Химия. 8 кл. Урок №50. Дата_______. Учитель: Ярощук А.В.
Химические свойства солей. Способы получения солей. Лабораторный опыт №10. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний
Методы обучения: комбинированный( словесно-наглядный) с использованием технологии развития критического мышления и информационных технологий
Цель урока: сформировать знания учащихся о химических свойствах солей
Задачи:
- образовательные: изучить общие свойства солей, закрепить умение составлять уравнения реакций;
- развивающие: совершенствовать умение работать с источником информации; помочь осознать практическую значимость изучаемого материала;
- воспитательные: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной деятельности
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.
Оборудование и реактивы:
Компьютер, проектор, презентация к уроку (Power Point);
пищевая сода, поваренная соль, лимон.
Ход урока:
1. Организационный момент
приветствие учащихся
проверка наличия принадлежностей
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос: «Что мы знаем о солях?»
- состав…
- физические свойства…
-классификация…
- номенклатура….
Индивидуальная работа: «Подтвердить или опровергнуть»
1. соли – это твердые вещества
2.все соли растворимы
3. CuSO4 средняя соль
4. NaHCO3 питьевая сода
5. FeSO₄ сульфит железа
6. AlOHCl2 кислая соль
7. (CuOH)2CO3 гидроксокарбонат меди
8. Mg(HSO4)2 гидросульфат магния
9. на доске мы пишем солью
10. нитрат калия нерастворим
самопроверка
3. Актуализация и постановка темы данного урока
Фаза вызова: Прием «Ассоциация»
-- «Химическая кухня» :
1.опыт – взаимодействие соды и лимона
2.опыт – взаимодействие растворов соды и соли
--Вопрос: Что вам захотелось узнать
после данных экспериментов о солях?
-- Предполагаемый ответ:
Почему в одном случае видны происходящие изменения, а в другом нет. Мы должны узнать химические свойства солей.
Это и будет темой нашего урока: Химические свойства солей
-Определим наши задачи:
изучить химические свойства солей;
применять знания при составлении уравнений;
уметь записывать уравнения реакций
4.Изучение нового материала
Фаза осмысления: Прием «Пометки на полях»
Соль + кислота→другая соль + другая кислота
Соль + щелочь→ другая соль + другое основание
- условия осуществления данных реакций ↑ или ↓
(из формул веществ, предложенных на карточках,
составить уравнения реакций)
H2SO4 BaCl2 Ba SO4 HCl
KOH Fe(NO3)2 KNO3 Fe(OH)2
- два новых свойства:
Соль + соль→ соль + соль
Уравнение реакции написать на доске
BaCl2 + MgSO4 →BaSO4 ↓+ MgCl2
Условие ↓
Соль + металл→ другая соль + другой металл
Уравнение реакции написать на доске
CuSO4 +Fe → Fe SO4 + Cu
Условие - вытеснительный ряд металлов
5. Закрепление
Типичные реакции солей
Какие реакции возможно осуществить:
Cu + 2AgNO3 → Cu(NO3)2 + 2Ag
Ba(NO3)2 + 2KOH → Ba(OH)2 + 2KNO3
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
Тест (работа в парах)
1.Реакция происходит между :
а.Cu и FeCl2
б.Ca и NaCl
в.Fe и Cr2(SO4)3
г.Na и KCl
2.Реакция не идет между :
а.NaCl и Al(NO3)3
б.NaCl и AgNO3
в.Na2SO4 и BaCl2
г.СaCl2 и Na2CO3
3.Осадок выделяется при взаимодействии:
а.KNO3 и BaS
б.CuS и HCl
в.Na2SO4 и Ba(OH)2
г.MgSO4 и Li Br
6. Обобщение
Фаза рефлексии: Прием «Кластер» ( работа в парах)
Дописать схему:
7. Итог урока
- цель урока нами достигнута – ознакомились с химическими свойствами солей и попробовали применять полученные знания при выполнении упражнений
8. Домашнее задание
П. 47 упр. 3а, б