Классный час "Память бережно храним"

Разработка классного часа "Память бережно храним" на тему Великой Отечественной войны (5 класс)

Содержимое разработки

Классный час о Великой Отечественной войне 1941-1945

«Память бережно храним»



Цели:

- воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

- закрепление и углубление исторических знаний;

- познакомить детей с произведениями поэтов, писавшими о войне;

- развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

Задачи:

1. Воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

3. Содействовать развитию творческих, организаторских способностей детей.

4. Воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участникам войны.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, фотографии пионеров-героев, фильм "Дети войны", раздаточный материал

Распределение поручений: учащимся для ознакомления и заучивания наизусть были розданы стихи..

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя:

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события? - О каком событии мы с вами будем сегодня говорить, и о каком нельзя забыть? (ответы учеников).

Стихотворение читает учитель

Память — наша совесть



Опять война, опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить».



Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.



И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда — не права!



Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!



Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна... (Ю. Воронов)

Итак, мы начинаем… (Слово учителя)

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вражеская авиация нанесла массированные удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам, воинским частям и многим городам нашей страны. На улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось … Слайд 1-3

Звучит запись Левитана «О начале войны»

Классный руководитель: Что такое война? (Ответы детей)

- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?

Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа.

Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий (5,5 млн человек), около 5 тыс. самолетов, свыше 3 тыс. танков, изрыгающих огонь и свинец - все это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек, которые были молоды так же, как мы с вами. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная 1941-1945.

Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов. Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы.
Поэт Мусса Джалиль, переживший ужасы, невзгоды и лишения этого страшного времени, написал стихотворение «Варварство», в котором описывается один из зверских расстрелов мирных жителей. Классный руководитель читает стихотворение Муссы Джалиля.









ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!

– Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя… Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться.

Просмотр фильма "Дети войны" (25 мин.)


Классный руководитель:

За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс. до 1 млн. человек. Причем только 3% из них от бомбежек, артобстрелов и т.д., а остальные 97% от голода. Убито 16744, ранено 33782, умерло от голода 641803 человека.

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Тысячи людей самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, обеспечивая защитников вооружением и продуктами. К станкам и машинам встали женщины, старики и подростки. Учёные создавали образцы вооружения и боевой техники, которая превосходила технику врага.

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Всё для фронта, всё для победы!». Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

Собирали посылки, писали душевные письма, поздравляли с праздниками. Солдаты и офицеры читали эти письма в минуты затишья между боями. Такие весточки из дома поднимали боевой дух воинов.

Предстояла последняя решающая битва – за Берлин. Несмотря на все усилия немцев 1 мая 1945 года над рейхстагом взметнулось Знамя Победы, а поздним вечером 8 мая был подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии.


В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война


День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней и ночей продолжалась война.

Во всех городах есть памятники и Вечный огонь, посвященные павшим на полях сражений в Великой Отечественной войне.


Трое учеников по очереди читают стихотворение "Вечный огонь"


Ученик 1


Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.


Ученик 2


Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!


Ученик 3


Как продолжение жизни солдат

Под звёздами мирной державы,

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.


Классный руководитель:

Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 государство (80% населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. чел., из них убито на фронтах 27 млн. чел. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.

Те, кто пережил блокаду, выстоял в этой страшной войне, освобождал нашу Родину на полях сражений, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад, голод, невзгоды, лишения, свалившиеся на их плечи, и победить жестокий, беспощадный фашизм. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Ученики читают стихотворение Р. Рождественского


Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,- помните!

О тех, кто уже никогда не споет,- помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!


Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!


Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.


Классный руководитель проводит краткую викторину по основным сведениям проведенного классного часа.


Викторина:


- Когда началась война?


- Какая страна напала на Советский союз?


- С какой целью фашистская Германия начала войну?


- Кто первыми вступили в бой с фашистами?


- Какой вклад внесли дети во время войны?


- Сколько длилась блокада Ленинграда?


- Как тыл помогал фронту?


- Какого числа над рейхстагом взметнулось Знамя Победы?


В конце классного часа классный руководитель раздает буклеты "Дети-герои Великой Отечественной Войны"

Сохранить у себя:
Классный час "Память бережно храним"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки