Классный час «Блокада Ленинграда»
27 января наша страна отмечала одну из недавно утверждённых памятных дат – День воинской славы России. Это был день славы города Ленинграда.
Именно в конце января 1943 года в годы Великой Отечественной войны нашими войсками была прорвана фашистская блокада города. Кто из вас поможет мне объяснить смысл выражения
« блокада»? (ответы учащихся)
РАБОТА С ПОНЯТИЕМ «БЛОКАДА»: окружение войск противника с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.
Это кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде в Новый год проводились ёлки. Зажигала огни и самая главная - в Аничковом дворце.
Часто эти праздники помогали детям выжить...
Привезли 1000 ёлок Из почти трёх миллионов жителей Ленинграда, оказавшихся во вражеском кольце, в городе оставались около 300 тысяч детей. Даже в первую жуткую морозную зиму 1941 года для учеников 7-10-х классов, а это около 50 тысяч детей, организовали ёлки. Причём самые настоящие.
Несмотря на нехватку горючего, из леса привезли более 1000 зелёных красавиц. Их установили в школах, детских садах, различных учреждениях. В театрах драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном, как могли, устроили новогодние представления. Там специально для юных зрителей шли спектакли «Дворянское гнездо», «Три мушкетёра», «Овод». Везде было включено электричество, играли духовые оркестры.
В 1942-м Ленгорсовет уже в ноябре постановил: несмотря на войну, голод и
бомбёжки в дни школьных каникул необходимо провести новогодние праздники. 10 ноября Городской отдел народного образования издал
распоряжение, по которому они должны были пройти во всех школах (работали уже 84 десятилетки. - Ред.), детских домах и садах.
Особым вниманием окружили детей фронтовиков и сирот. Наперекор всему в городе, сжатом смертельным кольцом голода, ощущалось приближение чего-то
хорошего... А 31 декабря 1942-го в квартирах ленинградцев неожиданно вспыхнули электрические лампочки. Это был бесценный новогодний
подарок для жителей блокадного города, более 400 дней проживших в «пещерных» условиях, без воды, тепла и света.
Котлета в подарок
«1 января 1942 года нам, учащимся, дали пригласительные билеты на ёлку в
Драматический театр им. Горького. Во время спектакля несколько раз
объявляли тревогу, спектакль прерывался, мы все спускались в
бомбоубежище. Потом были накрыты столы. Нам каждому дали по
маленькой котлетке с гречневой кашей», - записала в своём дневнике 15-
летняя Тоня Журина.
«Сегодня нам сказали, что в 5 часов будем встречать Новый год в 4-й школе.
Там был большой концерт и ёлка из сосны... А потом был обед. Дали суп из
чечевицы, 2 котлеты с макаронами и какое-то желе, очень вкусное. Всё очень
вкусно. Хорошо всё-таки в школе». Эту запись в ученической тетради сделал
четвероклассник 370-й ленинградской школы Юра Байков.
«Сегодня была ёлка и какая великолепная. Правда, я почти не слушала
пьесы, всё думала об обеде. Обед был замечательный. Дали суп-лапшу, кашу,
хлеб и желе, все были очень довольны. Дети ели медленно и сосредоточенно,
не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу. Эта ёлка надолго останется в
памяти», - это ещё одно воспоминание из школьного дневника.
Легендой стала история, как в осаждённый город с Большой земли в подарок
детям привезли мандарины. Когда водитель 390-го автобата Максим
Твердохлеб вёз их из Кобоны по льду Ладожского озера, его полуторку
атаковали два фашистских истребителя. Меняя скорость, внезапно
останавливаясь и так же внезапно устремляясь вперёд, водитель несколько
раз уходил от атак. Вражеские лётчики тоже начали хитрить. Они заходили с
двух сторон. Уследить сразу за двумя самолётами было непросто.
Пулемётные очереди вдребезги разбили ветровое стекло, откололи кусок
баранки. Ухватившись окровавленными руками за то, что осталось от
рулевого колеса, Твердохлеб продолжал вести израненный автомобиль.
Когда он приехал, все удивились, как мог шофёр управлять такой машиной -
в ней было 49 пробоин! А ребята, которым достались повреждённые
мандарины, даже не догадывались, что это следы вражеских пуль И даже в
блокаду дети мечтали побывать на ёлке в Ленинградском дворце пионеров.
Для «детской республики» блокада - особая страница. На фронт ушли 39
педагогов, 17 записались в народное ополчение, а оставшиеся в городе
строили оборонные сооружения, принимали беженцев, сопровождали
эшелоны, увозившие детей в эвакуацию. В начале войны в старинных залах
разместился гражданский госпиталь. На немецких картах Аничков
обозначался как «объект 192» и подлежал уничтожению. Не случайно уже с
осени 1941-го здание «дворца маленьких большевиков» фашисты начинают
бомбить и обстреливать. Но несмотря ни на что жизнь на Невском, 39, не
прерывалась. Работали многочисленные кружки, проходили олимпиады
детского творчества, открылись оздоровительные площадки. Педагог-
хореограф Аркадий Обрант создал агитбригаду при политотделе 55-й армии
Ленинградского фронта. Реальные судьбы воспитанников этого коллектива
стали основой художественного фильма «Мы смерти смотрели в лицо». 70
«кружковцев» Дворца пионеров были награждены медалями «За оборону
Ленинграда», а участники танцевального ансамбля получили боевые награды
- ордена Красной Звезды.
Не прерывалась в Аничковом и традиция новогодних праздников. В 1942-м
здесь устроили ёлку для 1500 отличников учёбы, самых активных ребят из
пионерских дружин. Дерево украсили оставшимися игрушками,
самодельными гирляндами. Есть немало воспоминаний как мальчики и
девочки, за время блокады превратившиеся в маленьких старичков, при виде
нарядной красавицы на глазах оживали, на лицах появлялись улыбки. Все
получили памятные подарки. Сегодня о подвиге детей и педагогов
напоминает мемориальная доска. А в залах Аничкова, как и 73 года назад,
идут ёлки.
в тот блокадный 1942 Новый год чуда ждали все. Дети, как и положено,
воспринимали этот праздник по-особенному. "Мне казалось, что в этот день
война должна была остановиться, закончится. Это же Новый год!", —
вспоминает Валентина Петровна Короткова, которой в 41-м исполнилось 11
лет. Девочкой она пребывала в уверенности, что ничего страшного в такой
день точно не может случиться. Однако именно тогда маленькая Валя
"родилась" во второй раз. "В ту зиму было очень много снега, никто его
не убирал с улиц, приходилось ходить по узеньким тропкам. Помню, я тогда
шла и смотрела на застывшие огромными сугробами трамваи, и мне уже
не верилось, что они когда-то ходили... В общем, была погружена в свои
мысли настолько, что не сразу поняла, что начался обстрел. Помню только,
как чьи-то руки затащили меня в ближайшую арку, где уже прятались
несколько человек", — рассказывает она.
Однако девочка, уже привыкшая к обстрелам, в этот раз не захотела
пережидать налет в укрытии. "У меня в голове была одна только мысль: мама
меня ждет, она слышит, что начался обстрел и волнуется, надо скорее бежать
домой", – объясняет Валентина Петровна. Девочка вырвалась из рук
женщины, которая прижимала ее к себе, и побежала прямо под снаряды. Но
стоило ей удалиться на пару десятков метров, как в ту самую арку попала
бомба или снаряд. Погибли все, кто там находился, а Валентина осталась
жива.
Елочкин чай"
Насколько ей повезло, маленькая Валя осознала значительно позже, а тот
момент потрясение было слишком велико. Впрочем, в тот первый блокадный
Новый год в семье Коротковых произошло еще одно маленькое чудо.
"Мама очень хотела сделать нам праздник, но у нас не было игрушек, потому
что дом, в котором мы жили раньше, разбомбили... пропали и все наши
вещи. Тогда мама решила принести нам живую елку, но у нее не хватило
сил... И тут ее, плачущую, увидел военный с фронта, он нес елку... то ли
домой, то ли еще куда-то. Тогда он у своей елки обломал нижние ветви
и отдал маме, чтобы она хотя бы их принесла нам", – вспоминает женщина.
У нескольких веток ее мама оборвала иголки и заварила на них чай. "Мы
назвали его "елочкин чай", он казался нам таким вкусным, горячим... и так
вкусно пах!" — говорит Валентина Петровна. На их праздничном столе
кроме этого "чая" и кусочков хлеба не было больше ничего
Необычная история, связанная с главным новогодним деревом, произошла
и в одном из детских садов блокадного Ленинграда. Как пишет Елена
Дмитриева в своей книге о педагогах блокадного времени "Мы храним
бесценное наследство", воспитатель Евдокия Чугай решила устроить детям
праздник – принести живую елку.
За ней Евдокии пришлось идти на окраину города целый день, но сил у нее
не оставалось даже на то, чтобы срубить деревце, не говоря уж об обратном
пути. Женщине пришлось заночевать в сторожке на кладбище. И только
мысли о счастливых детских улыбках помогли ей пережить страшную
и холодную ночь.
"Увидев елку, дети на несколько мгновений забыли о войне, забыли о голоде.
Впервые у них появилось желание что-то сделать. Они решили склеить
игрушки, чтобы украсить елку", – пишет Дмитриева.
Тогда воспитательница выпросила на кухне половину чайной ложки муки,
сварила клейстер, разлила его по тарелочкам и вышла за ножницами.
Когда она вернулась, малыши плакали – почувствовав, как вкусно пахнет
клей, дети не удержались и без разрешения съели его. Успокоив малышей,
Евдокия выпросила еще немного муки, и игрушки все-таки украсили елку.
Такие крохотные радости посреди огромного горя помогали поддерживать
надежду в маленьких и взрослых ленинградцев.