«Когда грохочут пушки, музы… не молчат» - Поэзия Великой Отечественной войны.

Цель внеклассного мероприятия: формирование у учащихся знаний о поэтах-фронтовиках и значении поэзии во времена Великой Отечественной войны.

Содержимое разработки

Открытое внеклассное мероприятие,

посвящённое 75-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне

Тема: «Когда грохочут пушки, музы… не молчат» - Поэзия Великой Отечественной войны.

Предмет: литература

Класс: 5 «В»

Дата проведения:

Организатор мероприятия: Хорубко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

Цель внеклассного мероприятия: формирование у учащихся знаний о поэтах-фронтовиках и значении поэзии во времена Великой Отечественной войны

Задачи:

обучающие:

  • дать представление о Великой Отечественной войне как огромной трагедии и великом подвиге русского народа;

  • познакомить с биографией и творчеством поэтов-фронтовиков;

  • показать роль поэзии в годы войны;

развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения, способствовать развитию речи;

  • развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство);

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, гордость за свой народ, свою Отчизну, ответственность перед Родиной.

Предварительная подготовка к мероприятию: учащиеся готовят доклады о биографии и творчестве поэтов-фронтовиков, учат наизусть стихотворения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, аудиозаписи песен военных лет, выставка книг по теме «Поэты ВОВ»



Ход мероприятия:

75 – летию Великой Победы посвящается (СЛАЙД 1)

«Никто не забыт, ничто не забыто» (СЛАЙД 2)

Видео 1

1.Вступление - сообщение о начале войны (СЛАЙД 3)

Внимание! Говорит Москва! Передаём важное правительственное сообщение! Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в четыре часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза! Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков! Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!


2. Ученики: (СЛАЙД 4 – 9 )


Июнь. Рассвет. Река изломом.

Туман над лесом. Тишина.

Снаряд. Разрыв. И с неба громом:

«Сегодня началась война...»

Нельзя сказать: «Ее не ждали...»,

«В нее не верили...» - точней,

С Москвы на дачи выезжали,

В реке ловили окуней...

Толпа растерянно стояла,

Галдели громко пацаны,

Будил всех голос Левитана:

«Без объявления войны...»

Мне скажет кто-то – все не ново,

Давно не та уже страна...

Но в памяти живут три слова:

«Сегодня началась война...»


Ведущий 1.22 июня 1941 г. германские войска вероломно вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, самая страшная и беспощадная в истории нашей страны.

Ведущий 2.Путь к Победе был долгим и трудным: более 20 миллионов человеческих жизней (столько наших соотечественников не вернулось с войны: пали на полях сражений или погибли в гитлеровских застенках) , 1710 разрушенных городов, 70 тысяч сожженных сел и деревень, 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

Ведущий 3.Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. И неслучайно её называют Великой и Священной, ведь она подняла все поколения на борьбу за святое, правое дело.

Ведущий 4. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.


Сл. учителя. Я хочу, чтобы мы сегодня как бы услышали голос поэтов-фронтовиков, погрузились в атмосферу фронтовой лирики.

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил.

До песен ли в такое тяжёлое время? В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».



«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как в годы войны»,- писал А. Сурков.

Почему вы думаете, что из всех видов искусств в военное время так активно развивалась именно поэзия?

( Учащиеся отвечают, что стихи легко заучивались наизусть, их не читали во фронтовых газетах, бойцы с удовольствием читали их во время затишья меду боями, понравившиеся строки могли быстро переписать себе на память. В яркой , поэтической и краткой форме поэты рассказывали о родном доме, о близких любимых, которых надо было защищать от фашистов. Многие стихи, написанные в форме призыва ,звали на решительный бой, укрепляя мужество наших солдат…

Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Самое удивительное, что большинство песен военных лет—это песни о любви. В первые дни войны нужны были призывы, лозунги, марши. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.





Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

Давайте посмотрим, как это было…

Видео 2

3. Кадры кинохроники «Священная война» (СЛАЙД 10 )


4. Поэзия Великой Отечественной войны (СЛАЙД 11 – 22 )


Ведущий 1.Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов, никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его.

Ведущий 2.Около тысячи поэтов вместе с народом встали на борьбу с фашистами, мерзли в окопах, ходили в атаку. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово … стихи, очерки, статьи, заметки.

Ведущий 3.Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был был Константин Михайлович Симонов, человек, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”.

Константин Михайлович Симонов (1915-1979)


Ведущий 4. Поэт, прозаик, драматург, журналист, редактор, общественный деятель, шестикратный лауреат Государственной премии.

Ведущий 1. С началом войны был призван в армию, работал военным корреспондентом в газете «Красная звезда», побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Именно в суровую военную пору созданы почти все поэтические шедевры Симонова.


Ведущий 2. После того как в 1941 году в газете «Правда» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным поэтом в стране. Солдаты вырезали стихотворение из газет, переписывали его, посылали женам и невестам.

Ученица: К.М.Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло!

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Ведущий 3. Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры во время войны носили у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носили потому, что строки эти отвечали тому, что было у них на сердце. Одно из таких стихотворений Константина Симонова - «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», в котором поэт вспоминает о трудных днях отступления по Смоленской дороге.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как крынки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,


Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,


Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.


"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.


Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.


В1 Стихотворение  Симонова о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека. В нём с огромной поэтической силой поэт передаёт горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.


В 2 Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Константин Симонов посвятил своему верному спутнику Алексей Суркову, военному корреспонденту, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения.

Алексей Александрович Сурков(1899-1983)

Поэт, общественный деятель, журналист, подполковник, Герой Социалистического Труда. Так же, как и Симонов, в грозное лихолетье прошёл военными дорогами, ощутил на себе все тяжести войны. В 1939–1945 году в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Белоруссию, войне с белофиннами, затем - в Великой Отечественной войне.

Однажды, находясь на Западном фронте, поэт Алексей Сурков написал своей жене письмо в стихотворной форме. Этот текст стал известен бойцам, а в 1942 году композитор Константин Листов написал мелодию к этим стихам. Так родилась задушевная песня «В землянке», которая прошла через судьбу каждого солдата и была по-особенному любима.

Учитель:

А песне этой — «В землянке», — по справедливому утверждению ее автора, поэта Алексея Александровича Суркова (1899—1983), суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны».
Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…

Всем штабным работникам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт. Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полка вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно “до смерти четыре шага”, даже меньше…

После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны…»



Пели её по всему фронту – в окопах и на привалах, хором и под гармонь…

Давайте, как когда-то, в те далёкие фронтовые годы, споём её сегодня все вместе.

Исполнение песни «В землянке» на слова А.Суркова.

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.


Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать прекрасное. Образы далёких любимых, вера в то, что дома ждут и надеются, помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях, придавали им силы сберечь в себе человечность, нежность, доброту, любовь.

«У войны не женское лицо»


Сл. учителя. Говорят, у войны « не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсёстрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами, лётчицами. Слово же было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина… в судьбу и поэзию каждой их них вплелось военное лихолетье.

Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах ВОв.

17-летняя выпускница одной из московских школ она, как и очень многие ее сверстники, в 1941 году ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Поэт Николай Старшинов вспоминал: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. Их семью тогда эвакуировали из Москвы в Заводоуковку Тюменской области, они едва успели кое-как там устроиться, и родители — школьные учителя — были категорически против этого ее шага. Тем более единственный ребенок в семье, да еще оченьпоздний…»

Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Юлия Друнина, которая совсем девчонкой, вопреки воле родителей, ушла на фронт.

Юлия Владимировна Друнина (1924 - 1991)

17-летняя выпускница одной из московских школ, как и очень многие ее сверстники, в 1941 году прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт. Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны».

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.


Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.


Мотив ухода из детства в ужас войны будет звучать и поздних стихах поэтессы, словно и спустя десятилетия она не вернулась с «кровавых полей». Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. Сколько раненых солдат было вынесено из-под огня на этих хрупких девичьих плечах, сколько жизней спасено! Об этом поэтесса рассказала в стихотворении «Четверть роты уже скосило…»


Ю.В.Друнина «Четверть роты уже скосило…»


Четверть роты уже скосило…

Распростёртая на снегу,

Плачет девочка от бессилья,

Задыхается: «Не могу!»


Тяжеленный попался малый,

Сил тащить его больше нет…

(Санитарочке той усталой

Восемнадцать сровнялось лет.)


Отлежишься. Обдует ветром.

Станет легче дышать чуть-чуть.

Сантиметр за сантиметром

Ты продолжишь свой кре́стный путь.


Между жизнью и смертью грани —

До чего же хрупки́ они…

Так приди же, солдат, в сознанье,

На сестрёнку хоть раз взгляни!


Если вас не найдут снаряды,

Не добьёт диверсанта нож,

Ты получишь, сестра, награду —

Человека опять спасёшь.


Он вернётся из лазарета,

Снова ты обманула смерть,

И одно лишь сознанье это

Всю-то жизнь тебя будет греть.



Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Но его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом», не зная имени автора.
Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».
История песни «Катюша».

Сл. учителя. Вначале были написаны стихи — всего несколько строк

«Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора М. И. Блантера..

«Я начал одну песню»,— сказал мне Михаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это было удивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквально не находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение.

Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет.
“Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — Впрочем, мы не только предчувствовали, что война будет, но в известной мере уже переживали ее:
Кем только ни была Катюша! И бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его в далёком тылу, и парашютисткой, и партизанкой, и учительницей, и фронтовой санитаркой.

В Италии песня стала боевым гимном бойцов Сопротивления, в Болгарии— партизанским паролем. Со знаменитой «Катюшей» на фронте произошёл случай, ставший почти легендой. Однажды под вечер, в часы затишья, немцы вдруг прокрутили её раз, второй, третий… Это разозлило бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»? Дело кончилось тем, что группа солдат бросилась в атаку на вражеский окоп. В результате -- и пластинка, и патефон были доставлены к своим.


Видео Катюша

Выводы по поэзии Великой Отечественной войны

Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и высшие взлёты поэтического творчества. Казалось бы, задача людей в военную страшную пору – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи и поэмы. НО именно в это тяжёлое время поэзии придавали большое значение.

Голоса поэтов-фронтовиков звучали набатным колоколом, мобилизуя народ на борьбу, стихи их помогали идти в атаку, сражаться с фашистскими варварами. Художественное слово согревало душу, будило лучшие чувства, звало к победе!

Поэзия фронтового поколения стала своеобразным лирическим дневником, исповедью солдатского сердца.


 Ребята, мы с вами сегодня перелистали страницы истории и обратились к прошлому нашей страны, к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 года, прикоснулись к военной эпохе: послушали стихи и песни военных лет, а сейчас я прошу вас ответить на такой вопрос:


« Что, на ваш взгляд, помогло русскому народу выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны?»

Мужество, стойкость и бесстрашие в борьбе с врагом, вера в победу, надежда на светлое будущее, чувство самоотверженной любви к Родине, патриотизм, который зажигал сердца бойцов, звал в бой, позволял совершать чудеса доблести, героизма.

Именно любовь к Отчизне помогла русским воинам вынести все трудности и тяготы войны, приблизить долгожданную Победу.

6. 9 Мая – День Победы (СЛАЙД 23 - 25 )

В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу фашистской Германии и водрузили флаг своего Отечества над рейхстагом в центре Берлина.

8 мая сдавшиеся фашистские генералы признали полное поражение Германии в войне, а 9 мая 1945 года вся наша страна с ликованием отметила День Победы. С тех пор ежегодно 9 мая над столицей России и городами – героями расцвечивает небо праздничный салют в честь великой победы над фашизмом.

9 мая 2015 года салют Победы прогремит в 75-ый раз. Это самая знаменательная и значимая дата для нашей страны -

75 лет со дня Великой Победы!

75 лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца на фронт, не гибнут люди на полях сражений. Помните, ребята, какой ценой была достигнута наша Победа, какой ценой был сохранен мир, будьте благодарны тем воинам, которые подарили нам возможность жить и радоваться под мирным небом.


Война закончилась. И пушки замолчали,

И годы сгладили великую беду,

И мы живем. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году.

Видео Победа

7. Видеоролик «День Победы» (СЛАЙД 26 )


8. Заключительное слово учителя (СЛАЙД 27)

Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению-победителю, нужно любить свое Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память - сберечь по призыву сердца, совести и долга.

Люди! Пока сердца стучатся, –

Помните! Какой ценой

Завоевано счастье, –

Пожалуйста, помните!

Сохранить у себя:
«Когда грохочут пушки, музы… не молчат» - Поэзия Великой Отечественной войны.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки