение тела должно быть прямым, сидеть на стуле нужно удобно, плечи — расслаблены, спина опирается на спинку стула, а шея должна быть прямой, но ни в коем случае не вытянутой вперед. Руки не должны быть на весу. Высота стола и стула должна соответствовать росту.

Оля: Не секрет, что работа за компьютером ведёт к нарушению психики ребёнка, может стать источником постоянного напряжения и раздражения.

Олеся: Чтобы предотвратить негативное влияние компьютера на психику ребёнка, прежде всего необходимо соблюдать правила и нормы: режим работы, организация рабочего места, подбор программ, соответствующих возрасту.

Оля: Вывод очевиден: компьютер наносит вред нашему здоровью.

Олеся: Но регулярные перерывы и минимальная гимнастика, правильная организация рабочего места превратят компьютер из врага в безвредного помощника.

Учитель рекомендует просмотреть слайд: « Правильная посадка перед компьютером».





А я хочу сейчас предложить поиграть. Каждая из команд получит по два вредных совета, за одну минуту вы должны подумать, чем опасны эти советы, и дать полезную подсказку.

1 совет

Никогда не мойте руки,

Монитор, клавиатуру.

Это глупое занятие

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Монитор, клавиатура.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Ученик

Грязная клавиатура является источником распространения вредных микробов, поэтому надо регулярно протирать ее спиртом, не допускать сильного загрязнения, обязательно мыть руки перед работой на компьютере. Грязь и пыль на мониторе ухудшает качество изображения, поэтому необходимо регулярно стирать с него пыль.

 2 совет

Хочешь зрение улучшить,

Сядь поближе к монитору,

Лучше сразу носом ткнуться

И сидеть так часов десять.

И тогда уж через месяц

Будет глаз как у орла.

 Ученик

Чтобы глаза не уставали и зрение не ухудшалось, надо сесть подальше от монитора, оптимально – 70 см. Зашторьте окна, чтобы не было бликов на экране. Монитор отклоните немного назад. Обязательно делайте зарядку для глаз.

3 совет

Нет приятнее занятья,

Чем, сутулясь сильно-сильно

Посидеть у монитора.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый –

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным горбуном. 

 Ученик

У тех, кто неправильно сидят за компьютером, со временем будут возникать серьезные проблемы с мышцами и суставами. Нельзя сутулиться, сидеть желательно на кресле с подлокотниками и регулировкой высоты сиденья. Занятия на компьютере детям нужно обязательно чередовать с физической нагрузкой через каждые 15 мин. занятий. 

4 совет

Посмотрите, что творится

В каждом доме по ночам:

Повернувшись к монитору

Молча школьники сидят.

Ни за что не позволяют

Их укладывать в кровать.

Не хотят они, трудяги,

Годы детские свои

Провести под одеялом

На подушке без штанов.

Ученик

Ни в коем случае нельзя детям работать на компьютере в ночное время, так как у ребенка биологические часы сбиваются очень быстро, он будет с трудом засыпать, а днем чувствовать себя вялым и раздражительным. Даже в дневное время детям можно заниматься за компьютером не более 40 мин. с перерывами. 

Итак, компьютер для вас друг или враг?

Игра ВЫБОР

Общение с друзьями Игры, развлечения Источник информации

Можно научиться рисовать Хорошая печатная машина

Счётная машина Хранит большой объём информации

Вредит зрению Вредит позвоночнику (много проводим времени в сидячем положении и в напряжении).

Перегрузка суставов кисти. Присутствует головная боль, нарушение сна, нарушение памяти.

Мало читаем, а отсюда мало воображаем, представляем, фантазируем.

Получаем стресс при неудачах во время игры.

Ребята, посмотрите на меня. Я изображу чашу с весами. На одну чашу мы положим с вами компьютер друг, помощник, а на другую чашу компьютер враг? Как вы думает, что перевесит? ( компьютером нужно пользоваться, но так чтобы не навредить здоровью)

***Компьютер наносит вред, если не пользоваться правилами безопасного поведения.

Каждая группа называет один совет Выбрать добрые советы, для того чтобы сохранить здоровье.

1. Проводить за компьютером не более 20 минут

2. Часто проветривать комнату, где находится компьютер

3. Работать за компьютером 5 часов .

4. Сидя за компьютером ровно держать спину.

5. Глаза от монитора должны находиться на расстоянии 70 см.

6. Не вставать и не делать разминку.

7. Время от времени выполнять гимнастику для глаз (каждые 10 минут)

8. Вставать из-за компьютера и делать разминку.

9. Сидеть близко к монитору, иначе ничего не видно.

А сейчас мы с вами выполним один из добрых советов.

Сделаем гимнастику для глаз и позвоночника.

Предлагает просмотреть видеоролик, снятый учениками 11 класса.


Предлагает выразить свои мысли по поводу нашего занятия, употребив только одно предложение: Я выбираю

Какое дерево виртуальной или реальной жизни расцветет в конце нашей беседы?

Проговаривая предложение, ребёнок прикрепляет свой листочек на одно из двух деревьев, изображённых на доске.

Вывод: мы все молодцы, потому что выбрали реальную жизнь и поняли, насколько важно живое человеческое общение. Посмотрите, какое красивое у нас дерево, всё с разноцветными листочками. Так и реальная жизнь должна быть цветной и красивой. Но не забывайте о тех, кто нуждается в помощи, приходите на помощь тем, кто нуждается в вашем внимании.

Древнегреческий поэт и философ Солон говорил: «Во всём нужна мера».

Я надеюсь, что вы сможете найти золотую середину в общении с компьютером, сделав его другом, помогающим решать различные задачи вашего развития, а не врагом вашего здоровья.

И на прощание я хочу сделать небольшой подарок: я дарю вам добрые советы, чтобы вы помнили эти советы, когда работаете или играете за компьютером, и берегли свое здоровье.

И тогда компьютер будет вашим другом и помощником, а не врагом.

Не нужно бояться умных машин,

Ведь пользу большую несут они в жизнь.

"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –

Такие компьютер нам ставит условия.


Учитель дарит детям буклеты.









Готовятся к уроку.

Отгадывают загадку.

Просмотр слайдов №1, 2



Знакомятся с названием темы и ее задачами. Слайды: №3, 4





Участвуют в игре: Ассоциация». Слайд № 5




Просмотр слайда № 6






Отвечают на вопросы учителя и обращают внимание на слайды: №7, 8.






Разгадывают ребусы на слайдах: №9-11


Участвуют в конкурсе «Не зевай, поспевай» : слайды: № 12-13.














Расшифровывают пословицу. Слайд №14







Инсценируют.





















Вставляют пропущенные слова.

Сл.: № 15-16



Соотносят пословицы.

Сл.: № 17-20







Знакомятся с исследованиями одноклассников.

Сл.: № 21


Сл.: № 22















Сл.: № 23







Сл.: № 24





Сл.: № 25










Сл.: № 26




Сл.: № 27


Сл.: № 28






Сл.: № 29


Сл.: № 30











Сл.: №31







Сл.: № 32











Сл.: № 33


























Сл.: № 34




Обращают внимание на правильную посадку перед компьютером.

Сл.: № 35
































































Участвуют в игре: «Выбор».

Сл.: № 36









Отвечают на вопрос учителя.



Выбирают

« Добрые советы». Сл.: № 37








Делают физ. упражнения

Сл.: № 38-40


Просмотр видеоролика.



Выбирают дерево жизни. Сл.: № 41









Просмотр сл.: № 42


















2


Сохранить у себя:
Компьютер - друг или враг для здоровья школьников?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки