Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Классный час на тему:
"Подросток и правонарушения"
(для учащихся 8-11 классов)
Разработала
социальный педагог
МБОУ г.Мценска
«Средняя школа №3»
Абрамова О.Н.
2021г.
«Закон есть высшее проявление
человеческой мудрости, использующее
опыт людей на благо общества».
(Джонсон Сэмюэл - английский критик)
Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся.
Задачи:
1.познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности,
2.углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних,
3.создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Педагог. В каждом из нас есть противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить своё лучшее я. В подростковом возрасте это делать сложнее. Потому каждый год детская преступность растет с ужасающей быстротой.
В совершении правонарушений в России за последние годы приняли участие около трехсот тысяч подростков.
Наиболее распространенными являются имущественные преступления –кража, хищения. Далее - угоны транспортных средств, хулиганства и преступления против личности. Каждое третье преступление совершалось группой подростков.
Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые люди думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь». Однако они ошибаются. Переступил закон, пошёл по «лёгкому» пути, а что будет завтра?
Ведь совершить проступок нетрудно, а вот жить с этим потом…Доказать, что ты ошибся раз и что больше никогда не совершишь правонарушение повторно, вот это не просто.
Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки, слова и действия самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо знать закон и соблюдать его. Давайте постараемся разобраться сегодня, насколько мы знаем закон и как мы должны соблюдать его.
- Что такое преступление?
Преступление - серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности (Слайд 4)
- Что такое правонарушение?
Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечёт за собой юридическую ответственность.(Слайд 5).
Педагог: Какие виды ответственности вы знаете?
Учащиеся дают ответы.
Педагог: Древнеримский поэт Квинт Гораций. Говорил: «За преступлением следует наказание». Что же такое нормативно-правовой документ?
Нормативно-правовой документ — это официальный документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. С помощью нормативных документов определяется мера наказания за совершённый проступок (демонстрация нормативных документов). Слайд 6.
Основные нормативные документы (слайд 7).
Педагог. Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях.(Слайд 8-11)
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нахождение на улице без сопровождение взрослых позднее 22.00, распитие спиртных напитков в возрасте до 18 лет, курение в общественном месте и т.д.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Педагог. Практическая часть.(слайд 12)
Перед вами конверты со словами.
Вам необходимо за 3 минуты составить из слов известные афоризмы . Записать их и озвучить нам.
Ученики выполняют задания.
Задуманное, хотя и неосуществлённое преступление, есть всё же преступление. (римский философ Л.Сенека) |
Из всех преступлений самое тяжкое -это бессердечие. (древний мыслитель и философ Конфуций) |
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными . (Древнеримский оратор и философ М. Цицерон) |
Страшные преступления влекут за собой страшные последствия . (публицист, философ А.Герцен) |
Итог работы (слайд 13).
Педагог. В стране есть законы, которые мы не должны нарушать. Каждый человека нарушая закон, должен нести ответственность за это.
Разбор ситуаций в подгруппе. Ситуация № 1. Саша, Витя и Игорь( ребятам 15 лет) в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в магазин и купили спиртное. В парке ребята выпили спиртное и направились на дискотеку. Вопросы: 1.Как можно расценить поведение подростков? Они совершили преступление или правонарушение? 2.Какую ответственность понесут подростки (уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско – правовую)? 3. Найди с помощью дополнительного материала, который лежит перед вами, название нормативного документа, статью и наказание, которое понесут подростки или их родители. |
Разбор ситуаций в подгруппе. Ситуация № 2. Саша, Женя и Максим (12 лет, 13 лет,16 лет) поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Вопросы: 1.Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима. Они совершили правонарушение или преступление? 2. Какую ответственность понесут подростки (уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско – правовую)? 3. Найди с помощью дополнительного материала, который лежит перед вами, название нормативного документа, статью и наказание, которое понесут подростки или их родители. |
Разбор ситуаций в подгруппе. Ситуация №3. В школу позвонили : « В здание находится взрывное устройство» Позже выяснилось, что это был ученик 6 класса Виктор (14 лет). Вопросы: 1.Как можно расценить поведение подростка? Это преступление или правонарушение? 2.Какую ответственность понесут подростки (уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско – правовую)? 3. Найди с помощью дополнительного материала, который лежит перед вами, название нормативного документа, статью и наказание, которое понесут подростки или их родители. Разбор ситуаций в подгруппе. Ситуация №4. Ученик 5 класса Алексей (12 лет) избил ученика 4 класса Михаила (11 лет) . Михаил от удара упал, встаёт, держится за голову, пытается защищаться. Вопросы: 1.Как можно расценить поведение пятиклассника? Это преступление или правонарушение? 2.Какую ответственность понесут подростки (уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско – правовую)? 3. Найди с помощью дополнительного материала, который лежит перед вами, название нормативного документа, статью и наказание, которое понесут подростки или их родители.
|
Педагог . Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Вы теперь понимаете, что за каждое преступление, правонарушение следует наказание. Помните об этом всегда!
Игра «Аплодисменты».
Цель- релаксация.
Вы все знаете, что такое оркестр. В оркестре есть музыканты и дирижер. Я вам предлагают сегодня выполнить роль шумового оркестра. Чем выше я буду поднимать руки, тем громче вы будите хлопать в ладоши. Попробуем. Молодцы.Вы прекрасно справились с этим заданием.
Педагог. А теперь я вам предлагаю выполнить следующее задание. Вы все способные, смышлёные, талантливые молодые люди. Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли художников-оформителей в создание рекламных плакатов на тему: « Скажем «НЕТ» подростковой преступности!». На столе у каждой группы лежат ватман и фломастеры. В течение 5 минут вы должны будите нарисовать рекламный плакат.
Педагог. Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Показ рекламных плакатов.
Педагог. Наше занятие подошло к концу. Скажите, ребята, понравилось ли вам наше занятие, какие задания для вас оказались сложными, а какие напротив, были лёгкими, а также, что вы полезного узнали.
Педагог. Спасибо вам большое.
Я надеюсь, что полученные знания вам обязательно пригодятся в жизни.
Мне приятно было с вами работать .
Я прошу вас похлопать себе за проделанную работу. Вы большие молодцы.
Педагог заканчивает занятия словами
Помните! «Только слабые совершают
правонарушения: сильному и счастливому они не нужны».
Философ Вольтер
Рефлексия.Спасибо вам за ваши ответы.
Занятие окончено.Спасибо за внимание!
Список литературы.
Давыдова А.В. «Классные часы»: 11 класс-М.: ВАКО,2009.-256с.
Дик Н.Ф. «Классные часы в лицее и колледже»-Ростов н/Д : Феникс, 2007.-314с.
http://www.u-kodeks.ru/
http://900igr.net/prezentatsii/pravo/Podrostok-i-zakon/Podrostok-i-zakon.html
http://demotivators.to/
Приложение
ЗАДУМАННОЕ,
|
| ЕСТЬ | ||
ХОТЯ И | ВСЁ ЖЕ
| |||
ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
|
| |||
НЕОСУЩЕСТВЛЁННОЕ
|
| |||
ПРЕСТУПЛЕНИЕ,
|
|
ИЗ
|
| САМОЕ | |
ВСЕХ
| ТЯЖКОЕ- | ||
ПРЕСТУПЛЕНИЙ | ЭТО
|
| |
БЕССЕРДЕЧИЕ.
|
|
МЫ
|
| ЗАКОНОВ, |
| |
ДОЛЖНЫ БЫТЬ
|
| ЧТОБЫ | ||
РАБАМИ
|
| СТАТЬ | ||
СВОБОДНЫМИ.
|
|
СТРАШНЫЕ | СОБОЙ | |
ПРЕСТУПЛЕНИЯ
| СТРАШНЫЕ | |
ВЛЕКУТ ЗА | ПОСЛЕДСТВИЯ. |
Информация для групповой работы.
Четыре вида юридической ответственности при нарушениях.
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу уголовная ответственность
наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нахождение на улице без сопровождение взрослых позднее 22.00, распитие спиртных напитков в возрасте до 18 лет, курение в общественном месте и т.д. нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Преступление - серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Правонарушение – это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечёт за собой юридическую ответственность.
Нормативные документы, статьи.
Статья 20.20. .Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ ). Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
СТ.20.20. ЧАСТЬ 1.
Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
Статье 20.22 КоАП РФ Ужесточена ответственность по за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ. Родители или иные законные представители нетрезвых подростков заплатят штраф от 1,5 тысяч до 2 тысяч рублей.
Статья 163. «Вымогательство»Уголовного Кодекса Российской Федерации
Часть 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Часть 2. Вымогательство, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу.
в) с применением насилия;
г) в крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Часть 3. Вымогательство, совершенное:
а) организованной группой;
б) в целях получения имущества в особо крупном размере;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, -
наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Статья 213 «Хулиганство» Уголовный кодекс РФ хулиганство т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается: арестом на срок до 2-х лет; до 5 лет; С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия: тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
Статья 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
Статья 159 «Мошенничество» Уголовный кодекс РФ, т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, -
Статья 207 Уголовный кодекс РФ . Заведомо ложное сообщение об акте терроризма наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 105. «Убийство» Уголовный кодекс РФ наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Убийство, совершенное с отягчающими обстоятельствами, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.
Статья 110. «Доведение до самоубийства» Уголовный кодекс РФ или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 111. «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» Уголовный кодекс РФ наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
Статья 112. «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» Уголовный кодекс РФ наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 175. «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» Уголовный кодекс РФ наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
Статья 116. «Побои» Уголовный кодекс РФ. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших тяжелых последствий, наказываются штрафом, либо исправительными работами, либо арестом на срок до трех месяцев.
Статья 117. «Истязание» Уголовный кодекс РФ. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если.это не повлекло за собой смерть или длительное расстройство здоровья потерпевшего, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 119. «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» Уголовный кодекс РФ
наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 130. Оскорбление наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 114. « Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны» Уголовный кодекс РФ - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года.
Статья 1074 пункт 2 Гражданский кодекс РФ гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мерерасплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 Гражданского Кодекса.
Уголовная ответственность наступает с 16 лет.
В исключительных случаях с 14 лет.
Классный час на тему: "Подросток и правонарушения" (для учащихся 8 класса) Социальный педагог Абрамова О.Н. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №3»
|