![Назарбаев Интеллектуальная школа Физико-математического направления г. Талдыкорган Раздел 8.2А: Кодирование числовой информации](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_0.jpg)
Назарбаев Интеллектуальная школа
Физико-математического направления г. Талдыкорган
- Раздел 8.2А: Кодирование числовой информации
![А. Н. Стариков «Необыкновенная девочка» 1.Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред. 3.Когда, пыля 10 ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато 100 ногий. 2.Она ловила каждый звук Своими 10 ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. 4.И 10 темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. Истина или ложь? True or False? Почему автор стихотворения использует такую числовую информацию? Какова тема нашего урока?](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_1.jpg)
А. Н. Стариков «Необыкновенная девочка»
1.Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила. Все это правда, а не бред.
3.Когда, пыля 10 ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато 100 ногий.
2.Она ловила каждый звук Своими 10 ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали.
4.И 10 темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.
Истина или ложь? True or False?
Почему автор стихотворения использует такую числовую информацию?
Какова тема нашего урока?
![Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Цель обучения: 8.1.1.1 переводить числа между двоичными, восьмеричными, десятичными и шестнадцатеричными системами счисления](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_2.jpg)
- Тема урока:
Системы счисления. Перевод чисел
- Цель обучения:
- 8.1.1.1 переводить числа между двоичными, восьмеричными, десятичными и шестнадцатеричными системами счисления
![Критерии оценивания: Знание и понимание - знает, что такое система счисления - знает, что такое основание числа - Знает алгоритм перевода чисел из десятичной СС в любую другую - Знает алгоритм перевода чисел из любой СС в десятичную - понимает, что одно и тоже число в разных СС записывается по разному Применение Переводит числа из 10 сс в любую другую систему счисления Переводит числа из любой системы счисления в 10 сс Переводит числа из 10 сс в любую другую систему счисления Переводит числа из любой системы счисления в 10 сс Анализ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_3.jpg)
- Критерии оценивания:
- Знание и понимание
- знает, что такое система счисления
- знает, что такое основание числа
- Знает алгоритм перевода чисел из десятичной СС в любую другую
- Знает алгоритм перевода чисел из любой СС в десятичную
- понимает, что одно и тоже число в разных СС записывается по разному
- Применение
- Переводит числа из 10 сс в любую другую систему счисления Переводит числа из любой системы счисления в 10 сс
- Переводит числа из 10 сс в любую другую систему счисления
- Переводит числа из любой системы счисления в 10 сс
- Анализ
- Определяет, в какой СС записано число.
![Vocabulary](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_4.jpg)
- Vocabulary
ҚАЗАҚ ТІЛІ
РУССКИЙ
Санау жүйесі
Негіз
ENGLISH
Система счисления
Основание числа
Позициялық
Number system
base
Позиционная
Сандарды түрлендіру
Positional
Перевод чисел
Дәреже
transfer numbers
Степень
power
![Из истории технических способов кодирования информации С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году. Сэмюэль Финли Бриз Морзе (1791-1872), США Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия « SOS »](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_5.jpg)
Из истории технических способов кодирования информации
С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования.
Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году.
- Сэмюэль Финли Бриз Морзе (1791-1872), США
Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия « SOS »
![( S ave O ur S ouls - спасите наши души ).](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_6.jpg)
- ( S ave O ur S ouls - спасите наши души ).
Вот как он выглядит в коде азбуки Морзе: Три точки обозначают букву S, три тире - букву О. Две паузы отделяют буквы друг от друга .
https://www.yaklass.ru/p/informatika/10-klass/informatciia-i-informatcionnye-protcessy-11955/kodirovanie-informatcii-11899/re-eaac2844-53ea-4308-9f1c-081a1e3e105c
![Посмотрите видео и ответьте на вопросы https:// www.youtube.com/watch?v=zJpXpidfs_U](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_7.jpg)
- Посмотрите видео и ответьте на вопросы
https:// www.youtube.com/watch?v=zJpXpidfs_U
![Система счисления правила записи чисел с помощью набора символов, называемых цифрами](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_8.jpg)
- Система счисления
- правила записи чисел с помощью набора символов, называемых цифрами
![Основание – это количество цифр, участвующих в счете или записи](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_9.jpg)
- Основание – это количество цифр, участвующих в счете или записи
Х 10 Х 16
Х 8 Х 2
![Деление на группы. Выполните заданий. Задание 1.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_10.jpg)
- Деление на группы. Выполните заданий.
- Задание 1.
а) Разложите десятичное число 5806 на разрядные слагаемые.
в) Разложите это же число на разрядные слагаемые с использованием степени числа.
![Проверьте](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_11.jpg)
- Проверьте
5806=5*1000+8*100+0*10+6*1
5*10 3 +8*10 2 +0*10 1 +6*10 0
![Задание 2.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_12.jpg)
- Задание 2.
а) Разложите двоичное число 101 на разрядные слагаемые.
в) Посчитайте сумму полученных чисел в десятичной системе счисления
![Проверьте](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_13.jpg)
- Проверьте
101 2 =1*2 2 +0*2 1 +1*2 0
В десятичной системе счисления это число будет выглядеть так:
101 2 =4+0+1=5
![Перевести число из любой СС в десятичную 101 2 =Х 10 1021 2 =Х 10 75 8 =Х 10 3С 16 =Х 10](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_14.jpg)
- Перевести число из любой СС в десятичную
- 101 2 =Х 10
- 1021 2 =Х 10
- 75 8 =Х 10
- 3С 16 =Х 10
Взаимооценивание
![Сформулируйте правило перевода чисел с любой СС в десятичную СС](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_15.jpg)
- Сформулируйте правило перевода чисел с любой СС в десятичную СС
Как вы думаете возможно ли осуществить обратный перевод и перевести десятичное число в любую другую СС?
![Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую систему](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_16.jpg)
- Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую систему
Перевести десятичное число 13 10 в двоичную систему счисления.
Перевести десятичное число 173 10
в восьмеричную систему счисления:
Перевести десятичное число 173 10 в шестнадцатеричную систему счисления:
![Задание 3. Переведите десятичное число в другую СС](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_17.jpg)
- Задание 3. Переведите десятичное число в другую СС
175 10 =Х 2
75 10 =Х 8
1А 10 =Х 16
303 10 =Х 16
![Какова цель урока? Критерии оценивания? Знание и понимание - знает, что такое система счисления - знает, что такое основание числа - Знает алгоритм перевода чисел из десятичной СС в любую другую - Знает алгоритм перевода чисел из любой СС в десятичную - понимает, что одно и тоже число в разных СС записывается по разному Применение Переводит числа из 10 сс в любую другую систему счисления Переводит числа из любой системы счисления в 10 сс Анализ - Определяет, в какой СС записано число. Цель обучения 8.1.1.1 переводить числа между двоичными, восьмеричными, десятичными и шестнадцатеричными системами счисления Достигнута ли Цель урока?](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_18.jpg)
Какова цель урока?
Критерии оценивания?
Знание и понимание
- знает, что такое система счисления
- знает, что такое основание числа
- Знает алгоритм перевода чисел из десятичной СС в любую другую
- Знает алгоритм перевода чисел из любой СС в десятичную
- понимает, что одно и тоже число в разных СС записывается по разному
Применение
Переводит числа из 10 сс в любую другую систему счисления
Переводит числа из любой системы счисления в 10 сс
Анализ
- Определяет, в какой СС записано число.
Цель обучения 8.1.1.1 переводить числа между двоичными, восьмеричными, десятичными и шестнадцатеричными системами счисления
Достигнута ли Цель урока?
![ГДЕ Я.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_19.jpg)
- ГДЕ Я.
![Возвращаясь к цели обучения. Что у вас наиболее хорошо получилось при достижении цели обучения и что вызывает затруднения? Обсуждение в виде диалога.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_20.jpg)
- Возвращаясь к цели обучения.
- Что у вас наиболее хорошо получилось при достижении цели обучения и что вызывает затруднения?
- Обсуждение в виде диалога.
![Изучите самостоятельно. Перевод из любой СС в любую СС Х 2 Х 8 Х 8 Х 16 Х 8 Х 2](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_21.jpg)
- Изучите самостоятельно. Перевод из любой СС в любую СС
- Х 2 Х 8
- Х 8 Х 16
- Х 8 Х 2
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_22.jpg)
Задание 3. Диктант
За все правильные ответы 7 баллов
Учитель: Если утверждение верно, ученики ставят 1 , если неверно – 0
Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
Римская система счисления – это позиционная система счисления.
Непозиционной система счисления – это система счисления, в которой значение цифры зависит от ее местоположения в числе.
(Результат выполнения задания: 1001100)
Задание 4. Решение неравенств
Задание оценивается тремя баллами
Поставьте вместо знака ? знак или =.
6С 16 ? 101001 2 (Ответ: 108 10 41 10 )
55 16 ? 125 8 (Ответ: 85 10 = 85 10 )
111111 2 ? 1111 8 (Ответ: 111111 2
Задание 5 .
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания
Задание оценивается тремя баллами
35 10 , 36 8 , 100011, 01 2 , 3C 16
(Ответ: 36 8, 35 10, 100011,01 2, 3C 16 )
Задание 6.
Выполнить действия
Задание оценивается тремя баллами
1011100 + 100101 (Ответ:=10000001)
10011101 – 11110 (Ответ:=1111111)
110101 . 1011 (Ответ:=1111111)
- ПОПРОБУЙ САМ!
- 1101 2 Х 8
- 42 8 Х 16
![Проверь себя 1101 2 13 10 15 8 42 8 34 10 22 16](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_23.jpg)
- Проверь себя
- 1101 2 13 10 15 8
- 42 8 34 10 22 16
![Игра «Кто быстрее» из ТРЕХ групп Перевести из одной системы счисления в другую СС: в 1-ом стакане - задания для перевода из десятичной СС в двоичную СС, во 2-ом стакане – задания для перевода из восьмеричной СС в десятичную СС, в 3-ем стакане – задания для перевода из шестнадцатеричной СС в десятичную СС. в 4-ом стакане – задание для перевода из двоичной в восьмеричную](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_24.jpg)
- Игра «Кто быстрее» из ТРЕХ групп
Перевести из одной системы счисления в другую СС:
- в 1-ом стакане - задания для перевода из десятичной СС в двоичную СС,
- во 2-ом стакане – задания для перевода из восьмеричной СС в десятичную СС,
- в 3-ем стакане – задания для перевода из шестнадцатеричной СС в десятичную СС.
- в 4-ом стакане – задание для перевода из двоичной в восьмеричную
10 мин
![Организация взаимопроверки групповой работы](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_25.jpg)
- Организация взаимопроверки групповой работы
Отдаем выполненную работу следующей группе (по кругу для проверки решения)
![Рефлексия урока](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_26.jpg)
- Рефлексия урока
Оцени себя на уроке 0 или 1
Урок
Я на уроке
Интересно
Итог
Скучно
Работал
Отдыхал
Безразлично
Понял материал
Помогал другим
Узнал больше, чем знал
Не понял
![Домашнее задание](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_27.jpg)
- Домашнее задание
Рабочий лист «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
![Использованные ресурсы http:// 900igr.net/prezentatsii/matematika/Pozitsionnye-sistemy-schislenija/002-Prochitajte-shutochnoe-stikhotvorenie-Neobyknovennaja-devochka-i.html http:// ibrain.kz/informatika/sistemy-schisleniya http://computer-lectures.ru/osnovnye-ponyatiya-informatiki/1-3-sistemy-schisleniya / http:// inf.e-alekseev.ru/text/Schisl_perevod.html Дома просмотрите! Очень интересно http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/498254ee-208d-4f10-96ff-192e79e2d25b/%5BINF_032%5D_% 5BIM_01%5D.swf http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_% 5BAM_02%5D.swf](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/01/11/i_5c38153560cab/img_php0W51DB_8_2_1-_-1_28.jpg)
- Использованные ресурсы
- http:// 900igr.net/prezentatsii/matematika/Pozitsionnye-sistemy-schislenija/002-Prochitajte-shutochnoe-stikhotvorenie-Neobyknovennaja-devochka-i.html
- http:// ibrain.kz/informatika/sistemy-schisleniya
- http://computer-lectures.ru/osnovnye-ponyatiya-informatiki/1-3-sistemy-schisleniya /
- http:// inf.e-alekseev.ru/text/Schisl_perevod.html
- Дома просмотрите! Очень интересно http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/498254ee-208d-4f10-96ff-192e79e2d25b/%5BINF_032%5D_% 5BIM_01%5D.swf
- http ://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_% 5BAM_02%5D.swf