Классный час Развитие памяти у учащихся начальной школы

Классный час на тему «Развивай свою память» для 2 класса

Цели: в доступной форме дать понятие о видах памяти, ее свойствах; способствовать развитию памяти у детей через игры и упражнения.

Оборудование: тема написана на доске для каждого ученика, лист, разделенный на 5 клеток для образца с рисунками, индивидуальные листочки с картинками, памятки «Как учить стихи».

Содержимое разработки

Классный час на тему «Развивай свою память» для 2 класса

Цели: в доступной форме дать понятие о видах памяти, ее свойствах; способствовать развитию памяти у детей через игры и упражнения.

Оборудование: тема написана на доске для каждого ученика, лист, разделенный на 5 клеток для образца с рисунками, индивидуальные листочки с картинками, памятки «Как учить стихи».

Ход классного часа

Вводная беседа

- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Попробуй повтори!» Сейчас я прохлопаю в ладоши ритм. Ваша задача - внимательно слушать, запомнить и повторить точно так же.

(Учитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети повторяют.)

- Как вы думаете, что вы сделали, прежде чем повторить ритм? (Запомнили.)

- Верно, вы его послушали и запомнили. Нужно быть не только внимательным, но и обладать хорошей памятью.

- Посмотрите на доску. Прочитайте тему сегодняшнего урока. («Развивай свою память».)

- Память - это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить. Вспомните пословицу: «Повторение - мать учения». Как она связана с запоминанием? (Высказывания детей.)

- Как вы думаете, а на что похожа наша память? (Выслушиваются высказывания детей.)

- Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т. д.

(Можно наглядно продемонстрировать перечисленные предметы.)

Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть открываем наш волшебный сундучок. Итак, память - это:

- запоминание;

- сохранение;

- воспроизведение.

(Все три написанных слова вывешиваются на доску.)

Роль и механизм запоминания

- Когда лучше запоминается материал: когда мы его понимаем или когда просто зубрим, то есть не осмысляем? (Когда понимаем, тогда запоминается лучше.)

- Зубрить что-либо вредно, так как такой вид запоминания не эффективен и зазубренное быстро забывается. Более эффективно учить уроки осмысленно, то есть стремиться разобраться в материале. Тогда полученные знания могут долго храниться в памяти.

Игра «Снежный ком»

- Теперь давайте проверим память каждого из вас. Для этого мы поиграем в интересную игру под названием «Снежный ком». Начинает любой играющий. Он называет какое-нибудь слово. Следующий повторяет это слово и называет другое (свое) слово. Третий повторяет первые два слова и говорит свое. Так все по очереди говорят слова. Тот, кто забудет последовательность слов, выбывает из игры.

(Подсказка. Чтобы запомнить все слова, можно связать их в единый рассказ или рисовать в своем воображении картину, используя названные слова.

Есть другой вариант данной игры.)

Игра «Подарок»

- Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер. (Обмахивается воображаемым веером.) Мой друг приехал из Индии и привез в подарок веер и швейную машинку.

(Изображает сначала веер, потом швейную машинку. Остальные повторяют. Постепенно прибавляются все новые предметы, задача играющих - не сбиться.)

Виды памяти

- У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато помнить заученное он будет долго.

У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем - определим виды памяти. Каждый из вас получит листочек, который вы положите на край парты картинкой вниз. После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки, которые соответствуют названным словам.

Слова: солнце, чашка, мяч, яблоко, лист, цветок, гриб.

(Дети вычеркивают картинки с названными словами.)

- Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)

- Верно. Существует такой вид памяти - слуховая.

(Учитель делает запись на доске или вывешивает готовую таблицу с написанным словом.)

Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.

Но память бывает не только слуховой. Чтобы узнать, какие еще виды памяти существуют, давайте продолжим играть. Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача - нарисовать такие же рисунки в той же последовательности.

(Учитель показывает, а дети рисуют.)

- Давайте проверим. Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели на доску.)

- Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная.)

(Учитель вновь делает запись на доске.)

- Итак, существуют слуховая и зрительная память. Но если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать или танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память.

Кто хочет проверить свою двигательную память?

Сейчас три человека на 5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет их повторить.

(Четыре человека выходят к доске. Игру повторяют несколько раз.)

О других видах памяти мы узнаем на следующем классном часе.

Феноменальная память

- Есть люди, которые могут запоминать в 100 раз больше, чем другие. Эти люди обладают феноменальной памятью.

(Слово записывается на доске.)

- Это люди, которые могут запомнить очень-очень много, быстро что-либо сосчитать. Кто из вас знает, кто такой Наполеон? (Французский император и полководец.)

- У него тоже была очень хорошая память. Он помнил всех своих солдат по именам. Известный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания. А.С. Пушкин, великий русский поэт, мог запомнить стихотворение, прочитав его всего два раза.

Давайте мы с вами попробуем выучить стихотворение Елены Благининой «Огонек». Я прочитаю его два раза, а вы попробуете запомнить.

(Стихотворение можно записать на доске, предложив детям прочитать его самостоятельно, так как у некоторых детей лучше развита зрительная память.)

Хрустит за окошком

Морозный денек.

Стоит на окошке

Цветок-огонек.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

(Учитель читает стихотворение 2 раза.)

- Давайте проверим.

Работа с памяткой

- Я хочу помочь вам заучивать стихи. В этом нам поможет памятка. Давайте прочитаем ее.

Памятка «Как лучше запоминать»

♦ Будь уверен, что все запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я все запомню! Я молодец!»

♦ Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал - отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.

♦ Выученные строчки повторяй несколько раз, каждый раз по- новому: весело, грустно, спокойно, восторженно.

♦ Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.

♦ Перескажи текст или стихотворение своими словами.

♦ Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!

(Памятки раздать каждому ученику.)

Игра на развитие памяти

- А вы бы хотели иметь феноменальную память? (Да.)

- Кому-то хорошая память дана от природы, а кому-то приходится ее развивать. Но чтобы развить свою память, надо много тренироваться.

Посмотрите и запомните, как одет ваш одноклассник Игорь.

(Дети запоминают, затем Игорь выходит и за дверью меняет что-то в своей одежде, учитель может ему помочь. Игорь входит в класс.)

- Вспомните, как был одет Игорь и ответьте, что изменилось в его внешнем виде. (Дети угадывают.)

Подведение итогов

- А стоит ли свою память развивать? Зачем человеку нужна память? (Дети отвечают.)

- Какие вы знаете пословицы о памяти? «Дырявая голова» - о ком так говорят? (О том, у кого плохая память.)

- А еще говорят: «Потерял память, потерял себя». Как вы понимаете эту пословицу? (Без памяти человек не существует.)

- Итак, память является одним из основных свойств человека. Человек, лишенный памяти, по сути перестает быть человеком.





Классный час во 2 классе на тему «Школьный дневник»

Цели: познакомить учащихся со школьным дневником и научить их работать с ним, показать значение дневника в школьной жизни.

Оборудование: дневники, лучшие дневники-образцы учащихся 6-го класса.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Ребята! У нас на школьной доске написано слово «дневник». Это значит, речь пойдет о самом главном документе школьника - школьном дневнике. Давайте посмотрим, какие могут быть школьные дневники. Я предоставляю слово своим бывшим ученикам, которые учатся сейчас в 6-м классе. Они пришли к нам со своими дневниками. Давайте дадим слово ребятам. (Ребята показывают свои дневники (выбрать лучшие), передают их второклассникам для рассмотрения.)

- Хотели бы вы иметь такой дневник?

- А что нужно делать, чтобы иметь такой дневник? (Высказывания учащихся.)

Знакомство с требованиями ведения дневника

Педагог рассказывает о требованиях к ведению дневника, объясняет ребятам, как необходимо заполнять дневник, какие графы есть в дневнике, на какие странички дневника необходимо обращать особое внимание. С помощью учителя учащиеся заполняют первые страницы своего дневника.

Педагог может предложить ребятам назначить ответственных за проверку готовности дневников к учебному дню. Ребята сами определяют, кто мог бы проверять наличие и готовность дневников к работе на уроке.

Учитель проводит небольшую консультацию для тех ребят, кого избрали ответственными за дневники. Учитель обучает ребят тому, как нужно попросить показать дневник, на что обращать внимание при проверке, как себя вести, если ученик не хочет показывать свой дневник. Такая консультация обязательна, так как она позволяет предупредить конфликтные ситуации, которые могут возникнуть у учащихся.

Подведение итогов

Учитель дарит каждому ученику картинку-наклейку с пожеланием удачи в ведении школьного дневника и объявляет конкурс на самое большое количество пятерок в школьном дневнике, результаты которого будут проводить жюри из состава учащихся класса и родительского комитета.



Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование: тема записана на доске, памятки.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

- Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

- Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

- Мне нравится, когда мои друзья...

- Я не люблю, когда меня...

- Мне очень приятно говорить друзьям...

- Своим друзьям я всегда...

- Я могу дружить с теми, кто...

- Со мной можно дружить, потому что...

Вывод. Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

- Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.

Подведение итогов

- Что такое классный коллектив?

- Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?

Дополнительный материал для учителя

Можно предложить детям обсудить следующие законы жизни классного коллектива. Законы нашей жизни

1. Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

2. Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

3. Закон храбрости. Будь храбрым, не бойся препятствий.

4. Закон любви. Люби своих друзей, родителей, Родину и все то, что тебя окружает.

5. Закон доброты. Доброта - это сила. Не бойся быть сильным - дари людям добро.

6. Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

7. Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!



КЛАССНЫЙ ЧАС «НА УЛИЦЕ – НЕ В КОМНАТЕ, О ТОМ, РЕБЯТА, ПОМНИТЕ!»

ЦЕЛИ:

- систематизация знаний детей  о сигналах светофора, о значении дорожных знаков, изученных на предыдущих занятиях;

- формирование положительной мотивации изучения правил дорожного движения;

- воспитание культуры общения между детьми, этических норм поведения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

➣ модель светофора;

➣ красный, жёлтый, зелёный круги;

➣ фуражка и жезл;

➣ знаки: «Пешеходный переход», «Дорожные работы», «Въезд запрещён», «Железнодорожный переезд», «Движение на велосипеде запрещено»;

➣ 3 игрушечных автомобиля, шнуры по 5 метров и палочки;

➣ удостоверения юного пешехода;

➣ удостоверения знатока дорожных знаков;

➣ удостоверения будущего водителя.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель: - Давайте прочитаем название нашего классного часа:

«НА УЛИЦЕ – НЕ В КОМНАТЕ,

О ТОМ, РЕБЯТА, ПОМНИТЕ!»

- Чем же опасна улица?

- Какие опасности могут подстерегать на дороге? (Ответы детей)

1 ученик:

Ты вышел из дома

В таком настроенье,

Что птицам завидно в саду!

Но если не знаешь ты правил движенья –

Недолго попасть и в беду!

2 ученик:

Посередине мостовой

Мчится транспорт городской,

Светофор вверху пылает,

Разноцветный светофор,

Все его команды знает

Каждый в городе шофёр.

3 ученик:

И пока живёт он рядом

И горит своим огнём,

Значит – всё идёт, как надо,

В нашем городе большом.

4 ученик:

Пробегут машины разом

За ближайший поворот,

Светофор зелёным глазом

Снова людям подмигнёт:

«Светофор»: «Путь открыт! Идите люди!

Смело можете шагать!

И давайте с вами будем

Мы друг другу помогать» 

5 ученик:

Я не прячусь, не краснею -

Всё, что хочет он сказать,   

Я умею, я умею

По глазам его читать!

И тогда он с уваженьем

Говорит мне тихо вдруг:

«Светофор»: «Знаешь правила движенья –

Значит, ты – мой верный друг!

Но двоих нас маловато,

У меня девиз такой:

Нужно, чтобы все ребята

Стали дружными со мной!»

(Дети с красными, жёлтыми, зелёными кругами читают стихи)

7 ученик:

Коли вспыхнул красный цвет -

Никому прохода нет.

Ни могучим вездеходам,

Ни такси, ни пешеходам.

8 ученик:

Ждать, конечно, неприятно,

Но вполне терпимо.

И пока проходит транспорт -

Ждать необходимо.

9 ученик:

А когда зелёный свет

Загорится впереди,

Это, значит, снят запрет -

Проезжай и проходи!

Все:

Есть сигналы светофора -

Подчиняйся им без спора!

10 ученик:

Светофоры служат людям,

Чтобы жизнь оберегать,

Так давайте же, ребята,

Их сигналы выполнять!

Ведущий: Но, к сожаленью, есть ребята, которые не знают и не выполняют требования светофора. Что произошло с одним из таких нарушителей, я вам сейчас расскажу:

Движеньем полон город,

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А, это мальчик Петя –

Хвастун и озорник.

Волнуются шофёры.

Во все гудки гудят

Колёса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел, как никогда,

Ещё одна минута –

Случилась бы беда!

И взрослые, и дети

Едва сдержали крик.

А под машиной – Петя

Хвастун и озорник.

Он смелостью хвалился

В кругу своих друзей.

И быстро очутился

На паре костылей.

- А среди вас и ваших друзей есть такие ребята?

- Как же надо переходить дороги? В каких местах это можно сделать? (Ответы детей)

- Найдите среди знаков тот, который разрешает переходить дорогу.

- Как он называется? (Пешеходный переход)

- Переходить улицу нужно грамотно.

- Кто из вас знает, как это делается? (Ответы детей.) 

11 ученик:

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Помни Таня, Юра, Сева,

Что смотреть надо

Налево!

12 ученик:

Как дойдёшь до середины,

То отсюда, с половины

Помни, Аня, Вика, Слава,

Что смотреть надо

Направо!

13 ученик:

В наше время невозможно

Жить без азбуки дорожной!

Чтоб дорогу перейти,

Ты внимательно гляди!

Ведущий: А теперь давайте немножко поиграем. А помогут нам в игре сигналы светофора. Если я подниму красный круг – что должны делать пешеходы? Правильно, стоять на месте. Если увидите жёлтый круг – поднимите правую руку вверх. Если увидите зелёный круг – сделайте 2 шага вперёд. (Кто ни разу не ошибся – получает удостоверение юного пешехода)

Ведущий: Но что это? Наш светофор устал. Кто же поможет водителям и пешеходам? (Ответы детей)

- Правильно, регулировщик.

Ребёнок в фуражке и с жезлом выходит и читает стихи:

Он управляет сразу всеми,

Кто пред ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Ведущий: Регулировщик должен работать чётко, быстро, внимательно, ему нельзя ошибаться, иначе может произойти беда.

Мальчик-регулировщик показывает сигналы «Стойте», «Внимание», «Идите».

Ведущий: Но чтобы стать регулировщиком, нужно знать не только сигналы светофора, а все дорожные знаки. Будущие водители тоже должны, не теряя времени, изучать дорожные знаки. Догадайтесь, о каких знаках идёт речь?

1. Знак «Дорожные работы»

Показался впереди:

Будут ямы на дорогах,

Осторожнее иди.

 

2. Слышишь, раздаётся перестук колёс,

По стальным по рельсам едет тепловоз,

Вот он засигналил: «Еду, берегись!»

Ты у переезда стой, остановись!

 

3. А под знаком этим

Никогда на свете

Не катайтесь, дети,

На велосипеде.

 

4. Этот знак желает нам

Доброго пути,

Значит через улицу

Можно перейти.

(Дети правильно назвавшие дорожные знаки, получают удостоверение знатока дорожных знаков).

Ведущий: Ребята, а каким автомобилям разрешено двигаться при красном сигнале светофора?

(Ответы детей: машинам скорой помощи, пожарной и милицейской)

Правильно ответившие дети садятся на стулья. Каждому даётся палочка, к которой привязан шнур длиной 5 метров, а другой конец шнура прицеплен к игрушечному автомобилю. Автомобили отводят на линию старта. По команде ведущего игроки начинают накручивать шнур на палочку, приближая машину к финишу. Нельзя вставать со стула, дёргать шнур, наклоняться, переставлять ноги.

(Всем вручаются удостоверения будущего водителя)

Группа детей исполняет «Частушки»

Ваню правила спросили,

Правил он не знает,

Даже лошади смеялись,

Как он отвечает.

 

Хоть для спешки есть причина,

Хоть торопишься опять,

Но нельзя перед  машиной

На дорогу выбегать.

 

Прыг да скок играет Дима,

Целый день прошёл в игре,

Но зачем же, где машины,

Если можно во дворе.

 

На дороге он играл,

Чуть под машину не попал,

Мяч попал под колесо,

Хлопнул, лопнул, вот и всё.

 

Отыскал Егорка горку,

Катится с откоса,

Покатился наш Егорка

Прямо под колёса.

 

Это всё запомнить просто,

Знать обязан назубок,

Чтобы не был перекрёсток

Местом маминых тревог.

Ведущий: Ребята, вы уже многое знаете об улице, перекрёстках, правилах дорожного движения. Но чтобы стать настоящим пешеходом и в дальнейшем – водителем транспортного средства, вам ещё многое предстоит узнать. Главное, чтобы дорога не стала причиной несчастья – соблюдайте её законы!



Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе

Цель: расширить знания школьников о Великой Отечественной войне.

Оборудование: иллюстрации собак, кошек, птиц кайр.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Ежегодно 9 мая в каждом доме нашей страны отмечают великий праздник - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Победа далась нелегко. И в эти тяжелые военные годы оказывали большую помощь человеку животные. Самыми верными помощниками воинов в годы Великой Отечественной были, конечно, собаки. (Иллюстрации собак.)

О собаках

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапером.

Порою собаки

На танки бросались в атаки.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Автор: Е. Ефимовский

Когда в 1941 году фашисты рвались к Москве, на Волоколамском шоссе танковое подразделение врага было атаковано собаками-подрывниками. Они с ходу подорвали два головных танка и обратили гитлеровцев в бегство.

Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на железнодорожном перегоне Полоцк-Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею управлял (на расстоянии) солдат-дрессировщик А. Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. Были уничтожены 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.

Писатель, военный корреспондент Илья Эренбург вспоминал о многих героических собаках-связистах. Под городом Вереей 14 собак поддерживали связь с гвардейским полком, оказавшимся в тылу врага. Восточноевропейская овчарка Аста, несшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена, но, истекая кровью, сумела все-таки доползти до цели и доставить донесение.

Более 200 тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы Великой Отечественной, когда не было иной связи. Кроме того, собаками-связистами протянуто 8 тысяч километров телефонного кабеля.

О птицах

Я хочу рассказать, как в годы войны птицы спасли раненых и голодающих жителей города Мурманска. Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили сжечь его. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасок обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим.

Город испытывал огромные трудности, особенно в продовольствии. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и, отбиваясь от фашистских самолетов, ловили рыбу. А орнитолог Лев Осипович Белопольский организовал «яичную операцию» 6-го Особого дивизиона. В бухте Безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр в своих птичьих базарах откладывали яйца. Их-то, с сердечными извинениями перед птицами, и собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это было не из легких, да и немцы обнаружили промысловиков. Но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».

В годы Великой Отечественной войны случалось и так, как пишет в своем стихотворении адыгейский поэт Каримизе Жане.

Я помню, будто было вчера:

Далекий фронт и госпиталь походный.

На сломанную веточку похожа

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты.

Глаза, как тени, на лице синели...

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле,

Под пулями, под взрывами, откуда

Взялось это оранжевое чудо

На тоненьком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов –

Два мака, пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства,

Нужнее и целебнее цветов!

Тогда я понял, как цветы сильны.

Они - как нежность, как любовь, как дети –

Сильнее зла, сильней всего на свете,

Сильнее смерти и сильней войны.

О кошках

А еще я вам расскажу историю о том, как кошки спасли летчика. В годы Великой Отечественной войны советский летчик-истребитель был сбит в воздушном бою врагами. Самолет загорелся, летчик был ранен, но ему удалось выброситься на парашюте. Однако приземлился он на территории, захваченной фашистами. Кое-как, из последних сил, добрался он до старой ветряной мельницы, по ветхим ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зеленые передвигающиеся точки. Сперва подумал, что это от слабости, а приглядевшись, понял - кошки.

Двое суток провел летчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако, когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками летчик наблюдал за немцами. Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери... И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив фашиста попятиться. Но это было еще не все! Вожак кошек - черный кот в одно мгновение прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо.

Немцы ушли. А на следующий день пришли советские партизаны, сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, по просьбе летчика оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны, были спасателями.

Подведение итогов

- Наш классный час подошел к концу. Шестьдесят лет назад «майскими короткими ночами, отгремев», закончились бои Великой Отечественной. Наш народ победил. Низкий поклон ветеранам. Низкий поклон также и всем тем, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но иногда нужно вспоминать и помощников Великой Победы, добрых друзей человека.



Классный час по ПДД для 2 класса

Цели: познакомить учащихся с историей улицы, на которой расположена школа; рассказать о Калинине; показать главные здания и сооружения улицы; воспитывать любовь к своему городу; повторить правила дорожного движения.

Ход экскурсии

Перед экскурсией дать детям задание: узнать о человеке, именем которого названа наша улица (о М. И. Калинине).

Перед выходом проводится беседа, где учитель выясняет, что Дети узнали о Калинине. Если узнали немного - дополняет рассказы Четей.

Материал для беседы

Михаил Калинин родился в небольшом селе Верхняя Троица поблизости от Твери. В 1888 году окончил народное училище и по примеру многих своих односельчан отправился на заработки в город. Он устроился на Путиловский завод в Петербурге, где прошел путь от мальчика, подававшего детали, до мастера-токаря.

С юности у Михаила была сильная тяга к знаниям. Одновременно с работой на заводе он учился на вечерних курсах Русского технического общества. С восемнадцати лет Калинин вел и партийную работу. Из-за угрозы ареста ему пришлось уйти с завода и стать профессиональным революционером.

По заданию Ленина Калинин поселяется в Ревеле, где занимается распространением газеты «Искра». Во время революционных событий 1903 года он возвращается в Петербург и становится одним из большевистских агитаторов.

В 1916 году Калинина задерживает полиция. Поскольку это был уже не первый арест, его приговорили к вечной ссылке в Сибирь. Однако незадолго до отправки он совершает побег и переходит на нелегальное положение. После захвата власти Советами Калинина назначают председателем Петроградской городской управы. В 1918 году его назначают Председателем ВЦИКа, то есть главой Советского государства. На этом посту он оставался до конца своей жизни - до 1946 года.

С 1925 года Калинин входил в состав Политбюро ЦК ВКП(б). С середины двадцатых годов по инициативе Калинина организуется так называемое бюро жалоб. С началом коллективизации в него вошли толпы ходоков со всех сторон России. Для этих обездоленных людей Калинин казался последней надеждой на восстановление справедливости.

Во время войны он снова вернулся к агитационной работе, несколько раз выезжал на фронты, публиковал публицистические статьи.

После смерти М.И. Калинина в Москве был открыт мемориальный музей, освобожденный Советской армией город Кенигсберг переименовали в Калининград, его именем назвали и старинный русский город Тверь, но сейчас ему возвращено его исконное название. В память об этом человеке в городах называли улицы. И в нашем городе есть улица имени Калинина, на которой расположена наша школа.

Предварительная беседа перед экскурсией

После небольшой беседы учитель обращает внимание детей на то, что они должны выяснить по ходу экскурсии.

1. Откуда начинается счет домов? (Где начало улицы.)

2. С какого номера дома начинается улица?

3. На какие две части делится улица? Как они соединяются?

4. Какие здания и сооружения имеются?

5. Чем она похожа и не похожа на другие улицы города?

6. Какие дорожные знаки вывешены? Что они обозначают?

Экскурсия. (Строем дети с учителем выходят из школы.)

- Какие дорожные знаки вы видите около школы?

(Дети рассматривают дорожные знаки, объясняют их значение.) Подойдем к светофору, вспомним сигналы светофора.

Игра «Да или нет»

Учитель. Я буду задавать вопросы, а вы внимательно слушайте и хором отвечайте на них «да» или «нет».

Быстрая в городе очень езда.

Правила знаешь движения?

Дети. Да!

Учитель. Вот в светофоре горит красный свет. Можно пройти через улицу? Дети. Нет!

Учитель. Ну а зеленый горит - вот тогда

Можно идти через улицу?

Дети. Да.

Учитель. Сел в автобус и не взял билет.

Так поступать полагается?

Дети. Нет.

Учитель. Старушке в преклонные очень года

Уступишь ты место в автобусе?

Дети. Да.

Повторение правил дорожного движения

- Сколько сигналов у светофора? Можно ли начинать переход на желтый свет? Что означает красный сигнал светофора? Можно ли перебегать дорогу? Чем отличается проезжая часть дороги летом и зимой? Как вы поступите, если вдруг, готовясь к переходу через проезжую часть, увидите машину, которая не успела затормозить? Когда легче затормозить машине: летом или зимой? Почему?

(Дети отвечают на вопросы учителя.)

- Давайте пройдем к началу улицы, выясним, где четная и нечетная сторона.

(Дети рассматривают номера домов, выясняя четную и нечетную сторону.)

- Посмотрите, много ли зеленых насаждений на нашей улице? Какие деревья, кустарники вы узнаете?

К сожалению, есть и поломанные деревья. В нашем районе очень трудно приживаются растения, поэтому нужно приложить много усилий, чтобы их вырастить. В этом большую помощь можете оказать вы, ученики нашей школы. Какую? (Садить новые деревья и не ломать уже посаженные.)

- Перечислите, какие общественные здания есть на нашей улице.

(Ученики называют магазины, сберкассу, рынок, аптеку. Обратить внимание на остановки.)

- А кто из вас живет на этой улице? Покажите свои дома. На четной или на нечетной стороне улицы находится ваш дом? Где и как вы переходите дорогу? (Ученики отвечают на поставленные вопросы.)

- А какие улицы пересекают нашу улицу? (Дети перечисляют.) Возвращение в школу.

Подведение итогов

- Что нового вы узнали о нашей улице?

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему «Твоя улица». Узнать о ней что-то новое.



Классный час по этикету для 2 класса

Цель: рассказать о правилах поведения в общественных местах. Оборудование: памятки для учащихся.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места.

(Это кино, театр, улица, больница, музей, общественный транспорт.)

- В таких общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, почему?

Выслушиваются высказывания детей.

Практическая часть

(Дети инсценируют данные сюжеты.)

На улице

1. Несколько школьников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Коля. Он радостно обращается к товарищу.

Коля. Мишка, здорово! Миша. Здравствуй!

Кол я. Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил - да, а Витька говорит - нет.

Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их по мостовой, отделенной от тротуара меловой чертой. Приятели явно им мешают.

Миша. Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем. Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару.

(Обсуждение сюжета.)

В классе

2. В класс входят четыре подружки. Они идут под руки, весело разговаривают, громко смеются. Опять тротуар занят, и прохожим снова приходится обходить ребят.

Под руководством учителя школьники разбирают сценку, и в заключение он им напоминает: «Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар; встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Называть друг друга надо вежливо: Коля, Витя».

Скажите, как пройти

3. В класс входит группа ребят. Они играют в мяч, прыгают через веревочку. Входит Зоя.

Учитель. Зоя не знает, как ей найти необходимый адрес. Она спрашивает одного, другого школьника.

Зоя (обращаясь к играющим в мяч). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?

Оля (не оборачиваясь). Не знаю.

Вася (махнул рукой в неопределенном направлении). Туда идите.

Зоя (постояв, подходит к прыгающим через веревочку). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы?

Ребята (хором). Налево! Сначала через мост, потом направо! Да нет же! Не надо через мост! Около трамвайной остановки!

Зоя огорчена и, недоуменно пожав плечами, уходит. Все снова занялись своими делами и через некоторое время тоже убегают.

Учитель. Каждый из вас знает, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково.

(Обсуждение этой инсценировки.)

Физкультминутка

Выполняется любая физкультминутка по усмотрению учителя.

Знакомство с памятками

На улице

♦ На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым.

♦ Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих.

♦ Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар. Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторону.

♦ Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить.

♦ Ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах.

♦ Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству.

♦ Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки и др. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники. Не ломай цветы и деревья.

♦ Играй с малышами, не обижай их.

♦ Выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.

В транспорте

♦ Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения родителей.

♦ Младшие школьники могут входить с передней площадки. Не надо спешить, толкаться.

♦ Не забудь заплатить за проезд.

♦ Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступать место.

♦ Если нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись.

♦ При выходе из вагона не бросай билет под ноги.

♦ Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически.

♦ Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус - сзади.

(После прочтения памятки - обсудить ее.)

Подведение итогов

- Какие общественные места вы знаете?

- Почему существуют определенные правила поведения в общественных местах?

- Какие правила поведения вы запомнили?



Классный час во 2 классе на тему «Береги свое время и время других»

Цели: учить ценить время, быть пунктуальными; показать важность соблюдения режима дня.

Оборудование: модель часов, памятки.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Отгадайте загадки.

Что возвратить нельзя?

Что быстрее мысли?

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет.

(Это время.)

- А что нам помогает узнавать время? (Нам помогают часы.)

Работа с часами

- Все ли вы умеете пользоваться часами? Скажите, сколько времени?

(Дети по модели часов определяют время.)

- Умеете ли вы правильно рассчитать время? Сколько, например, понадобится времени, чтобы сложить все в портфель?

(Дети называют примерное количество времени.)

- А давайте мы с вами это проверим.

(Один ученик складывает по дневнику свой портфель, при этом учитывается, сколько времени на это уходит.)

Соревнование на время

1. Кто быстро и хорошо соберет свои вещи в портфель.

2. Кто быстро и хорошо может пришить пуговицу.

3. Какой ряд быстрее построится в линейку, а потом займет свои прежние места.

4. Кто быстро, аккуратно и правильно подготовится к следующему уроку.

5. Кто быстрее, за сколько времени переоденется на физкультуру.

Беседа о выполнении режима дня

- Есть порядок, который помогает правильно распределить свое время и никуда при этом не опаздывать и все успевать. Что это? (Это режим дня.)

- Особенно соблюдение режима дня важно для спортсменов, космонавтов и школьников, чтобы расти здоровыми. Кто из вас выполняет режим дня?

(Ответы детей. Целесообразно вспомнить все этапы выполнения режима дня. Привести примерный план режима дня.)

Практическая работа

Необходимо организовать упражнения детей в правильных действиях. Учитель говорит детям, что к определенному сроку (через 3 дня) надо принести в класс любимую книжку, и подчеркивает, что он больше не будет об этом напоминать. Кто надеется на свою память, может не записывать задание, а кто не надеется, пусть запишет в дневник. Учитель должен сам не забыть проверить выполнение данного школьникам задания в срок, который он назначил. Если такие небольшие задания давать достаточно часто и контролировать, то дети приучатся выполнять их в срок.

Физкультминутка

Дети выполняют наклоны в стороны, как маятник, постепенно убыстряя темп.

Бьют часы на старой башне:

Тик-так, тик-так.

А стенные побыстрее:

Тики-таки, тики-таки.

А карманные спешат:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Можно использовать и другую физкультминутку.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть: который час?

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался сильный гром,

Разбежались мыши вон!

Давайте подумаем вместе

- Представьте, что на Земле пропали все часы. Что тогда произойдет?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Вывод. Время необходимо людям. Его не вернуть, поэтому его надо ценить.

Помни!

♦ Время идет только вперед. Потерянного времени не вернешь. Надо уметь ценить свое время и время других людей, взрослых и своих товарищей.

♦ Выполняй режим дня: вовремя ложись спать и вставай, в одни и те же часы садись за уроки, знай время для прогулки, для развлечений, для занятий спортом.

♦ Никуда и никогда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час, береги время других.

♦ Из дома надо выходить так, чтобы прийти в школу за 10-15 минут до начала урока.

♦ Нельзя опаздывать к началу театрального спектакля или киносеанса, на внеклассное мероприятие. Рассчитай, чтобы прийти вовремя.

♦ Приходи в гости к назначенному сроку. Не заставляй себя ждать. Если ты почему-либо не можешь быть, сообщи заранее хозяевам.

♦ Если обещал кому-нибудь прийти к определенному часу, возвратить книгу, тетрадь, игру в определенный срок, обязательно выполняй обещанное. Если что-то случилось и ты не можешь выполнить обещанное сообщи об этом.

♦ Если к тебе кто-то обещал прийти к определенному времени, жди его, так организуй свое время, чтобы у тебя в этот момент не было других дел.

Пословицы

Время - как воробей: упустишь - не поймаешь.

Время не деньги, потеряешь - не найдешь.

Упустишь минуту - потеряешь час.

Подведение итогов

- Почему так говорят: «Время дороже золота»?

Дополнительный материал для учителя (инсценировка)

Ку-ку!

А. Барто

Действующие лица: Сережа, его одноклассники - 8 человек. Класс.

1-й ученик.

Уже конец урока,

Уже десятый час.

Открылась дверь широко,

Вошел Сережа в класс.

В класс входит Сережа.

2-й ученик.

Почему же, отчего же

Опоздал на час Сережа?

Сережа.

Мы в трамвае ехали,

собаку переехали,

от испуга бледная,

собака лает, бедная,

и вокруг все бледные

и все рыдают, бедные.

Но я рукою твердой

беру иголок дюжину

и пришиваю морду и хвост туда, где нужно.

Собака, оживая,

встает из-под трамвая,

встает из-под трамвая. -

«Привет, - говорит, - жива я».

3-й ученик.

Он расскажет сто историй.

4-й ученик.

Он найдет пятьсот причин.

(Передразнивает Сережу.)

- Я, во-первых, болен корью.

5-й ученик.

Во-вторых, я зуб лечил,

6-й ученик.

В-третьих, умер я, ребята.

Все хохочут.

7-й ученик.

А в-четвертых, вру не я:

У меня во рту запрятан

Аппаратик для вранья.

Я не врать бы очень рад,

Врет проклятый аппарат.

Все смеются; Сережа сидит за партой, что-то быстро пишет в тетради. Группа школьников выходит на авансцену. Они озабочены.

1-й ученик.

Как Сережу отучать?

2-й ученик.

Приложить ко рту печать?

3-й ученик.

Ключ приделать к языку?

4-й ученик.

Нет, кричать ему: Ку-ку!

Все (обрадованно). Ку-ку! Ку-ку!

Сережа (встает).

Была в трамвае давка, я кролика везу.

Я сижу на лавке, а он сидит внизу.

Ехали мы, ехали.

Охали мы, эхали... Наконец приехали.

Я и двадцать кроликов...

Все. Как? Сколько?

Сережа.

Я и двадцать кроликов!

Я сел у площади Свердлова,

он один был, честное слово,

пока доехал до вокзала,

их гораздо больше стало.

Поглядел я под скамейку,

вижу целую семейку,

друг на друга все похожи...

все с хвостами на боку...

4-й ученик. Ой, ку-ку, ку-ку!

Сережа (горячо).

Я не мог явиться к сроку:

Я удил в реке сороку,

Помогал я рыбаку.

Все (со зрителями). Ой, ку-ку! Ку-ку!

Сережа (отчаянно).

У меня живет жирафа,

Я кормил ее со шкафа.

Прыгал прямо к потолку!..

Все (со зрителями). Ой, ку-ку! Ку-ку!

Сережа (кричит). Я тонул...

Все (со зрителями). Ку-ку! Ку-ку!

Сережа (кричит). Что придрались к пустяку?

(Сдаваясь, тихо.)

Ну, проспал я на боку...

Все. Ах, вот это не «ку-ку»!



Классный час во 2 классе на тему «Чем я богат»

Цели: сравнить значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее - богатство материальное или богатство человеческого сердца?

Оборудование: две одинаковые шкатулки: в одной - деньги и украшения, другая - пустая, нарисованное на листе ватмана большое солнце, на лучах которого прикреплены маленькие солнышки, жемчужные бусы, которые можно разорвать.

Ход классного часа

Актуализация знаний

- Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундуки в сказках, да и в жизни тоже? (Драгоценности, золото, серебро, украшения и т. п.)

- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности. А для чего люди копят, собирают эти богатства?

(Ответы детей.)

- А что можно положить в другой наш сундучок? Давайте подумаем вместе. Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я вам сейчас прочитаю.

Сказка «Сокровища пирата» (М.А. Андрианов)

Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой-кроликом.

- Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и заставляют верить в нее детей? Сегодня мама сказала мне, что все богатства и сокровища человека находятся в его сердце. Она, наверное, все еще считает, что я маленький и глупый и не знаю, что такое богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов смотрели, там один пират все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Этот пират еще все время песенку напевал: «Ого-го, эге-ге, эй вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам свои...»

Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то тихий голос:

- Правильно, правильно думаешь.

Артем, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из черного двигающегося дыма. Артем хотел было закричать, позвать маму, но от страха потерял голос и не мог произнести ни единого слова.

- Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у тебя в сердце.

Страх у Артема быстро прошел, и он тихо спросил тень:

- А какие же у меня в сердце сокровища?

- Радость, любовь, доброта и много других, - прошептала тень.

- Вот глупая тень, - подумал Артем. - Да какие же это сокровища?

А сам вслух спросил:

- А если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?

- Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. Только сначала ты должен повторить за мной волшебное заклинание.

Артем слово в слово повторил заклинание, и тень пирата исчезла вместе с его радостью.

Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же появилась в его руках. Но почему- то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть, катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки скучные Учишь.

Вышел Артем во двор поиграть - опять никакой радости, угостили мороженым - опять ничего. Только к концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Вернулся он домой совсем печальный, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика. Только допел он последнее слово, как опять на стене появилась тень пирата. Но на этот раз она выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.

- Еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? - спросила тень.

- Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.

- Хорошо, - сказала тень. - Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда не кончаются. Согласен?

Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.

Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью.

Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце, радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и вскоре исчезла со стены.

Увидел Артем под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и, довольный, побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длилась его радость. Оказалось, что он перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и все на свете. Но самое страшное было то, что Артем разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. И вдобавок ко всему он перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три дня он успел со всеми перессориться и даже передраться со своими друзьями по двору. С каждым днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг разонравилось, и от всякой ерунды в сердце злость появляется!

- Опять меня тень обманула, - подумал Артем. - И зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости жил.

Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с любовью в голосе спросила:

- Ну как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка? Может быть, еще поменяемся?

Но Артем со злостью ответил:

- А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.

- Фу, какой ты злой и бессердечный! Получил настоящие сокровища, а вместо благодарности еще и грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла.

Стал Артем плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг ему в голову пришла идея. Он решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артем и придумывал свое заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание было готово, и Артем громко произнес его.

Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло.

Больше никогда в жизни Артем не пел песенку пирата из мультика, потому что боялся, что опять появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.

Обсуждение сказки

- О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали из этой сказки? (Радость, любовь, доброта.)

- Почему Артем сначала захотел поменяться с тенью этими сокровищами? (Ответы детей.)

- Почему он потом начинал сильно жалеть об этом?

(Ответы детей.)

- Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы положить их в другой сундучок? (Нет.)

- Почему? Ведь это не предметы, а чувства; как их можно куда-то положить? Хорошо. Тогда давайте сделаем так. В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одним из сокровищ, которые есть в сердце человека. (Учитель разрывает бусы и кладет жемчужины в маленькую хрустальную вазочку.)

Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет - любовь. Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища человеческого сердца?

(Дети по желанию берут жемчужины, называя те или иные человеческие добродетели, и складывают их в сундучок. Учитель делает запись на доске.)

- Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы нашли и положили в сундучок? (Наверное, нет.)

(Учитель помогает детям и называет положительные человеческие качества, которые не были названы. Все записать на доске.)

Физкультминутка

По коленочкам ударим -

(Присели, хлопаем по коленям.)

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем -

(Руки подняли вверх.)

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

(Круги руками над головой.)

Снова опустились.

Мы на месте покружились -

(Кружимся.)

И остановились.

- Вы выполняли упражнения и улыбались, значит, в вашем сердце живет радость.

- Итак, перед нами два сундучка. В одном - бусы, колечки и другие украшения, а также деньги. Это - богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством? (Ответы детей.)

- А в другом сундучке - радость, доброта, честность - все то, что мы сегодня назвали. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может быть, это и не богатство вовсе?

(Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)

- Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первого сундучка или из второго?

(Ответы детей, обсуждение. Мнения могут быть разными.)

Подведение итогов

- Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, полюбоваться им, купить с его помощью все, что хочется. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно, прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому что его, в отличие от этих сокровищ (показывает на первый сундучок), никто и никогда у нас отнять не сможет. Это наша собственность.

- А сейчас мне бы хотелось узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят новую игрушку или вещь, о которой вы давно мечтали?

(Ответы детей.)

- А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите кому-то подарок или когда вы помогаете, утешаете, успокаиваете кого- нибудь?

(Ответы детей.)

Когда вы что-то дарите, вы отдаете частичку тепла своего сердца. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согревает

своей любовью, добротой, вниманием, терпением. А может человек быть грозой, градом, холодным дождем? (Ответы детей.)

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных и людей, которые вас окружают. Чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнышко.

(Показывает нарисованное на ватмане солнце, на лучах которого прикреплены маленькие солнышки.)

Его тепла и света хватает каждому из нас. Пусть сейчас каждый возьмите кусочек этого большого солнца и пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре. Может быть, вы продолжите эту беседу со своими родителями и спросите их, бываете ли вы для них солнышками. Запомните их рассказ или запишите, и мы поделимся этими историями друг с другом.



Сохранить у себя:
Классный час Развитие памяти у учащихся начальной школы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки