Классный час «Соблюдаем этикет!»

Цель классного часа: - формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера;

- развитие общей культуры учащихся.

Содержимое разработки













Классный час

«Соблюдаем этикет!





















27.11.2020

Цель классного часа: - формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера;

- развитие общей культуры учащихся.

Оборудование:

— карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;

— карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «- « , «=»;

— три плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой; с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее бутафорский (пластилиновый) шоколад.


1. Анкетирование учеников класса.

Вопросы:

— По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?

— Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?


Домашнее задание.

1. Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет».

2. Узнать, каких правил этикета прошлого века уже не придерживаются -

наше время.


Ход мероприятия.


Ученик (читает отрывок из книги Б.В.Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне, Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня

словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Учитель. Да, когда-то недопустимо было появляться в обществе без галстука.

Я просила вас поговорить с бабушками и дедушками, чтобы выяснить, какие правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время.

Ношение париков, поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины и женщины- Например, воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина...

Учитель. Да, эти правила ушли, но остались многие другие, о которых у нас

сегодня пойдет речь. Чтобы представить себе важность поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того чтобы нас уважали в коллективе

(школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся

к окружающим, как о них думаем, как они нас воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.

Ученики. Этикет — это установленный порядок поведения где-либо.

Учитель. Перед классным часом мы проводили анкетирование. В ней участвовали 2 ученика нашего класса.

На вопрос анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности

человека?» — вы, ребята, отвечали так:

— по внешнему виду;

— по манере разговаривать и слушать

других;

— по готовности прийти на помощь;

— по умению никогда не лезть в чужие разговоры и дела.

Такие качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его этикеткой. Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»? Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка, цветной ярлычок, который

привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.

А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом — все это тоже своеобразная этикетка, которая, прежде всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.

Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.


Рассказ 1

Ученик (читает отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»),

...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился

попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака, и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.


Рассказ 2


Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все лицо про-

ходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним. Хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.

Учитель. Мы выслушали две истории. В них представлены два человека. С каким из них вам - захотелось бы подружиться? Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь, содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!

Далее идет обсуждение данной тем в группах.

В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка — это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить, замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.

Давайте и мы попробуем разобраться некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят дайте им свою оценку.


Ситуация 1

На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из

них проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем классе?

Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Люди вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.


Ситуация 2

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимаете девочка.

— Садитесь, пожалуйста!

— Ну что ты... Спасибо... Не надо.

— Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю,

Оживление на лице женщины гаснет.

Обсуждается вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?

Учитель. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна

из них — тактичность. На этом примере видно. Что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...


Ситуация 3

В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое других ребят уст-

роились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.

А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату...

— Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик —берите, я их сверху положу

Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной

палате, почему?

Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил Друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

Учитель: Чувствуете разницу? А ведь все просто.

Один человек имеет доброе сердце, поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. Великий педагог А.С-Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой.

Оптимист — тот, кто верит в хорошее.

Гипотеза — в данном контексте предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Макаренко, а он ведь всегда добивался успеха.

Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Предлагается выбрать одну из них и развернуть.

Красивая Еще более Некрасивая

этикетка и красивая этикетка и

настоящий этикетка и настоящий

шоколад пластилиновый шоколад

внутри шоколад внутри внутри


Учитель. Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.

Первую выбрали самую красивую упаковку. Но в ней оказалось несъедобное содержимое. Ребята обманулись, поверив этикетке.

Учитель. Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам не шутки

ради. В ваших руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?

Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное.

«По одежке встречают, по уму провожают».

Учитель. Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на эту «шоколадку»?

Ученики. Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае.

Вторая группа учеников выбрала некрасивую упаковку с натуральным шоколадом

внутри.

Ученики. Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад-то настоящий, очень обрадовались.

Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?

Ученики. Нельзя делать поспешных выводов о человеке. Непривлекательные

черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту.

Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку?

Ученики. Человек со шрамом.

Вторая группа учеников выбрала красивую упаковку с натуральным шоколадом.

Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару.

Учитель. Какой урок вы извлекли?

Ученики. Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово.

Учитель. Кто из героев подходит подданное вами определение?

Ученики. Сергей, приехавший в лагерь, Ира на экскурсии!

Учитель. У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил этикета». «+». «—», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки.

Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.

знание этикета + соблюдение его правил = воспитанность

знание этикета + соблюдение его правил = этикетка

Вывод. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

Учитель. Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает переставшими дверь... Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичным, чтобы у людей от общения с вами осталось только хорошее впечатление, чтобы вами было приятно дружить и общаться.


Сохранить у себя:
Классный час «Соблюдаем этикет!»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки