ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Химические свойства, применение и получение карбоновых кислот»
ФИО автора: Бердова Наталья Юрьевна
Место работы: МБОУ «Барашевская СОШ».
Должность: учитель химии.
Предмет: химия.
Класс: 10
Учебник: О.С.Габриелян Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. 2-е изд. - М.: , Дрофа, 2014.
7.Цели урока:
Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:
Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных интересов и способностей. Учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями. Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной и иных видах деятельности.
Метапредметных: умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решении, умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умения использовать в учебных целях информацию из текстов, умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, соблюдать ТБ.
Предметных: изучить и закрепить химические свойства карбоновых кислот, выполнить химический эксперимент.
8. Тип урока: комбинированный
9. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
10. Оборудование: поднос для реактивов и оборудования, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, стеклянные палочки, пробирка держатель, химические стаканы и колбы, предметные стекла.
11. Реактивы: растворы: уксусной и муравьиной кислот, гидроксида натрия, индикаторов (лакмус, фенолфталеин), магний, оксид меди (II), гидрокарбонат натрия, карбонат кальция.
12. Раздаточный материал: инструктивные карточки.
13. ИКТ: компьютер, презентация в виде слайдов.
14. Использована технология критического мышления
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Приветствие.
Встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись
И с хорошим настроением начинаем наш урок
II. Вызов
Составление кластера о ранее изученном материале.
На подносе: лимон, яблоко, мандарины, виноград, муляж муравья
О чём пойдёт речь на уроке? О каких веществах? (Ответ: о карбоновых кислотах)
III. Мотивация знаний
Пройдемся по лестнице знаний.
Учитель: Итак, давайте вспомним:
– Что мы называем карбоновыми кислотами? (Ответ учащихся)
– Какая функциональная группа называется карбоксильной?
– Укажите в списке формулы карбоновых кислот.
– Назовите карбоновые кислоты по международной номенклатуре.
– Назовите карбоновые кислоты по тривиальной номенклатуре.
Учитель: Мы уже знаем, что такое карбоновые кислоты, их классификацию, изомерию, номенклатуру. Скажите, пожалуйста, изучением чего мы должны заняться на этом уроке? Сформулируйте тему и цель нашего урока.
IV. Осмысление
Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков, в том числе кислые фрукты и соки, маринады, блюда с уксусом нельзя употреблять в пищу наряду с антибиотиками пенициллинового ряда и эритромицином. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?
(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах, могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм).
Можно ли прожить без знаний о карбоновых кислот? Может быть и можно, но, что бы себя считать образованными людьми, я думаю, мы обязаны знать, что мы едим и пьем, с чем мы имеем дело в быту. Знать, чем опасны эти вещества, с чем они могут прореагировать, поэтому нам и необходимы знания о химических свойствах карбоновых кислот.
Гипотеза: действительно ли карбоновые кислоты имеют такие же химические свойства, как неорганические кислоты.
Опишите строение карбоксильной группы.
Для этого заполните пробелы в предложенном тексте
(В карбонильной группе электронная плотность смещена от атома углерода к атому кислорода, поэтому на карбонильном углероде возникает частично положительный заряд. Атом углерода, компенсируя этот положительный заряд, притягивает к себе неподелённую пару электронов атома кислорода гидроксильной группы. В свою очередь атом кислорода оттягивает на себя электронную плотность связи О–Н, т.о. атом водорода в ней становится очень подвижным. )
Атом водорода приобретает повышенную подвижность, что существенно упрощает его отрыв в виде протона
Учитель: Выдвинем гипотезу реакции характерные для неорганических кислот будут также характерны и для карбоновых кислот? Давайте проведем исследование.
Внимательно рассмотрите выданные вам наборы веществ и прочитайте инструктивную карточку, а потом мы с вами обсудим результаты.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, вспомним правила техники безопасности.
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Учащиеся в парах выполняют эксперимент по карточкам и заполняют их.
Содержание инструктивной карточки
Выполните опыты, указанные в таблице.
Во втором столбце запишите наблюдаемые явления.
В третьем столбце запишите уравнение реакции.
Соблюдайте правила проведения опытов.
№ | Опыт | Что наблюдали | Уравнение реакции |
1. | В пробирку налейте СН3СООН и по каплям добавьте лакмус. |
|
|
2. | В пробирку с Zn прилейте СН3СООН. |
|
|
3. | В пробирку с СuО прилейте СН3СООН. |
|
|
4. | Налейте в пробирку NаОН, добавьте каплю фенолфталеина и прилейте СН3СООН. |
|
|
5. | Прилейте в пробирку с Nа 2СО3 СН3СООН. |
|
|
|
|
|
|
- Вы провели исследование химических свойств карбоновых кислот.
Обсуждение
– Как изменяется цвет лакмуса в растворе уксусной кислоты? (В растворе уксусной кислоты лакмусовая бумажка краснеет).
– Подобно неорганическим кислотам карбоновые кислоты тоже диссоциируют, но обратимо, т.к. являются слабыми электролитами. Запишите уравнение электролитической диссоциации.
– Что вы наблюдали при проведении второго опыта? (Видели, что при взаимодействии кислоты с цинком выделялся газ. Значит уксусная кислота взаимодействует с металлами)
– Что вы наблюдали при проведении третьего опыта? (При проведении третьего опыта наблюдали исчезновение порошка оксида меди и раствор стал голубым. Это говорит о том, что кислота взаимодействует с оксидами металлов)
– Каковы результаты четвертого опыта? ( Наблюдали исчезновение малиновой окраски, вызванной добавлением фенолфталеина)
– Что можно сказать о результатах пятого опыта? (При взаимодействии уксусной кислоты с солью наблюдали бурное течение реакции с выделением газа. Это говорит о том, что карбоновые кислоты взаимодействуют с солями)
Учитель: Подведем итоги проведенного исследования. Что вы можете сказать? (Ответ)
– Карбоновым кислотам характерны те же свойства, что и для неорганических кислот. Следовательно наша гипотеза подтвердилась.
Учитель:Но предельные карбоновые кислоты вступают и в такие реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот.
Это реакция этерификации – взаимодействие карбоновой кислоты со спиртом с образованием сложного эфира. Мы с вами проведем виртуальный химический эксперимент – получение сложного эфира.
Видеофрагмент «Специфические свойства уксусной и муравьиной кислот»
− С какой особенностью строения молекулы карбоновой кислоты связаны химические свойства? ( Все свойства связаны с присутствием в их молекуле гидроксильной группы.
Следующая ступенька в наших знаниях- это применение. Составление кластера.
Учащиеся получили задание сделать сообщения о нахождении и применении некоторых кислот.
И последняя ступенька это получение карбоновых кислот (рассматриваем окисление альдегидов и спиртов)
V.Применение на практике знаний о кислотах.
Учитель: А теперь я попрошу вас дать мне совет. Мне для консервирования нужно 500 г 9%-ного раствора СН3СООН. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять? (Решение задачи на доске).
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Изучение нового материала подходит к концу. Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия. (Изучить химические свойства, применение и получение карбоновых кислот).
Достигли мы этой цели?
Что вы узнали для себя нового в ходе урока, что особенно запомнилось?
Где пригодятся вам полученные знания?
(Знания расширят наше представление об окружающем мире веществ, пригодятся нам в быту и возможно в будущей профессии).