Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию
«Мир детям мира»
Цель:
1. Познакомить со значением слова МИР.
2. Воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.
Задачи:
1. Учить заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение.
2.Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей.
3.Воспитание, развитие и приумножение лучших качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Оборудование: изображение символа мира, конверты с частями пословиц,
ватман с заготовкой (изображение земного шара), силуэт человека для каждого ребенка, цветные карандаши, клей.
Ход занятия:
1. Организация начала занятия.
2. Сообщение темы и целей занятия.
-Сегодня будем говорить об очень серьёзных и важных вещах. Начать кл.час я хочу со стихотворения.
Я рисую слово МИР
Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот -
Пароход по ней плывёт.
Вот дома - до неба прямо!
Вот цветы, а это - мама,
Рядом с ней сестра моя...
Слово "мир" рисую я.
- Что же рисовал автор этого стихотворения?
Основная часть занятия.
3.1. Вступительная беседа
- Что такое мир?
- Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного
шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны.
Мир-как многогранно это слово.
Мир-это слово означает нет войне!
Мир-это покой и процветанье.
Мир-это целая Вселенная и наша хрупкая планета Земля.
- Наш классный час проходит под девизом: «Мир детям мира». Объясните
смысл этого выражения.
-Подберите однокоренные слова к слову мир.
Мирить, мирный, перемирие, миротворец, мириться, мировой, миролюбивый, мироощущение, мирно, миропонимание, миролюбивый.
3.2. Работа с пословицами. Групповая работа.
Перед вами лежат конверты, в них – слова, из которых вам нужно сложить
пословицы.
Пословицы: Мир строит, война разрушает.
Мир на планете – счастливы дети.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Худой мир лучше любой ссоры.
- Прочитайте и объясните смысл пословицы.
3.3. Работа со словами-антонимами..
Ненависть — любовь.
Бесчеловечность — великодушие.
Жестокость, ярость — милосердие.
Безразличие — сострадание, чуткость, отзывчивость.
Враждебность — дружелюбие.
3.4. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/.
-Какие слова ассоциируются со словом «война»? (Боль, слёзы, кровь, победа, память, весна, патриот)
- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят
тревожные новости. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить?
Да, мы живем в тревожное время, когда зловещая тень войны ползет по земле, пытаясь навсегда закрыть от нас мирное небо. В новостях мы каждый день слышим о взрывах, пожарах, терактах, вооруженных столкновениях и т.д. Для многих людей в современном мире спокойная жизнь — не более чем сказочная мечта, многие ребята страдают, у них нет семьи, нечего есть, они не ходят в школу
- После Великой Отечественной войны прошло 75 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн.
- Какие же люди начинают эти войны? (Жестокие, безжалостные,
безответственные).
- А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно
относится к конфликтам, которые возникают между разными странами, и решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно.)
- Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна
страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что
совершенно недопустимо.
-Посмотрите на картины о войне и о мирной жизни.
-Какие краски использовал художник, чтобы передать ужас и страдание, которые испытывают люди во время войны? (Мрачные, темные).
- А для изображения мирной жизни? (Светлые, яркие, сочные).
- Почему? (Эти краски выражают добрые чувства, хорошее настроение. Ведь без мира в масштабном понимании нет мира и в душе.)
- Не всегда краски используют для передачи чувств и настроения. Иногда цвет что-то символизирует, т. е. является символом чего-то.
3. 5. Беседа о символе Мира.
- Вы знаете, что является символом мира?
Загадка:
Это птичка-невеличка,
В городах живет.
Крошек ей насыплешь
Воркует и клюет. (Голубь)
Этот символ возник после Второй мировой войны. Для Первого Всемирного
конгресса сторонников мира, который состоялся в 1949 году, эмблему «Голубь мира» нарисовал Пабло Пикассо. На эмблеме изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. В древности именно голубь был символом мира и плодородия. Белый цвет голубя означает мир, чистоту совести и души человека.
В традициях некоторых народов олива – древо жизни. Оливковая ветвь
является символом мира, перемирия.
3. 6. Коллективная работа. Составление коллажа «Мир детям мира!»
На плакате изображение земного шара и стихи:
- Давайте запустим наших символических голубей в наше мирное небо, где нет войны. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети в России и других странах не хотят войн.
Мир во всем мире – мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье – это по мне,
И мир бесконечный – всей Земле!
4. Итог урока.
4.1. Беседа
- Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий.
Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения: защищать мир»
- Как вы понимаете эти слова?
- Вы молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном
шаре будет зависеть.
4.2. Чтение детьми стихотворений
-А сейчас обратимся ко всем взрослым людям с просьбой о мире! И пусть наши послания услышат на всех континентах, во всех уголках земного шара.
1. Мамы, папы,
все взрослые люди!
Слушайте голос своих детей:
Ядерных взрывов вовек пусть не будет,
Путь войне преградите скорей!
2. Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
3. Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
4.Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
5. Завещано беречь нам этот мир
Такой неповторимый на рассвете,
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
6. Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над Землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!
Дети слушают песню «Пусть всегда будет солнце»
- Мы не устаем повторять слова: «Пусть всегда будет мир!»
Мир строит,
война разрушает.
Мир на планете – счастливы дети.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Худой мир лучше
любой ссоры.
Ненависть — любовь.
Бесчеловечность — великодушие.
Жестокость, ярость — милосердие.
Безразличие — сострадание, чуткость, отзывчивость.
Враждебность — дружелюбие.