Конспект урока географии в 7 классе (Введение)
Учитель: Сагнаева Айслу Ароновна
Тема: Карты материков и океанов.
Цель: изучение карты как одной из видов географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Задачи:
1. Образовательные – сформировать у обучающихся знания о многообразии географических карт, объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания;
2. Развивающая – развитие познавательных умений сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам; составлять характеристику карты по плану; развития навыков работы с картой.
3. Воспитательные – воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу; развитие умения учебного труда, формирования приемов наблюдения, умение действовать самостоятельно;
Оборудование:
Карта полушарий, карта Омской области, топографическая карта, атлас «География материков и океанов» 7 класс, презентация урока, компьютер, экран, проектор,.
Литература:
Перлов Л. Е. Дидактические карточки – задания по географии: 7 класс к учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс»/Л. Е. Перлов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Учебник «География материков и океанов. 7 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/ В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – 18- е изд., стереотип- М.: Дрофа, 2011. – 319, [1] с.: ил., карт.
Ход урока.
Организационный момент.
Основная часть.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Введение».
Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире. Отгадайте загадку:
(СЛАЙД № 1 Загадка)
«Страны без людей,
Города без домов,
Лес без деревьев,
Море без воды.
Что это такое?» (Географическая карта) Правильно!
Так без чего же не может обойтись даже Великий путешественник? Без карты.
А раз уж в 7 классе мы изучаем географию материков и океанов, значит и тема нашего урока:
КАРТЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. (СЛАЙД № 2 тема урока)
А что же такое ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА? Верно!
(СЛАЙД № 3 определение карты)
Карта (от греч. - лист) - уменьшенное обобщенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков.
Скажите, а чем карта отличается от плана местности?
(Ответы детей)
А как Вы думаете? Для чего необходима нам карта?
Посмотрите вокруг! Загляните в атлас, полистайте учебник! Все ли карты одинаковы? Отличаются ли они?
ТАК КАКОВА ЖЕ ЦЕЛЬ НАШЕГО ЗАНЯТИЯ? ЧЕМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ?
(Мы будем на уроке изучать карты, учиться их сравнивать, будем описывать карты, т.е. давать характеристику картам)
(СЛАЙД № 4 Цель урока)
Совершенно верно! Но прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вернемся немного в прошлое и узнаем историю возникновения карт:
СООБЩЕНИЕ «ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАРТ» -Асхат
Спасибо. Ну вот Вы и узнали немного о том, как возникли карты. Итак, почему возникла необходимость в картах?
(ПОТОМУ, ЧТО ЛЮДИ СТАЛИ МНОГО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ)
Давайте повторим то, что Вы знаете о путешествиях и об открытиях :
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (СЛАЙД № 4 Вопросы по пройденной теме)
Изучение нового материала.
Итак, мы выяснили, что карты отличаются друг от друга.
Рассмотрим в учебнике рис. 7 стр. 18 «Деление карт на группы». Беседуя по данному рисунку, выясняем с обучающимися, на какие группы делятся карты, сколько их. Далее останавливаемся на каждой из групп, даем характеристику, находим пример карт в учебнике.
Например, (СЛАЙД № 5) по охвату территории: мировые (рис. 15 стр. 35 или рис. 26 стр. 54 учебника); карты материков и океанов (рис. 43 стр. 82 или рис. 54 стр. 118); карты государств и их частей (см. в атласе).
СЛАЙД № 6. Вспоминаем, что такое масштаб, для чего он необходим. Обращаемся вновь к вопросам в начале параграфа 3 (вопрос 2), выполняем задания на слайде 5.
Каково расстояние между двумя объектами, если:
А) на карте масштаба 1:10 000 между ними 5 см; (500метров)
Б) на карте масштаба 1:15 000 000 – 2 см. (300 километров)
Далее переходим к рис. 7 стр. 18 учебника + СЛАЙД №7 – деление карт по масштабу, вместе с учащимися приводим примеры из учебника атласа, настенных карт, карт атласа.
(СЛАЙД № 8. Деление карт по содержанию. Обучающиеся по рисунку определяют, что карты бывают общегеографические и тематические.
Найдите примеры карт в учебнике, называя страницы и номера рисунков.
Но и это еще не всё, существуют еще и комплексные карты. Найдите в учебнике на стр. 20 определение комплексной карты. Выясните, чем она отличается от тематической. Учащиеся делают выводы, работая с атласом, находят комплексные карты и подтверждают примерами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
Закрепление
В самом начале я Вас спросила чем мы будем заниматься на уроке, Вы ответили, что будем описывать карты, т.е. давать им характеристику. А по какому же плану: откройте учебники на стр. 311 (см. приложение). Этот план Вы видите на экране.
(СЛАЙД № 9 план характеристики карты)
Откройте учебник на странице 118 рис. 54. «Климатическая карта Африки».
Жаслан, выйди к доске, дай нам характеристику этой карты (остальные в тетради описывают карту по плану).
Работа по карточкам. С помощью схемы (рис. 7, стр.18) составьте характеристику карт, помещенных в учебнике и в атласе. Карты государств и их частей, а также материков, океанов и их частей объедините под общим понятием «Региональные». Пример: «Африка. Климатическая карта» (с. 15 атласа): Региональная, тематическая, мелкомасштабная.
«Природные зоны мира» (форзац 1 учебника):_____ Асхат
«Климатическая карта Северной Америки» (стр.211 рис. 83):_______ Жаслан
«Зарубежная Европа. Комплексная карта» (в атласе):___ Даир
«Строение земной коры» (форзац 2 учебника):_____ Алина
«Физическая карта Антарктиды» (стр.196, рис.79):______ Данат
«Основные поверхностные течения в Мировом океане» (стр. 51 учебника, рис. 25):_______ Жулдуз
Ответы:
1. Мировая, тематическая, мелкомасштабная.
2. Региональная, тематическая, мелкомасштабная.
Региональная, комплексная, мелкомасштабная.
Мировая, тематическая, мелкомасштабная.
Региональная, общегеографическая, мелкомасштабная.
Мировая, тематическая, мелкомасштабная.
Работа в парах:
Выполнение практического задания (СЛАЙД № 10) С помощью учебника выполните задания.
А) Сравните карты климатических поясов в учебнике (стр. 42) и в атласе. Что общего у этих карт и в чем их различие?
Черты общности: ______________
Черты различия: ______________
Ответ. Черты общности: содержание; мелкий масштаб; обе мировые; отмечены одни и те же пункты (города).
Черты различия: разный масштаб; карта атласа подробнее, в ее легенде дано описание климатов, обозначены климатические области и их границы.
Б) Сравните карты природных зон мира в учебнике (1 форзац учебника) и в атласе. Что общего у этих карт и в чем их различие?
Черты общности: ______________
Черты различия: _______________
Ответ. Черты общности: содержание. Одинаковый масштаб; обе мировые; отмечены одни те же пункты (города)
Черты различия: карта в атласе подробнее; в ней отмечены течения, подписаны реки.
Выполните практическое задание: (СЛАЙД № 11. Найдите соответствие)
Групповая работа: Вам необходимо подобрать карте соответствующую характеристику.
3. Заключительная часть.
РЕФЛЕКСИЯ: 1.Мне было интересно на уроке да/нет
2. Мне было трудно выполнять задания да/нет
3. Мне было легко выполнять задания да/нет
4. Я узнал(а) много нового на уроке да/нет .
Д / З. СЛАЙД № 12.
Выполнить П/Р «Описание карты по плану»
I в. – учебник стр. 308 рис. 118 «Заповедники и национальные парки мира»
– учебник стр. 279 рис. 110 «Регионы и страны зарубежной Азии»
II в. – учебник стр.93 рис. 47 «Морские пути в Атлантическом океане»
– учебник стр. 68 рис. 33 «Природные пояса Мирового океана»
Всем спасибо за урок! До свидания!