Классный час по теме "Защита персональных данных"

Разработк урока информатики состоит из теоретической и практической части с приложениями. Разработана для урока информатики в 8 классе, а так же может использоваться как тематический классный час.

Содержимое разработки

Классный час для обучающихся 8 классов по теме: «Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет».

Цель: Ознакомление учащихся с понятием «персональные данные», формирование теоретических и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Задачи:

-формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные»;

-формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации;

-разъяснить учащимся характер опасностей в сети Интернет: спам, мошенничество (картинг, фишинг), агрессивная коммуникация и оскорбления от других пользователей;

-указать принципы мобильной безопасности.

Оборудование: Персональный компьютер, проектор, проекционный экран.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную тему.

Внимание на экран.

Слайд 1 ( видео-мультфильм «Болтун»)

Ну как, догадались?

О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

Кто назовет мне цель нашего занятия?


Слайд 2( тема занятия)

Нашу жизнь сопровождают и упрощают различного вида гаджеты: смартфоны, планшеты, электронные книги, Интернет.

В современном мире сложно представить свою жизнь без использования Интернета.

Слайд 3

Даже денежные средства перечисляют благодаря этой сети, заказывают одежду, ведут вопросы бизнеса, и многое другое. С помощью Интернета можно получить массу полезной информации. Именно всемирная сеть стала для каждого человека неотъемлемой частью жизни.

Ответь да или нет на предложенные вопросы .

1. Пользуетесь ли вы мобильным интернетом?

2. Совершали ли вы или ваши родители покупки через Интернет.

3. Пользуетесь ли вы публичным Wifi-соединением?

4. Играете ли вы в онлайн-игры?

5. Общаясь в социальных сетях приходилось ли вам получать оскорбительные сообщения?

Если вы ответили положительно хотя бы на 2-3 вопроса, значит безопасным ваше поведение, в сети Интернет, не назовешь.


Слайд 4

Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимся, общаемся и играем в Интернете; у нас есть друзья, с которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяем таким людям больше, чем близким. Мы создаем своего виртуального ( информационного ) прототипа на страничках в социальных сетях, выкладываем информацию о себе.

Используя электронное пространство, мы полагаем, что это безопасно, потому что делимся всего лишь информацией о себе и к нашей обычной жизни это отношения не имеет.

Но на самом деле это далеко не так.

Прочитайте ситуацию.

Ситуация: Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще – то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?

Ответы детей.

Слайд 9

Обобщим наши ответы:

В этой ситуации можно порекомендовать следующие действия:

- Внимательно перечитать историю переписки и понять, какая персональная информация могла попасть к шантажисту;

- Внимательно изучить общие контакты и понять, какую информацию шантажист мог узнать косвенно;

- Рассказать или показать историю переписки взрослым (родителям или учителям), чтобы они могли предпринять действия по защите школьницы, вплоть до обращения в правоохранительные органы.

- В случае, если шантажист снова выйдет на связь, сообщить ему обо всех предпринятых действиях и добавить его в «черный список».

Слайд 11

Тест с листочком.

Вот как мы видим, некоторые видят какой то конкретные объект, а кто-то видит и окружающие объект предметы, обстановку, окружающий интерьер и другое.

Например: выложив в Интернет свое интересное фото, я даже не обратила внимание, что кроме меня в кадр этой фотографии попал и отец, который в это время подошел к сейфу, для того, чтобы взять немного наличности.


Чем больше Всемирная Паутина проникает в жизнь людей, тем больше появляется злоумышленников, пытающихся всеми возможными путями лишить тебя денег!

Слайд 13

Рассмотрим основные виды мошенничества:

Кардинг - способ мошенничества с использованием банковских карт.

Преступники похищают реквизиты карты со взломанных серверов интернет-магазинов, платежных систем или с персонального компьютера пользователя.

Фишинг

Фишинговые сообщения - это уведомления, отправленные от имени администраторов банковских или других платежных систем. Они призывают пользователей пройти по фальшивой ссылке, чтобы украсть конфиденциальные данные. Действия подобного рода нацелены на банковский счет или учетную запись в виртуальной платежной системе. Как только преступники получают необходимую им информацию, они моментально используют ее для доступа к банковскому счету.

«Нигерийские» письма, невероятная удача и попрошайки!

Уведомления о выигрыше:

В письме сообщается о том, что ты выиграл крупную сумму денег. Цель мошенника - выманить у тебя деньги за получение выигрыша. Обычно он списывает это на налог. Потеряв бдительность, ты можешь перевести крупную сумму на счет мошенников.

Попрошайничество:

Мошенники давят на жалость и отправляют письма с просьбой о помощи якобы от благотворительных организаций или нуждающихся людей.

В действительности такие сообщения содержат ссылки на реальные организации и фонды, но реквизиты для перечисления денежных средств указываются ложные.

  • 80% преступников берут информацию в соц. сетях.

  • Личная информация используется для кражи паролей.

  • Личная информация используется для совершения таких преступлений как: шантаж, вымогательство, оскорбление, клевета, киднеппинг, хищение!


- К сожалению, реальность такова, что люди выдают слишком много информации о себе в Интернете. Кто, когда и в каких целях может воспользоваться такими данными, сказать невозможно.  В Интернете нет кнопки «Удалить», чтобы удалить информацию, размещённую в Интернете. Вы можете пожалеть о создании, комментария, потом что, удалив его в течение часа, крайне удивиться, что этот комментарий уже прочитан десятками или сотнями людей и столько же людей перенаправили его по разным адресам.


А что мы относим к персональным данным?

Слайд 13 (видео о персональных данных)

Но и теперь что? Не использовать Интернет?

Картинки

А теперь разложите предложенные картинки на два раздела, предварительно найдите принцип, по которому произойдет это разделение.


Кто скажет, по какому принципу были разложены картинки?

А теперь я предлагаю вам поработать в парах и среди массы предложений выбрать те, которые на ваш взгляд обезопасят вас при работе с Интернет.

Выполнение проекта.



Пример:

Девушка разместила в сети сообщение для своих онлайн друзей, где пожаловалась, что её бросил парень. Она обвинила своего бывшего парня в том, что он применил к ней физическую силу, толкнул ее на лестнице, после чего она упала и ударилась. Её друзья по сети высказали ей слова поддержки,а парня всячески оскорбляли. В таком контексте они обсуждали его личные данные, в том числе имя, фото, адрес проживания, при этом приводили подробности его личной жизни, не имея на это никаких оснований и подтверждений тем фактам, которые были изложены. А другие пользователи сети встали на сторону бывшего парня и решили отомстить за него, после чего разместили в сети личные данные девушки с фотографиями и сопутствующими обидными комментариями.

• Смартфоны с подключением к Интернету и высоким качеством камер стали доступными и недорогими для среднего потребителя. Пользователи смартфонов часто становятся свидетелями различных инцидентов, которые происходят в общественной жизни и моментально публикуют снятое на фото или видео в Интернете. Некоторые Интернет-форумы пользуются популярностью среди своих пользователей благодаря так называемому «мастерству раскрытия личности лиц, размещенных в онлайн-видеороликах». Даже если вы или ваши друзья оставляют в сети неструктурированную и разрозненную информацию о вас на разных сайтах, есть те кто может находить способы собирать всю имеющуюся о вас информацию без вашего ведома.

Пример:

Два пассажира в метро поссорились из-за одного свободного места. Спор был заснят на видео другим пассажиром посредством использования смартфона, видео было размещено им в Интернете и разошлось по сети. Интернет-пользователи раскрыли имена и номера телефонов главных героев. В результате в Интернете, после раскрытия личности героев, пассажиры столкнулись с огромным давлением, кроме того резкой критикой поведения двух пассажиров теперь завалено большинство Интернет-форумов.

• То, что вы говорите или то чем вы делитесь в Интернете может повлечь за собой критику. Информация, которой вы поделились с другими может стать мишенью для кибер-хулиганов. Они выставят вас на всеобщее обозрение, подвергнут вас «суду» за ваши он-лайн слова или действия и вынесут вам свой «вердикт».

В законодательстве отсутствует конкретное положение, предусматривающее ответственность за кибер-издевательства, это вызвано тем, что такая деятельность довольно широка и охватывает собой значительный перечень уже имеющихся составов преступлений и правонарушений, это в первую очередь нарушение права на неприкосновенность частной жизни, выражающееся в незаконном сборе или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну. Также в соответствии с Конституцией Российской Федерации достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Основным законом, определяющим порядок оборота персональных данных, является Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ, который содержит ряд принципов, помнить и знать которые необходимо. Например, сбор личных данных для преступных целей недопустим, потому что сама цель незаконна. Даже если данные предоставлены субъектом самостоятельно, это не даёт права третьим лицам использовать такие данные по своему усмотрению.

Правила общения в сети (на экране информация)

  • 1. Старайтесь не выкладывать в Интернет личную информацию (фотографии, видео, ФИО, дату рождения, адрес дома, номер школы, телефоны и иные данные) или существенно сократите объем данных, которые публикуете в Интернете.

  • 2. Не выкладывайте личную информацию (совместные фотографии, видео, иные данные) о ваших друзьях в Интернет без их разрешения.

  • 3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои видео и фото людям, с которыми вы познакомились в Интернете, вы не знаете их в реальной жизни.

  • 4. При общении с другими пользователями старайтесь быть вежливыми, деликатными, тактичными и дружелюбными. Не пишите грубостей, оскорблений, плохих слов – читать такие высказывания неприятно, как и слышать.

  • 5. Старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость других пользователей. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию тем же способом.

  • 8. Не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства.

Подведение итогов:

Опрос учащихся, что нового они узнали после урока, остались ли вопросы, понравился ли урок?
















Приложение:

1.


Ситуация: Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще – то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?


Ситуация: Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще – то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?


Ситуация: Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще – то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?


Ситуация: Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще – то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?


Ситуация: Здравствуйте! Меня зовут Настя, мне 15 лет. Недавно я познакомилась с парнем в социальной сети. Он был знакомым моей подруги и показался мне интересным. Мы стали общаться, оказалось, что у нас много общего. Мы рассказывали друг другу о себе, о том, где учимся, путешествуем. Вообще – то я скрытная, и профиль у меня только для друзей, но с ним я, кажется, позволила себе лишнего. Однажды он предложил встретиться. Я немного испугалась и отказала ему. Он сказал, что знает, где я учусь и где живу, обещал подстеречь по дороге из школы домой. Я не знаю, правда это, или он меня просто запугивает. Мне действительно страшно. Теперь одна, без подруги, в школу не хожу. Подскажите, как мне быть?

приложение 2 (картинки)


приложение 3


Сохранить у себя:
Классный час по теме "Защита персональных данных"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки