Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот

Урок по теме "Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот" предназначен для учащихся 10 класса. На этом уроке использована технология критического мышления.

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Химические свойства, применение и получение карбоновых кислот»


  1. ФИО автора: Бердова Наталья Юрьевна

  2. Место работы: МБОУ «Барашевская СОШ».

  3. Должность: учитель химии.

  4. Предмет: химия.

  5. Класс: 10

  6. Учебник: О.С.Габриелян Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. 2-е изд. - М.: , Дрофа, 2014.

7.Цели урока:

Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных интересов и способностей. Учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями. Готовность к общению и  сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной и иных видах деятельности.

Метапредметных: умения  планировать,  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решении,  умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умения   использовать в учебных целях информацию из  текстов, умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе, соблюдать ТБ.

Предметных: изучить и закрепить химические свойства карбоновых кислот, выполнить химический эксперимент.

8. Тип урока:  комбинированный

9. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

10. Оборудование: поднос для реактивов и оборудования, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, стеклянные палочки, пробирка держатель, химические стаканы и колбы, предметные стекла.

11. Реактивы: растворы: уксусной и муравьиной кислот, гидроксида натрия, индикаторов (лакмус, фенолфталеин), магний, оксид меди (II), гидрокарбонат натрия, карбонат кальция.

12. Раздаточный материал: инструктивные карточки.

13. ИКТ: компьютер, презентация в виде слайдов.

14. Использована технология критического мышления

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Учитель:  Здравствуйте, ребята!

Приветствие.

Встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись

И с хорошим настроением начинаем наш урок

II. Вызов
Составление кластера о ранее изученном материале.

На подносе: лимон, яблоко, мандарины, виноград, муляж муравья

О чём пойдёт речь на уроке? О каких веществах? (Ответ: о карбоновых кислотах)



III. Мотивация знаний

Пройдемся по лестнице знаний.

Учитель:  Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)
– Какая функциональная группа называется карбоксильной?

– Укажите в списке формулы карбоновых кислот.

– Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.

– Назовите карбоновые кислоты по тривиальной номенклатуре.

Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию, номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны заняться на этом  уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока.

IV. Осмысление

Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?

(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах, могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм).

Можно ли прожить без знаний о карбоновых кислот? Может быть и можно, но, что бы себя считать образованными людьми, я думаю, мы обязаны знать, что мы едим и пьем, с чем мы имеем дело в быту. Знать, чем опасны эти вещества, с чем они могут прореагировать, поэтому нам и необходимы знания о химических свойствах карбоновых кислот.

Гипотеза: действительно ли карбоновые кислоты имеют такие же химические свойства, как неорганические кислоты.


Опишите строение карбоксильной группы.

Для этого заполните пробелы в предложенном тексте

 

(В карбонильной группе электронная плотность смещена от атома углерода к атому кислорода, поэтому на карбонильном углероде возникает частично положительный заряд. Атом углерода, компенсируя этот положительный заряд, притягивает к себе неподелённую пару электронов атома кислорода гидроксильной группы. В свою очередь атом кислорода оттягивает на себя электронную плотность связи О–Н, т.о. атом водорода в ней становится очень подвижным. )

Атом водорода приобретает повышенную подвижность, что существенно упрощает его отрыв в виде протона

Учитель: Выдвинем гипотезу  реакции характерные для неорганических кислот будут также характерны и для карбоновых кислот? Давайте проведем исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, а потом мы с вами обсудим результаты.

Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности.

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Учащиеся в парах выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.

Содержание инструктивной карточки

  1. Выполните опыты, указанные в таблице.

  2. Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.

  3. В третьем столбце запишите уравнение реакции.

Соблюдайте правила проведения опытов.

Опыт

Что наблюдали

Уравнение реакции

1.

В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус.

 

 

2.

В пробирку с Zn прилейте СН3СООН.

 

 

3.

В пробирку с СuО прилейте СН3СООН.

 

 

4.

Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН.

 

 

5.

Прилейте в пробирку с Nа 2СО3  СН3СООН.

 

 


 

 

- Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот.





Обсуждение

– Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т.к. являются слабыми электролитами. Запишите уравнение электролитической диссоциации.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? (Видели, что при взаимодействии кислоты с цинком выделялся газ. Значит уксусная кислота взаимодействует с металлами)
– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? (При проведении третьего опыта наблюдали исчезновение порошка оксида меди и раствор стал голубым. Это говорит о том, что кислота взаимодействует с оксидами металлов)
– Каковы результаты четвертого опыта? ( Наблюдали исчезновение малиновой окраски, вызванной добавлением фенолфталеина)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта? (При взаимодействии уксусной кислоты с солью наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что карбоновые кислоты взаимодействуют с солями)   

Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот. Следовательно наша гипотеза подтвердилась.

Учитель:Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот.

Это реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный химический эксперимент – получение сложного эфира.

Видеофрагмент «Специфические свойства уксусной и муравьиной кислот»

− С какой особенностью строения молекулы карбоновой кислоты связаны химические свойства? ( Все свойства связаны с присутствием в их молекуле гидроксильной группы.

Следующая ступенька в наших знаниях- это применение. Составление кластера.

Учащиеся получили задание сделать сообщения о нахождении и применении некоторых кислот.

И последняя ступенька это получение карбоновых кислот (рассматриваем окисление альдегидов и спиртов)

V.Применение на практике знаний о кислотах.

Учитель:  А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования  нужно 500 г 9%-ного раствора  СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять? (Решение задачи на доске).

VI. Подведение итогов. Рефлексия



Изучение нового материала подходит к концу. Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия. (Изучить химические свойства, применение и получение карбоновых кислот).

Достигли мы этой цели?

Что вы узнали для себя нового в ходе урока, что особенно запомнилось?

Где пригодятся вам полученные знания?

(Знания расширят наше представление об окружающем мире веществ, пригодятся нам в быту и возможно в будущей профессии).







Сохранить у себя:
Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки