Классный час : глаза-зеркало души

классный час для начальной школы.Глаза-зеркало души

Содержимое разработки


Цели и задачи классного часа в начальной школе:

·Привитие навыков здорового образа жизни.

·Знакомство второклассников с основными правилами ухода за глазами сохранение хорошего зрения.

·Формирование потребности в личной гигиене правильного и регулярного ухода за своей  внешностью и здоровьем.

 Оборудование: Презентация, картинки с рисунками (что полезно, что вредно для глаз), таблица Сивцева Д.А. «Для исследования остроты зрения»,памятки – рекомендации, магнитофон, аудиокассеты

 1. Беседа по теме

- Как человек общается с окружающей средой? (с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания - 5 органов чувств)

- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

 Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

 Заучивание слов:

                             Я здоровье берегу,

                             Сам себе я помогу!

 

 - А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку;

     «Два братца через дорогу живут, друг друга невидят» (глаза)

 


 - Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

 Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Почему?  (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Не зря говорят о том, что глаза - зеркало души человека.

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? ( Прекрасные, ясные , чистые, огромные, веселые…)

- Каким бывает цвет глаз?

- Какие по размеру бывают глаза?

- Как расположены?

- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? Смотрим на изображение.

. .  Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача - "передать" правильное изображение зрительному нерву. Структуры глаза выполняют разные функции:

(далее  детские сообщения)

 

2.Физминутка

(Изображаем то животное, какое видим на картинке)

 Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

- Как  защищены глаза? (Веки , ресницы защищают их)

-Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку:

«Под мостом – мостищем  , под соболем два соболька разыгрались» (брови и глаза)

 Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.

3. Упражнение для бровей (выполняется под музыку)

Упражнение для бровей не только поможет вашим глазам избавиться от давления тяжести, но и поможет выглядеть моложе. (Это уже для взрослых)

Поднимите брови как можно выше, при этом проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача - со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что в первый раз подняв брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к себе, и у вас все получится.

- А зачем человеку слезы? (тоже защищают глаза от пыли)

  4. Оздоровительная минутка для глаз (выполняется под музыку)

Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Нужно выполнять и специальные упражнения .Этот комплекс йога рекомендует для поддержания зрения в хорошем состоянии. Как утверждают сами йоги, если делать его ежедневно утром и вечером, начиная с юности, можно сохранить хорошее зрение до глубокой старости и не пользоваться очками.

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу. Выпрямите позвоночник. Постарайтесь расслабить все мышца (в том числе и мышцы лица), кроме тех, которые поддерживают сидячее положение тела. Посмотрите прямо перед собой вдаль, если есть окно - посмотрите туда, если нет - посмотрите на стену. Постарайтесь сосредоточить внимание на глазах, но без излишнего напряжения. 

Упражнения для глаз

1 упражнение для глаз

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. 

2 упражнение для глаз

 Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

3 упражнение для глаз

На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.

4 упражнение для глаз

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла

5 упражнение для глаз

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). После упражнения, закрыть глаза на несколько секунд.

Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза

 6 упражнение для глаз

 Посмотрите вдаль

  Игра «Полезно - вредно»

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно.

 

Рисунки ( читать лежа, смотреть на яркий свет, смотреть близко телевизор, оберегать глаз от ударов, промывать по утрам глаза, тереть глаза грязными руками, читать при плохом освещении)

 

Кстати о телевизоре:  когда смотрим фильм

      - Расстояние от экрана должно быть удобно при вашем состоянии зрения.

      - Садиться лучше напротив экрана, а не сбоку.

    - Голову нужно держать прямо, опирая ее на позвоночник. Не наклоняйте голову вперед.

     - Во время просмотра фильма нужно  глубоко дышать и чаще моргать.

     - Перемещайте глаза  по всему экрану, не задерживаясь на одном месте.

    - Во время перерыва мягко прикрывайте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы глаз и подкрепить нервы сетчатки.

6. Правила бережного отношения к зрению

 -Умываться по утрам

-Смотреть телевизор не более 1-1.5 часов ч день

-Сидеть не ближе 3 м от телевизора

- Не читать лежа

-Не читать в транспорте

-Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов

-При чтении и письме свет должен освещать страницу слева

-Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см

-Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов(морковь, лук, петрушку, помидоры,  сладкий перец)

- Делать гимнастику для глаз

-Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце

Нужно помнить, что для достижения наилучшего результата, нужно следить за своим здоровьем в целом. По мнению специалистов, хорошее зрение во многом зависит и от правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов. Помните, что самая полезная - натуральная (а не искусственная и не консервированная) пища, подвергаемая минимальной тепловой обработке. Именно она сохраняет наибольшее количество полезных веществ.

  Итог

      Проверка зрения

Классный час в начальной школе подошел к концу. И в заключение  мы с вами проверим зрение по специальной таблице Сивцева Д.А. «Для исследования остроты зрения».

Берегите свои глаза. и запомните: глаза - зеркало души!


Родительское собрание.

       Тема:  «Критерии оценок во 2 классе. Первая оценка и как к ней относиться».

Цель собрания:

Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.

Задачи:

1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

2. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Оборудование:

Памятки для родителей,  листы индивидуальных достижений учащихся, презентация к родительскому собранию.

Подготовительная работа:                                                                                                 

Перед собранием с  учащимися и родителями проводилось  анкетирование. Учитель встречался с психологом.                                                                                    Для родителей оформляются памятки по проблеме.                                                 

План собрания:

Лекция по теме собрания, работа по слайдам презентации

2.Проведение обучающего тренинга

Заключительное слово классного руководителя (Памятки).                                                         

 

Ход собрания

1.Лекция учителя.

Комментирование слов:

«Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них»

Со 2 четверти наши дети начнут получать оценки. Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей? (Рассмотрение подробно слайдов с 3 – 11).  Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей. А вот если ребёнок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают. Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы. Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребёнка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка в тетради были одни “5”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребёнка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после «5»  вдруг  полученная «4» вызывает слезы! Или когда ребёнок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные. Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5 – 6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь «3» по письму и, самое главное не учите ребёнка лгать! Помните, что наказывая ребёнка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребёнка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребёнка оценка станет основной частью школьной жизни. Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Иногда нужно сказать ребёнку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?". Если ребёнок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"

Как помочь ребёнку?

а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.

б) Возможно, следует пересмотреть свои требования к ребёнку. Быть первым во всём всегда – невозможно. Помочь ребёнку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.  Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё!

Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации

Обучающий  тренинг «Первые уроки школьной отметки» психолог

Задачи тренинга:

1) Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка;

2) Создать условия для формирования культуры родительского воспри­ятия учебных умений школьников.

Подготовка. С учащимися и родителями проводится анкетирование, резуль­таты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.

Анкета для родителей (дана заранее  перед собранием)

1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка - это...

Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка - это...

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...

2.  Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете,  анализируя учение ребёнка:

Что ты получил сегодня?                                                                                                       

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знал! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедите

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

Анкета для учащихся (дана заранее  перед собранием)

Допишите предложения:

Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка – это...

                                         Ход тренинга

Обучающий тренинг

Родители усаживаются по кругу. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.

Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребёнка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсужда­ются совместно.

Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыс­лить их со своей теперешней, родительской, позиции.

Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные во­просы:

1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

2. Хорошо ли ему живется в родном доме?

3. Как к нему относятся родные и близкие?

4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?

5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.

 Анализ анкет учащихся

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся. Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положитель­ное мнение учащихся об отношении родителей к школьным отметкам; на второй - от­рицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребёнок...»

Групповая работа

Психолог предлагает родителям распределиться на команды (с помощью раз­ноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной от­меткой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.

Ситуация 1. Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Ситуация 2. Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.

Ситуация 3. Ребёнок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.

Ситуация 4. Ребёнок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

 Рефлексия

Родители высказывают мнение по содержанию занятия. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов: «Я узнал, что...»; «Новым для меня стало то, что...»; «Я убедился в том, что...»; «Меня не смогли убедить в том, что...»; «Я категорически против того, что...»; «Я не согласен с тем, что...»

Памятка для родителей

                            «Как относиться к отметкам ребёнка»

Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти Вашего душевного спокойствия. Не учите ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка.

Поддерживайте ребёнка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.


Сохранить у себя:
Классный час : глаза-зеркало души

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки