Классный час
на тему:
«Мои права и обязанности».
Цели:
•Познакомить с правами и обязанностями детей.
•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
•Формировать коммуникативные умения школьников;
•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;
•Прививать интерес к чтению;
Оборудование:
•Лепестки со значками по правам человека;
•выставка сказок;
•на доске – детские коллажи, рисунки родословного дерева и части пословиц;
•презентация;
Ход занятия
1. Целеполагание:
-В какой стране мы живём?
-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.
-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.
- Наша страна широко протянулась с запада на восток.
- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.
-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:
«Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека». - Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись.
2.Знакомство с правами:
-Наши права – охраняются государством - их нельзя отобрать.
-Их не нужно покупать - они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
труд
жизнь
прислуга
отдых
-А что самое важное среди остальных благ?
-Жизнь человеку дана чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
-Кому приходилось скучать при расставании с близкими и радоваться при встрече?
- Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете - это право на жизнь. Лепесток
-А зачем человеку труд?
-Если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Всё создано трудом.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
Нет священней слова: "Труд!"
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все - наследие трудов!...
-Вы тоже в будущем мечтаете трудиться.
-Кем вы хотите стать.
-Что приносит счастье – труд или безделье?
-Найди концовку пословиц среди записей на доске:
«Труд кормит, ...а лень - портит».
Старание и труд ...к счастью ведут
«Хочешь есть калачи, …не лежи на печи»
-Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете - это право на труд. лепесток
- А для чего человеку отдых?
- Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.
-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.
-Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
-Как называется ежегодный отдых родителей? ОТПУСК
-Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
-Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ
-Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.
-Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
-Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете - это право на отдых. лепесток
-Мы рассмотрели только некоторые права людей, самые главные.
-А обладают ли этими правами дети?
(Прикрепляется изображение ребёнка в центр цветка.)
3.Анализ ситуаций:
-Перед вами разные сказки, но в них нарушается одно и то же право. Какое?
-Какое из этих прав нарушалось в сказке «Золушка»?
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
-Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны (20 ноября 1989) подписали «Конвенцию о правах ребенка».
-О каких же ещё правах в ней говорится?
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
-Каждый ребёнок имеет право на имя. лепесток
-Имя придумывают родители при рождении. Отчество передаётся от отца, а фамилия от рода.
Прадеды
Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
- Узнайте происхождение вашей фамилии и значение имени.
5. Игра:
- Мальчики, встаньте и назовите по цепочке, какие отчества получат ваши дети?
6.Аукцион для родителей и детей:
-Назовите имена людей, которые прославили Россию?
-Почему товарищам нельзя давать кличку или прозвище?
-Потому что у них тоже есть право на имя.
-Отстаивая свои права, не забывай, что у других людей тоже есть такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Малыш, что остался один в целом свете,
Нормально не сможет жить и расти.
Взрослые, те что за детство в ответе,
Ребёнку семью помогите найти.
-Дети имеют право жить с родителями и право на их заботу. Ведь ребёнок не может заботиться о себе сам. лепесток
-А должны ли дети заботиться о родителях?
-Конечно, ведь кроме прав у каждого есть и обязанности.
-Забота о родителях – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
7.Сценка:
«Про Петю».
В комнате собралась семья: бабушка вяжет, мама пишет. Забегает сын Петя.
Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).
Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!
Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.
Мама: Помой посуду, сынок.
Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (родители хватаются за голову).
-Правильно ли поступал Петя?
-Какие ошибки он совершил?
-Петя хорошо выучил права, но не знает об обязанностях.
8.Физминутка:
-Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (под музыку «Антошка».), как мы…
- моем посуду
- застилаем постель,
- стираем
- гуляем с собакой,
- поливаем цветы,
- выносим мусор,
- проветриваем комнату,
- ходим в магазин за хлебом.
-чистим картошку
-вытираем пыль
-Дерево сильно корнями, а человек семьёй или родом.
-Каждый из вас должен знать свою родословную и хранить и беречь память о своих прародителях. Потому что это…. корни и сила человека!
Заходите в первый класс,
Не шагайте мимо.
Здесь всему научат вас,
Что необходимо.
-Дети имеют право на обучение. лепесток
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?
-Правильно! Без знаний человек не освоит профессию. А ещё когда человек много знает, с ним интересно общаться.
-Народная мудрость гласит:
Больше узнаешь -…. сильнее станешь.
Кто любит науки, ….тот не знает скуки.
(Дети находят концовку пословиц среди записей на доске)
-Что сделал папа Карло, чтобы Буратино мог учиться?
-Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
-Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
9.Сценка
«Кот и лодыри»
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
-Какое право есть у лодырей и нет у кота?
- Можно ли совсем не учиться?
-Нет, учёба – это обязанность детей! А обязанности нужно строго выполнять!
-Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
-О каком праве пойдёт речь?
(О праве на медицинскую помощь.)
-У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание. лепесток
-Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?
-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.
-А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
-Что надо для этого делать?
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
СПОРТ
ПИТАНИЕ
РЕЖИМ ДНЯ
-Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
-Вы узнали сказку?
-Что сделал волк с домами поросят?
-Он нарушает право на жильё и его неприкосновенность. лепесток
- Отгадайте сказку, в которой также было нарушено право на жильё?
Лисий дом был изо льда.
Солнце вышло — вмиг вода.
Из домишки лубяного
Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка)
10.Работа с выставкой книг:
-Дети также имеют право на охрану и защиту…
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
…от жестокого обращения
В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
..от эксплуатации и неволи
-В какой сказке было нарушено это право? Найди на выставке книг.
11.Игра «Разрешается – запрещается»
(разрешается – хлопаем или запрещается – топаем)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это… (разрешается).
Если кто того не знает:
Мать с ребенком разлучает.
Это… (запрещается).
Слушать мнение ребенка…. (разрешается).
Бить, наказывать ребенка…. (запрещается)
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться
Это –…. (разрешается).
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…. (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это….. (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго…. (запрещается)
12.Подведение итогов:
-Посмотрите, какой чудесный цветок получился.
-Перечислите свои права по символам на лепестках.
-Можно ли нарушать чужие права?
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
-Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.
-Этот цветок принесёт счастье только тому, кто, пользуясь правами, не забывает и об обязанностях!
-О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей, бережно относиться к здоровью.)
13.Домашнее задание:
-На лепестках этого цветка напишите эти и другие обязанности, которые необходимо вам выполнять.
14.Рефлексия:
Учитель раздаёт шаблоны цветка со словами:
«Летят, летят лепестки, в воздухе вьются, а за ними мысли вслух о занятии льются» (высказывания детей)