Классный час на тему:"Закон обо мне, мне о законе"

Цель: Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правилами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Содержимое разработки


Исаева С.В. 2 «Г» класс.



Тема. Закон обо мне, мне о законе.

Цель: Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правилами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

1. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

2. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

3. Воспитывать уважение к другим людям.

I. Орг. момент

Ученики встают в круг, взявшись за руки. Произносят вместе.

Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх)

Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу)

Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, миг! (делают шаг вперед)

Здравствуй, век! (делают шаг назад)

Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)

Учитель: А теперь повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь и присаживайтесь на свои места.

Наш классный час мне хотелось бы начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

Учитель: Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся и ответить. Сегодня мы с вами работаем по группам. Давайте вспомним правила работы в группе. (Дети отвечают). И наш классный час будет проходить в виде игры «Крестики –нолики» и за правильные ответы будете получать жетоны. А в конце мы подведем итоги и узнаем самую эрудированную команду. И так начинаем нашу игру.

II. Вступительное слово учителя (слайд)

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны делать и что не обязаны?

-  На что они имеют право и на что не имеют?


Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире. А случилось это 10 декабря 1948 года. ( слайд) Ответы детей. На доску высказывания из словаря Ожегова.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция о правах ребенка, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. (слайд) Ответы детей. На доску высказывание из словаря Ожегова.

В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (Слайд 5). Ответы детей. На доску высказывание из словаря Ожегова.

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

III. Основная часть.

- Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить). (на доске)

- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?

(Учитель вешает карточку со словом «Права» в центре доски, а дети работают в группах, записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать). Выступает от группы ученик и защищает.

 - уважение своей личной жизни, своего достоинства;

- права на семью, жилье, хорошие отношения в семье;

- ребенок имеет право на образование;

- каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.
Учитель: - Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?

Дети: (Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет.

Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается». У вас на столах лежат карточки «Разрешается» и «Запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы будете поднимать нужную карточку.

(Учитель по порядку читает стихи для 4 команд

«Разрешается-запрещается»

1. Рисовать, петь, танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать –

Это (разрешается)


2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

3. Должны дети с мамой жить,

Ей цветы всегда дарить – 

Это (разрешается).

4. Вместе дружно в мире жить, 

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

«Литературный» (У детей в группах представлены ситуации из сказок, им нужно определить какие права детей нарушены).

1. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какие права Иванушки она нарушает? (незаконное перемещение за границу)

2. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права Золушки нарушены? (право ребенка на отдых и досуг)

3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права нарушаются? (право на тайну переписки)

4. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Ребенком является каждое человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста).
Вывод: Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.

А сейчас прослушайте песню про «Мамонтенка» и скажите в жизни у нас с вами какие нарушаются права. У вас на столах лежат листы с картинкой, выберите и наклейте какие права нарушены в этой песне.

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись!

Выше- выше потянулись,

Ну- ка, плечи распрямите!

Подышите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь,

Сели, встали, сели, встали. Сели!

Учитель: Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем. У вас на столах лежат карточки, один из группы читает. (Обязанности на доске, дети выходят и вывешивают на доску).

Обязанности учащихся.

1.Посещать все уроки, не опаздывая на них.

2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.

3.Успевать по всем предметам школьного курса.

4.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

 - И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.

 - Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.

И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.

- Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?

(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).

 - Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).

- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).

Учитель. Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).

- Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).

- Хотите жить без друзей (Нет).

Вывод: Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.

Итог:  Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

Тест (На партах листочки, дети отвечают. Проверка на слайде)

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Итог классного часа.

Учитель: Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Но все мы понимаем друг друга, потому что у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? (Права человека)

- Без чего нет прав? (Без обязанностей)

- Почему? (Уважать права других людей – обязанность каждого человека.)

- Какие документы защищают права человека и права детей? (Декларация

прав человека и Конвенция о правах ребенка)


          - И в завершение нашего классного часа, дарю «Памятку школьнику» (буклет)

 


Сохранить у себя:
Классный час на тему:"Закон обо мне, мне о законе"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки