Министерство образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
|
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Дисциплина | Химия |
Тема | «Химия – наука чудес» |
преподаватель: А.А. Кочеткова группа: Т-1612 специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
2017
Утверждаю
Зав. учебно-методическим отделом_____________ Е.Ю. Хижинкова
«___» ________________2017 г.
Рассмотрено и утверждено |
|
на заседании ПЦК товароведения протокол № __4__________ от “_16__” ______11_____2017 г. Заведующая: _________ А.А. Кочеткова |
|
Дата проведения: __27.11.2017_________
Преподаватель: А.А. Кочеткова
Оглавление
Методические рекомендации для преподавателей …………………………………………….. | 4 |
План проведения ………………………………………………………………………………….. | 5 |
Список использованных источников……………………………………………………………. | 9 |
Приложение А Гимн химии ……………………………………………………………………… Приложение Б Занимательные опыты…………………………………………………………… Приложение В Задачи для команд……………………………………………………………….. Приложение Г Критерии оценки для жюри…………………………………………………….. | 11 12 13 14 |
Рецензия……………………………………………………………………………………………. |
|
Методические рекомендации для преподавателей
Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес» для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания проводится преподавателем дисциплины «Химия». Объединяет теоретические знания и практические умения дисциплин химия, а также в области экологии и физиологии питания.
Преподаватель проводят подготовительную работу по составлению плана проведения мероприятия, продумывает содержание, подробно и последовательно выстраивает этапы проведения, обдумывают свои действия и педагогические приемы, распределяют время и т.д.
В ходе подготовки используется следующее оборудование: персональный компьютер, посуда, оборудование, реактивы, презентация в программе PowerPoint.
В начале мероприятия преподаватель создает условия для определения целей и задач, мотивируя студентов к познавательной деятельности: интересные моменты в познании химии.
Далее происходит выступление ведущих, проведение опытов, презентация, работа в командах, подведение итогов жюри, определение победителей победителей.
Для проведения конкурса студенты должны знать: ученых-химиков, пословицы, качественные реакции 3 аналитической группы катионов..
И соответственно студенты должны уметь: решать задачи, определять катионы. В результате студенты должны закрепить свои умения анализировать состав раствора.
Время проведения мероприятия 120 минут.
В процессе проведения конкурса преподаватель наблюдает за работой студентов, предоставляя им творческую самостоятельность.
Успешность мероприятия определяется актуальностью темы, ее значимостью для каждого студента, в ходе проведения должны сделать вывод о важности изучения химии.
На внеклассном мероприятии царит творческая обстановка, все заняты своим делом, заинтересованы в результатах своего труда.
В ходе подготовки к конкурсу преподаватель и студенты готовят дополнительный теоретический и практический материал, который приводится в данных методических рекомендациях.
Тема: Химия – наука чудес
Методическая идея: демонстрация применения элементов развивающей технологии.
Цели внеклассного мероприятия создать условия:
для обобщения и систематизации знаний, формирования компетенций;
для применения знаний, умений и навыков в практической деятельности;
для привития интереса к дисциплине Химия, расширения кругозора обучающихся.
Задачи внеклассного мероприятия:
1) Обобщение и систематизация знаний в области химии
2) Решение химических задач командой на время
3) Определение в растворе катионов 3 аналитической группы
Тип занятия: обобщения и систематизации
Методы обучения: наглядный, словесный, практический
Оснащение конкурса:
Оборудование: компьютер, проектор, посуда, реактивы, оборудование
Программное обеспечение: Power Point
Отведенное время: 120 минут
Этап деятельности | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1Орг. момент. Актуализация темы | 2 | Здравствуйте! Тема нашего конкурса – «Химия – наука чудес». Ни для кого не секрет, что химия важная наука для современного человека. Поэтому важно изучать химию и применять эти знания в профессиональной деятельности | Приветствуют |
|
2Создание проблемной ситуации. | 1 | Важная часть химического знания – это умение решать задачи, как теоретические, так и практические. Кроме этого соревнование команд подразумевает взаимодействие между участниками |
|
|
3Постановка цели | 1 | Цель: обобщить и систематизировать знания; научить применять знания, умения и навыки в практической деятельности; привить интерес к дисциплине, расширить кругозор | Ведущий: О, физика, наука из наук! | Слайд 2 |
4 Планирование | 1 | задачи, которые служат этапами нашей работы. 1) Обобщение и систематизация знаний в области химии 2) Решение химических задач командой на время 3) Определение в растворе катионов 3 аналитической группы |
| Слайд 2 |
5Реализация плана | 1 пара | Проведение конкурса 1. По жребию создаются 4 команды. 2. Двое ведущих проводят конкурсы, используя презентацию. 3. Жюри (студенты старшего курса, преподаватели), оценивают качество ответов и заданий. 4. Подведение итогов, награждение.
Конкурс проводится с 20 по 30 ноября 2017 года в рамках декады ПЦК товароведения.
Раздает фишки за правильный ответ
Конкурс: Узнай великого химика
Определите чистые вещества и смеси. Конкурс «Реши задачу»
Конкурс «Отгадай катион» | Выходят несколько химиков: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня собрались с вами, чтобы прославить самую удивительную из наук – химию. Два студента проводят опыты
Опыт «Несгораемый платок» Опыт «Вулкан» Опыт «Дым без огня» Опыт « Превращение молока в воду, компот, газировку» Переводил я пословицы с иностранного языка, и какая-то ерунда получилась. Может поможете? Ведущий. В конкурсе «Визитная карточка команды» участвуют все члены команды. Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» - это эмблема и название команды, а также приветствие соперникам, болельщикам. Максимальная оценка: 5 баллов. Пожалуйста, команды на сцену. На экране портрет химика, командам по очереди предоставляется возможность назвать фамилию ученого, за правильный ответ 1 балл
В ответе должно быть: В - если это вещество, и С - если это смесь: Задание на время: в течении 10 минут каждая команда должна решить максимальное количество заданий. Каждая решенная задача оценивается в 1 балл. Командам предоставляется возможность вытянуть свой вариант задания Катионы 3 аналитической группы |
Слайд 3
(Поваренная соль)
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Приложение
|
6Презентация продукта и его обсуждение | 5 | Подведем итог нашей работы. В нашем конкурсе соревновались 4 команды, …Слово предоставляется жюри. | По мере выполнения заданий команды сдают работы в жюри, которое подсчитывает общий итог | |
7Обобщение Подведение итога | 2 | Жюри поработало и определило победителей. | Объявлениее победителей | |
8Организация рефлексии | 2 | Что вам запомнилось при работе над конкурсным заданием? Понравились задания? Какое задание было самым сложным? Самым простым? | - Да, можно заменить. - Да, можно придумывать новые рецепты | |
Список использованных источников
Основные источники:
Алексашин, Ю.В. Общая химия : учебное пособие / Ю.В. Алексашин. – М. : Дашков и К, 2010. – 282 с.
Ерохин, Ю. М. Химия : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Ю. М. Ерохин – М. : Академия; НМЦ СПО, 2011. – 400 с.
Ерохин, Ю. М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) / Ю. М. Ерохин, В. И. Фролов – М. : Высш. шк., 2010. – 304 с.
Саенко, О.Е. Химия для колледжей / О.Е. Саенко. – М. : Феникс, 2010. – 282 с.
Дополнительные источники:
Кочеткова А. А. Химия: рабочая тетрадь : учеб. пособие / авт.-сост. А. А. Кочеткова, – Барнаул, 20151. – 121 с.
Лидин, Р.А. Химия. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Р.А. Лидин. – М. : АСТ, 2011. – 286 с.
Лидин, Р.А. Химия : справочник школьника / Р.А. Лидин. – М. : АСТ, 2011. – 286 с.
Петров, М. М. неорганическая химия / М. М. Петров, А. А. Михалев, Ю. Н. Кукушкин. – Л. : Химия, 2002. – 386 с.
Саенко, О.Е. Аналитическая химия : учебник / О.Е. Саенко. – М. : Феникс, 2011. – 287 с.
Интернет-ресурсы:
Маркин В.В. Учебник по Органической химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chemexpress.fatal.ru/Navigator/Ehandbooks.html
Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии. Интернет-учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/index.htm
Открытая химия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chemistry.ru/index.php
Химия для всех : обучающая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html
Электронный учебник по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alhimikov.net/elektronbuch/menu.html
Приложение А
Гимн химии
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Ацетилен в сметану превратить,
Весь водород в конфеты переделать,
Из кислорода масло получить.
П/в: Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!
2. Нам не чета филологи-пижоны.
Историков за пояс мы заткнём,
А если будут чем-то не довольны,
Устроим «бум» и дружно пропоём.
П/в.
3. Мы рождены, чтобы пролить что льётся,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Мы собрались, чтоб химию прославить,
А химию должны все-все любить!
П/в.
Всё выше, и выше, и выше
К вершинам науки идём
И если с пути не собьёмся
то значит получим диплом
Приложение Б
Химические занимательные опыты
Опыт «Несгораемый платок»
1вариант. Платок пропитать раствором силиката натрия и высушить. Смочить спиртом, поджечь. Спирт сгорает, платок остаётся невредимым.
2 вариант. Влажный платок смочить спиртом. Эффект тот же самый.
Опыт «Вулкан»
На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония. Для лучшего эффекта подогреть вещество снизу, а сверху в горку вставить раскаленную стеклянную палочку. Вулкан начинает действовать с места, где стеклянная палочка, т.е. с середины. Образующийся зеленый пепел необходимо собрать, поэтому прибор ставим на широкий поднос. По окончании опыта тщательно убрать пепел.
Опыт «Дым без огня».
Два больших химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный «дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу
Опыт « Превращение молока в воду, компот, газировку»
Раствор хлорида кальция и соляной кислоты («молоко»).
2. Добавить несколько капель соляной кислоты, Жидкость вскипает и становится бесцветной (вода).
3. Перелить полученный раствор в другой стакан, стенки которого смочены раствором лакмуса. Изменение окраски раствора лакмуса в кислой среде (красный – «компот»).
4. Перелить в стакан, на дне которого тонким слоем (незаметно) насыпан порошок мела или известняка (выделение углекислого газа – «газировка»).
Опыт «Заживление раны»
На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».
На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.
«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.
Опыт. «Таинственная надпись»
На листе белой бумаги деревянной палочкой медным купоросом делают какую-либо надпись. Когда бумага высохнет, нужно подержать ее над крепким раствором аммиака. Появляется надпись, окрашенная в синий цвет.
Приложение В
Задачи для команд
Вариант 1
Напишите электронные формулы для следующих элементов: 14Si
Сколько граммов вещества следует взять для приготовления 1 л 0,1 М раствора K2CO3.
Концентрация ионов ОН- равна 10-9. Определить рН.
В 1 л воды поместили 200 г металлического калия. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида калия.
Найти количество гидроксида калия, если на титрование 5 мл 0,1н раствора пошло 10 мл КОН.
Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 80% углерода и 17,2% водорода, если 5 л этого вещества весит 1,34 г.
Вариант 2
Напишите электронные формулы для следующих элементов: 13Al
Сколько граммов вещества следует взять для приготовления 1 л 0,2 М раствора K2CO3.
Концентрация ионов ОН- равна 10-7 Определить рН.
В 2 л воды поместили 50 г металлического бария. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида бария.
Найти количество гидроксида калия, если на титрование 5 мл 0,1н раствора пошло 6,5 мл КОН.
Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 82,8% углерода и 20% водорода, если I л этого вещества весит 12,95 г.
Вариант 3
Напишите электронные формулы для следующих элементов: 16S
Сколько граммов вещества следует взять для приготовления 1 л 0,1 М раствора K2SO4
Концентрация ионов ОН- равна 10-4. Определить рН.
В 0,5 л воды поместили 155 г металлического натрия. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида натрия.
Найти количество гидроксида калия, если на титрование 10 мл 0,1н раствораHCl пошло 7,5 мл КОН.
Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2% водорода, если 3 л этого вещества весит 5,89 г.
Вариант 4
Напишите электронные формулы для следующих элементов: 15P
Какую навеску ZnCl2 нужно растворить в 1 л, чтобы получился 0,5 М раствор
Концентрация ионов ОН- равна 10-6. Определить рН.
В 2 л воды поместили 50 г металлического калия. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида калия.
Найти количество поваренной соли, если на титрование 10 мл 0,1н раствора AgNO3 пошло 8.0 мл NaCl.
Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 92,3% углерода и 7,7% водорода, если 2 л этого вещества весит 2,32 г.
Приложение Г
Критерии оценки для жюри
Команда | Задание 1 Загадки(за каждый 1 балл)
| Задание 2 Перевертыши(за каждый 1 балл)
| Задание 3 Визитная карточка(5 баллов) | Задание 3 Узнай вещество(1 балл) | Задание 4 Задачи на время (6 баллов) | Экспериментальная задача (6 баллов) | Итого |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5