История и события
18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Долгожданная победа пришла в ходе операции «Искра», которая началась 12 января. Красной армии, наступавшей вдоль берега Ладожского озера, удалось пробить в немецкой обороне коридор шириной около 10 км. Это позволило возобновить снабжение города. Полностью блокада была прорвана 27 января 1944 года.
В июле 1941 года немецкие войска вступили на территорию Ленинградской области. К концу августа гитлеровцы заняли город Тосно, в 50 км от Ленинграда. Красная армия вела ожесточённые бои, но противник продолжал стягивать кольцо вокруг северной столицы.
В складывающейся обстановке Верховный главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР Иосиф Сталин направил телеграмму находящемуся в то время в Ленинграде члену ГКО Вячеславу Молотову:
«Только что сообщили, что Тосно взято противником. Если так будет продолжаться, боюсь, что Ленинград будет сдан идиотски глупо, а все ленинградские дивизии рискуют попасть в плен. Что делают Попов и Ворошилов? Они даже не сообщают о мерах, какие они думают предпринять против такой опасности. Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе? В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы (реактивные снаряды). Почему такие важные технические средства не действуют на участке Любань — Тосно?… Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?… Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования ...».
Молотов ответил на телеграмму следующее: «1. По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым… 2. В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тысячи финнов и 5 тысяч немцев, а также вопросами продовольственного снабжения Ленинграда».
По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты. 11 сентября Ворошилова отстранили с поста командующего Северо-Западным направлением и Ленинградским фронтом. Новым командующим стал Георгий Жуков.
2 сентября немцы перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую город с «большой землёй». Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Теперь связь с северной столицей можно было поддерживать только по Ладожскому озеру и по воздуху.
Впервые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду.
Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением».
О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по «Дороге жизни».
* * *
В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе
400 тыс. детей.
Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу, на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел… 12 «юнкерсов». Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стекла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы. … Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него. Да, это первая настоящая бомбежка города Ленинграда».
Запасов продовольствия в городе не хватало, было решено ввести систему распределение продуктов по карточкам. Постепенно хлебные пайки становились всё меньше. С конца ноября жители осаждённого города получали 250 граммов хлеба по рабочей карточке и вдвое меньше по служащей и детской.
«Сегодня утром Ака вручила мне мои 125 гр. хлеба и 200 гр. конфет. Хлеб я уже почти весь съела, что такое 125 гр., это маленький ломтик, а конфеты эти мне надо растянуть на 10 дней.… Положение нашего города продолжает оставаться очень напряженным. Нас бомбят с самолетов, обстреливают из орудий, но это всё еще ничего, мы к этому уже так привыкли, что просто сами себе удивляемся. Но вот что наше продовольственное положение ухудшается с каждым днём, это ужасно. У нас не хватает хлеба», — вспоминала семнадцатилетняя Лена Мухина.
Весной 1942 года учёные Ленинградского Ботанического института выпустили брошюру с рисунками кормовых трав, растущих в парках и садах, а также сборник рецептов из них. Так на столах жителей блокадного города появились котлеты из клевера и мокрицы, запеканка из сныти, салат из одуванчиков, суп и лепешки из крапивы.
Согласно данным управления НКВД по Ленинградской области от 25 декабря 1941 года, если до начала войны в городе ежемесячно умирало менее 3500 человек, то в октябре цифра увеличилась до 6199 человек, в ноябре — до 9183 человек, а за 25 дней декабря скончались 39 073 ленинградцев. В следующие месяцы за сутки умирали не менее 3 тыс. человек. За 872 дня блокады погибло около 1,5 млн.
Однако, несмотря на чудовищный голод, осаждённый город продолжал жить, работать и бороться с врагом.
* * *
Советские войска четырежды безуспешно пробовали разорвать вражеское кольцо. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья — в январе 1942 года, четвёртая — в августе—сентябре 1942-го. И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать. Сделано это было в ходе операции «Искра».
По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя».
К моменту начала операции в распоряжении 67-ой и 13-ой воздушной армии Ленинградского фронта, 2-ой ударной армии, а также части сил 8-ой армии и 14-ой воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. человек, около 4,9 тыс. орудий и миномётов, более 600 танков и 809 самолетов. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов.
Нашим войскам противостояла 18-ая армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. человек, 700 орудий и миномётов, около 50 танков и 200 самолетов.
Утром 12 января советские войска перешли в наступление.
«В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рев, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх бревна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и минометных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков.
Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера.
«18 января — день великого торжества двух наших фронтов, а вслед за ними всей Красной Армии, всего советского народа. … 18-я дивизия волховчан на юге и 372-ая дивизия на севере вместе с героическими защитниками Ленинграда прорвали фашистское кольцо. Сверкание «Искры» превратилось в финальный фейерверк — салют 20 залпами из 224 орудий», — вспоминал Кирилл Мерецков.
В ходе операции погибли 34 тыс. советских солдат. Немцы потеряли 23 тыс.
Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прозвучали залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоеванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги. До окончательного снятия блокады Ленинграду оставалось чуть больше года.
«Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Это вселило в бойцов Красной армии веру в окончательную победу над фашизмом. Также не следует забывать, что Ленинград — колыбель революции, город, имевший особое значение для Советского государства», — отметил кандидат исторических наук, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв.
Источник: russian.rt.com
27 января день воинской славы –
«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
Общая обстановка перед началом операции
Несмотря на то, что со времени установки блокады немецкое командование отказалось от активных наступательных действий в направлении города, ситуация продолжала оставаться сложной. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы, постоянной сухопутной связи между Ленинградом и остальной страной не было. В течении 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады, в ходе Любанской и Синявинской наступательных операций. Однако обе операции не увенчались успехом. Район между Ладожским озером и городом Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было наикратчайшим (12—16 километров; так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ»), был занят частями 18-й армии Вермахта.
Силы и состав сторон
СССР
67-я армия Ленинградского фронта под командованием генерал-майора М. П. Духанова;
2-я ударная армия Волховского фронта под командованием генерал-лейтенанта В. З. Романовского;
часть сил 8-й армии Волховского фронта под командованием генерала-лейтенанта Ф. Н. Старикова.
Авиационную поддержку наступления осуществляли:
13-я воздушная армия Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации С. Д. Рыбальченко;
14-я воздушная армия 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации И. П. Журавлёва;
авиация Балтийского флота.
Также наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.
Германия
Часть сил 18-й армии под командованием генерала кавалерии Г. Линдемана:
170-я пехотная дивизия
227-я пехотная дивизия
В ходе сражения немецкое командование ввело в бой ещё 4 дивизии: 96-ю, 61-ю, 21-ю пехотные и дивизию СС «Полицай».
План операции
План операции предусматривал одновременными встречными ударами войск Ленинградского фронта с запада и Волховского фронта с востока в направлении на Синявино и Рабочий посёлок № 5 во взаимодействии с Балтийским флотом разгромить группировку противника южнее Ладожского озера, ликвидировать шлиссельбургско-синявинский выступ, и тем самым обеспечить сухопутное сообщение Ленинграда со страной. Начало операции сперва было назначено на 1 января 1943 года, но из-за погодных условий было перенесено на 12 января.
Ход сражения
12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Командование противника, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5 и опорные пункты на флангах прорыва, поспешно перебрасывало свои резервы, а также части и подразделения с других участков фронта. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам.
18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены железнодорожная и автомобильная дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявина свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне.
Итоги операции
Войска Ленинградского и Волховского фронтов, взломав шлиссельбургско-синявинский выступ, прорвали блокаду Ленинграда, создав коридор шириной 8—11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации города с территорией всей страны. В город начали поступать продовольствие, вооружение, медикаменты. 7 февраля 1943 года через коридор на Финляндский вокзал прибыл первый со времени установки блокады прямой поезд.
Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника.
Инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии.
Дальнейшее наступление советских войск развития не получило, тем не менее операция по прорыву блокады имела важное стратегическое и психологическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград.
Конспект внеклассного мероприятия. "Блокадный Ленинград"
Цель: воспитание патриотизма, чувсва гордости за свою страну,за свой народ.
Задачи; -познакомить детей с понятием "блокада";
Классный час:
«70 -летию снятия блокады города
Ленинграда посвящается»
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
1.Познакомить ребят с понятием «блокада»;
2.Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в
период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с
помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Редела ночная мгла. Наступал день, которому суждено было сохраниться навеки в памяти народной – воскресенье, 22 июня 1941 года. ( слайды 1,2)
Стрелки часов приближались к 4-ём. В эти минуты пограничники заметили быстро надвигающиеся с запада тучи. Границу пролетали сотни самолетов, на крыльях которых были черные кресты… (Звучит песня «Вставай страна огромная!») ( слайды 3,4,5)
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слёзы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
(Звучит голос Левитана о начале войны. Слайд 7)
Началась Великая Освободительная война Советского народа . На защиту Родины
встала вся страна от мала до велика. Миллионы людей рвались на фронт сражаться с врагами. Вчерашние школьники, студенты, рабочие – все шли на фронт. Гитлеровская армия рвалась к Москве, сметая все на своем пути. Но наша армия сражалась смело, мужественно. Захватить Ленинград для фашистов – очень важно. ( слайды8,9,10,11)
В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо. Казалось, чуть-чуть и враг войдет в город, ступит на исторические камни своим кованным сапогом. (Слайд 12)
Но, нет! Все Ленинградцы поднялись на защиту города. Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог взять город.Но враг не унимался. Днем и ночью рвались снаряды, полыхали пожары, раздавались стоны умирающих людей.
Фашисты хотели сломить Ленинградцев, поставить их на колени, но измученные, голодные горожане не сдавались: выпускали оружие, шили одежду, вязали теплые вещи. Все ленинградцы свято верили, что победят. (слайды 13,14,15,16,)
Да, все защитники Ленинграда клялись не сдаваться. И эту клятву жители свято выполняли 900 бесконечно длинных дней и ночей. (слайд17)
Наступало чудесное время года – зима. Но не радовала она ленинградцев. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы, вышло из строя отопление, замерз водопровод. В городе заканчивались продукты, а привезти их было неоткуда. Люди стали ослабевать, болеть. (слайд18,19)
В 1942 году норма хлеба , состоящего из пыли, опилок сосны и нескольких граммов ржаной муки, составила 125 граммов. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса О. Бергольц.(слайды20,21)
В городе распространилась дистрофия, люди падали в голодные обмороки. Ели все , что попадется: суп из травы, кисель из столярного клея, мышей – все что было. Старались даже маленький кусочек хлеба оставить надолго. (слайды22,23)
Рассказ «Хлебные крошки»
Это было во время войны , в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь.
Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький ,
но тяжелый и влажный, потому , что муки в нем было совсем мало., а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны прилавка толпились дети. Даже при
слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, изнеможденные лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками. Ноги – в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.
Как только у продавца, разрезавшего буханку, падала на прилавок хлебная крошка , чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нес ее в рот. Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранила, не покрикивала на детей, не говорила : « Не мешайте работать! Уйдите!» . Продавщица молча делала свое дело: отпускала людям их блокадный паек. Люди брали хлеб и отходили.
А кучка Ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки. (слайды24,25)
Дети, плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинграда ворот не открыли
И не вышли к стене городской. (слайд26,27)
Трудно было жить в то время и страшно... очень страшно… Хоронили людей в братских могилах. Ничто не могло сломить Ленинградцев. (слайды28.29)
Даже в те страшные военные дни дети ходили в школу и учились. Вот что пишет 12-летний мальчик…
«Мы учимся в бомбоубежище. С утра до вечера обстрелы, обстрелы… В наш дом влетел и разорвался снаряд, выбило все стекла. Мы загородили окно фанерой и теперь дома совсем темно. Готовлюсь к географическому сбору. Сегодня я ел кисель из столярного клея».
«Где-то там, наверху свистели фугаски, рвались снаряды, а у нас под землей было тихо, тепло , светло. Радио приносило нам под землю вой сирены. У нас шел урок. Учитель объяснял нам новые темы. Нужно было запоминать, записывать. Заниматься стало трудно. Кочегарка не работала. Холодно. Коченеют руки и ноги, застывают чернила. В подземелье погас свет, мы перебрались в класс, где только одно окно застеклено, а остальные забиты фанерой»
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
В таких условиях учились дети и светло верили, что наступит день победы. После школы помогали фронту, работали в госпитале, очищали улицы от снега.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпушенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на под ставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
900 дней и ночей длилась блокада.
Страшная судьба постигла и семью Савичевых. Таня Савичева родилась в 1930 году, ей было всего 12 лет, когда шла война.
Большая и дружная была семья Савичевых. Отец, Николай Родионович работал пекарем, пёк душистый и вкусный хлеб. Мать, Мария Игнатьевна, работала белошвейкой на фабрике. Началась война. Во время войны Таня вела дневник. Это маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.
"28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта - Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня.
Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием.
Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.
В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане Савичевой, написавшей блокадный дневник. 27 января 2005
Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет "Балладу о Тане Савичевой", есть звезда, названная в ее честь.
Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом.
Каждый год бывшие блокадники получают открытки с поздравлениями от Президента России. На обороте открыток неизменно фотография девочки с короткой стрижкой и черным бантом. Рядом - странички жуткого дневника, в котором она отмечала даты смерти самых близких людей. Как и другие пенсионеры, Нина Николаевна бережно хранит эти президентские открытки. В альбоме, рядом с оригиналом той самой, последней фотографии Тани.
Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Только по озеру люди могли связаться с землёй. Эту дорогу и назвали Дорогой жизни. Но эта дорога беспрестанно обстреливалась. На этой дороге пролилось много крови.
« Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
И было так на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
Сегодня на дороге жизни стоит памятник «Цветок жизни» На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов».
В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское , на котором похоронено 470 тысяч человек.
Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.
Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.
Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока,
Ни утишать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика –
Но боль
Заговорила и прорвалось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут…
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас ни каким изюмом.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Год 42-ой…
Полгорода лежит в земле сырой.
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
(все встают. Звучит фонограмма «Метроном»)
Люди,
Покуда сердца
Стучат, -
Помните!
Какою ценою
Завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет,
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили.
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной земли!
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите
Через года
И жизнью наполните!
Но тех
Кто уже не придет
Никогда,
Заклинаю:
Помните!
Ленинград был полностью освобожден,но война продолжалась, До конца войны оставалось еще больше года. ( Звучит песня Н. Ургант из к/ф «Белорусский вокзал»)
КЛАССНЫЙ ЧАС
Блокада Ленинграда
С 8 сентября 1941 по 27 января 1944
Подготовила:
Яковец Лидия Юрьевна
Классный руководитель 5 класса
МБОУ Гринёвская СОШ
с.Гринёво
2018год
Цель: сохранение исторической, памяти познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.
Задачи:
воспитывающая: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
развивающая: развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие внимания, памяти, речи, мышления;
обучающая: познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада», «священный дар», «дорога Жизни».
Оборудование: презентация, видео, мультфильм.
Ход классного часа
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сообщение темы занятия.
- Тема нашего классного часа «И победил человек и город». Он посвящён блокаде Ленинграда.
Основная часть занятия.
Рассказ о Ленинграде.
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Уже 71 год отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
(Голос Левитана о начале войны, затем песня «Священная война»)
(Военная хроника)
22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.
Чтение стихотворения учениками.
Ученик: Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
Не знающих, не ведающих горя.
Ученица: Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
Ученик: И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Ученица: НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы навечно попрощались.
Беседа о блокаде.
- Ребята, мы с вами много говорили о войне. А кто из вас знает, что такое блокада? (ответы детей)
Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.
В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!" В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает.
(Видео с метрономом)
4. «Священный дар»
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.
Вместе с взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера и блокировали Ленинград с суши.
Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.
Когда открывался магазин, продавец начинала резать хлеб и раздавать, сразу образовывалось две очереди. В одной – женщины, старики, которые пришли получить свой кусочек «священного дара» - так в Ленинграде называли хлеб, в другую очередь становились дети. Когда из-под ножа падала крошка хлеба, ребёнок осторожно, без суеты нанизывал её на пальчик и отправлял в рот, а затем уходил в конец очереди, уступая место другому малышу. Надвигался голод! Люди научились готовить себе еду из того, что было под рукой. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.
5.Дневник Тани Савичевой.
-Посмотрите, что у меня в руках.(показываю дневник для девочек)
- Что это? (ответы детей). А для чего он нужен? (ответы детей).
Это дневник нашей ученицы. В него она записывает своих друзей, свои увлечения.
В блокадном Ленинграде жила-была девочка чуть постарше вас. Звали её Таня Савичева, и она тоже вела дневник. Маленькая записная книжка – обтянутый шёлком, блокнотик, ставший блокадным дневником Тани - это крик души о помощи, о том, что ничего нет на свете страшнее войны. Этот дневник никого не оставляет равнодушным, даже взрослые не могут сдержать слёз. Вы спросите почему? Давайте полистаем дневник Танюши.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все»
"Осталась одна Таня"
-Блокада отняла у Танюши родных, сделала её сиротой. При первой же возможности Таня Савичеву вывезли из блокадного Ленинграда. Но девочка не выдержала истощения и стресса, и вскоре умерла.19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.
Стихотворение (читает ученица):
Баллада о кукле
Груз драгоценный баржа принимала –
Дети блокады садились в неё.
Лица недетские цвета крахмала,
В сердце горе своё.
Девочка куклу к груди прижимала.
Старый буксир отошёл от причала,
К дальней Кобоне баржу потянул.
Ладога нежно детишек качала,
Спрятав на время большую волну.
Девочка, куклу обняв, задремала.
Чёрная тень по воде пробежала,
Два "Мессершмита" сорвались в пике.
Бомбы, оскалив взрывателей жала,
Злобно завыли в смертельном броске.
Девочка куклу сильнее прижала...
Взрывом баржу разорвало и смяло.
Ладога вдруг распахнулась до дна
И поглотила и старых, и малых.
Выплыла только лишь кукла одна,
Та, что девчурка к груди прижимала...
Ветер минувшего память колышет,
В странных виденьях тревожит во сне.
Сняться мне часто большие глазища
Тех, кто остался на ладожском дне.
Снится, как в тёмной, сырой глубине
Девочка куклу уплывшую ищет.
(А. Молчанов)
6.Подвиг ленинградских школьников.
- Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, ни смотря, ни на что. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.
7.Помощь фронту.
Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью «Всё для фронта – всё для Победы!»
8.«Дорога жизни»
- Как вы думаете, а можно ли было выжить в блокадном Ленинграде без чьей либо помощи? (ответы детей)
Конечно, нет.
С невероятными трудностями доставляли в Ленинград продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Когда озеро замёрзло, по нему сначала пустили обозы (телеги, которые тащили лошади), а затем проложили автомобильную трассу. Из города по ней вывозили детей, раненых, изготовленные снаряды, мины, пулемёты, а в город везли хлеб. Эту дорогу назвали «дорогой Жизни». Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.
Ученик: И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Стихотворение (читает ученик):
Цветок жизни
По Дороге Жизни – сглаженной, спрямлённой,
Залитой асфальтом - мчит машин поток.
Слева, на кургане, к солнцу устремлённый
Их встречает белый каменный Цветок.
Памятью нетленной о блокадных детях
На земле священной он навек взращен,
И к сердцам горячим всех детей на свете
Он призывом к Дружбе, к Миру обращён.
Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!
Подойдите ближе, головы склоня.
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.
У Дороги Жизни шепчутся берёзы,
Седины лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,
Плачет вместе с вами каменный Цветок.
Сколько их погибло – юных ленинградцев?
Сколько не услышит грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться.
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз.
Их похоронили в братские могилы.
Был обряд блокадный, как война, жесток.
И цветов тогда мы им не приносили.
Пусть теперь в их память здесь цветёт Цветок.
Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,
Поднял выше леса белый лепесток.
Всей земле Российской, всей земной планете
Виден этот белый каменный Цветок.
(А. Молчанов)
9.Освобождение города.
В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали «За оборону Ленинграда». Среди награждённых – 15249 детей. Город Ленинград был награждён орденом Ленина, и ему было присвоено звание города-героя.
Ученики: (каждый встаёт и рассказывает по одной строчке)
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Заключительная часть.
Рефлексия.
- Понравился ли вам наш классный час?
- Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)
Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей).
Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!
КОЛЕНИ ПРЕКЛОНЯЮ...
Я ПОМНЮ,Я ГОРЖУСЬ!
CКВОЗЬ СЛЕЗЫ ПОВТОРЯЮ.
ВЕДЬ НЕ ЗАБЫТЬ МНЕ ТЕХ,
КТО НАС ОБОРОНЯЛ,
КОНЕЧНО ПОМНИМ ТЕХ,
КТО САМ НЕ ЕЛ, НЕ СПАЛ.
СПАСИБО НАШИМ ДЕДАМ,
УШЕДШИМ НАВСЕГДА.
ДАЙ БОГ ЕЩЕ ЖИВУЩИМ
ЗДОРОВЬЯ НА ГОДА.
И ГЛЯДЯ В ИХ ГЛАЗА,
В КОТОРЫХ СТЫНУТ СЛЕЗЫ,
МЫ ПОНИМАЕМ БОЛЬ,
РАЗЛУКУ И МОРОЗЫ...
ЧТО ИМ ПРИШЛОСЬ ПРОЙТИ...
И СЕРДЦЕ ЖМЕТ НАМ ГРУСТЬ. ДРОЖАЩИМИ ГУБАМИ ШЕПЧУ-
Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!
Ритуал прощания.
- Ребята, наш классный час подошёл к концу. До свидания!