Барсукова Валентина Григорьевна
Квалификационная категория: 2 (вторая квалификационная категория) КГУ г. Усть – Каменогорск средняя школа №27 «Мини-центр Айналайн»
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: Художественная литература
Тема: Интегрированное занятие «Времена года»
Задачи:
Приобщать детей к творчеству поэтов Казахстана;
Обогащать представления детей о характерных особенностях разных времен года через поэтические произведения;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Билингвальный компонент: кыс – зима, коктем – весна, жаз – лето, куз – осень
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Действие детей |
Мотивационно-побудительный | Ребята! Посмотрите, сколько много гостей пришло. А давайте их поприветствуем. Утренний круг: - Здравствуй, небо! - Здравствуй, солнце! - Здравствуй, планета Земля! - Здравствуй, наша большая семья! - Салем, салем, я вам говорю! - Салем, салем, друзей я люблю! - Салем, досым! - Hello, hello я вам говорю! - Hello, hello друзей я люблю! - Hello my friend! Сегодня мы встретимся с необычными героями, а кто они – вы узнаете при встрече с ними. |
Повторяют все вместе |
Организационно-поисковый | Звучит тихо музыка. Девочка в голубом платье: «Зима засыпает снегами поля, Зимой отдыхает и дремлет земля». - А как звучит слово «зима» на казахском языке? Девочка в зеленом платье: «Приходит весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса». - Весна на казахском языке – это? (коктем) Девочка в красном платье: «А лето пришло – всё под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот!» - Как будет слово «лето» на казахском языке? Девочка в желтом платье: «Нам щедрая осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады». - Кто пришел к нам в гости? - Переведите слово «осень» на казахский язык. - А какое у вас любимое время года? - За что вы его любите? - А у кого еще такое же время года любимое? - Ребята! А какое время года мы только что проводили блинами да народными гуляниями? - А сейчас давайте вспомним, как видел зиму поэт Абдрахман Асылбеков в стихотворении «Зима» (показ слайдов по содержанию стихотворения) - Давайте вспомним, как называется стихотворение, и кто его написал? - Какую зиму описывает поэт в своем стихотворении? - Подтвердите строками из стихотворения. - Ребята, а вы знаете казахские народные приметы и пословицы об этом времени года? - Чему нас учат эти народные приметы? - А может кто-то из вас прочитает стихотворение о зиме на казахском языке? - Как описана зима в твоем стихотворении? - А какая зима в нашем краю? - Давайте попробуем составить рассказ о зиме нашего края, используя модель. Посмотрите на условные обозначения, которые вам помогут составить рассказ о зиме. - Действительно ли такая зима в нашем краю, как рассказали? - Кто еще хочет что-нибудь добавить о зиме? Физминутка: Звучит весенняя музыка. - Зазвенели ручьи, - Прилетели грачи, - В дом свой – улей – пчела, - Первый мед принесла. - Кто скажет, кто знает, - Когда это бывает? Прошла холодная зима и наступила весна. - Что происходит в природе весной? - Какие птицы прилетают самыми первыми? - Как человек помогает скворцам расположиться на новом месте? - Послушайте стихотворение К.Баянбаева «Скворечник» (чтение стихотворения воспитателем) - О каком герое говорится в этом стихотворении? - Как называет К.Баянбаев жилье для этого жителя? Проект ребенка о скворцах. Показ изготовленного скворечника. |
Рассказывают о своем любимом времени года и за что они его любят.
Чтение стихотворения ребенком.
Отвечают на поставленные вопросы.
Ребенок читает стихотворение на казахском языке.
Составляют описательный рассказ о зиме нашего края
Ответы детей
Ответы детей
Скворцы
О скворце
Скворечник Рассказ о характерных особенностях, интересные факты из их жизни. |
Рефлексивно-коррегирующий | - О каких произведениях казахских поэтов мы сегодня говорили на занятии? - Какие времена года они описывали? - Ребята, а что еще является первым вестником весны? Рассказ ребенка легенды о подснежниках. - Символом чего являются подснежники? - Читая эту легенду, нам захотелось сделать подснежники и подарить их вам. | Ответы детей |
Ожидаемый результат:
Знать: характерные особенности времен года.
Иметь: представление о творчестве казахских поэтов А. Асылбекова и К.Баянбаева.
Уметь: рассказывать о временах года, используя произведения казахских авторов.
Легенда о подснежниках
Однажды старуха-Зима со своими спутниками стужей и ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек и продавил себе брешь в толстом снежном покрывале. Увидело солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.
Самоанализ интегрированного занятия «Времена года».
Основные программные задачи занятия:
Приобщать детей к творчеству поэтов Казахстана.
Обогащать представления детей о характерных особенностях времен года через поэтические произведения.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Для решения этих задач я использовала методы и приемы, являющиеся основными в системе РО:
Метод моделирования, который помогал детям в составлении описательного рассказа о зиме. Дети, опираясь на условные обозначения, составляли последовательный рассказ о зиме нашего края.
Метод проектов, который был представлен совместной деятельностью семьи Черепановых по теме «Скворцы» (этот проект раскрыл глубину знаний Вики по теме «Перелетные птицы», конструктивные умения ребенка в работе с деревом (скворечник).
Одним из ведущих методов РО является диалоговое обучение, которое было представлено на протяжении занятия в беседе о временах года, о прочитанных произведениях. Занятие было построено на интегративном подходе к различным видам детской деятельности: ознакомление с окружающим миром, музыкальной деятельности, экологии, изучению казахского языка и развитию речи. На протяжении всего занятия удерживала интерес детей, используя деятельностный подход (появление сказочных персонажей – времен года), моменты сюрпризности, где детям вручаются удостоверения защитников природы, подснежники, сделанные своими руками семьей Азаровых.
Занятие получилось целостным и завершенным, на протяжении всего занятия дети думали и отвечали на поставленные вопросы, т.е. прослеживалась логика движения мысли детей и со всеми задачами, поставленными на занятии, они справились. Тем не менее, чувствовалась у детей трудность в подборе нужных слов при составлении описательных рассказов. В речь детей мало включено эпитетов, сравнений.
Результативность: Дети знают творчество казахских поэтов А.Асылбекова и К. Баянбаева. Легко пересказывают произведение и знают характерные особенности «Времен года».
На будущее ставлю перед собой задачу: учить детей пользоваться такими выразительным средствами языка, как сравнение, эпитеты.